Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Павел Александрович Строганов. Джорж Доу. Военная галерея. Эрмитаж.1825г

Г.Р. Державин написал на их помолвку стихотворение:

О, сколь, София! ты приятна
В невинной красоте твоей,
Как чистая вода прозрачна,
Блистая розовой зарей.

Замечательно, что, будучи другом императрицы, графиня Софья Владимировна не имела никаких придворных отличий. В 1806 г. ей был пожалован статс-дамский портрет, но графиня вернула его государю, прося пожаловать в статс-дамы вместо неё её мать, княгиню Н.П.Голицыну, что и было исполнено.

Обворожительная красота Софьи Владимировны одно время сильно увлекала тонкого ценителя женщин Александра I. Графиня сумела, однако, с достоинством выйти из этого трудного положения и сохранить дружеское расположение к себе царской четы. Своими внешними и духовными качествами, тонким умом и прекрасным образованием Софья Владимировна обращала на себя в придворных сферах всеобщее внимание. Графиня Роксандра Эдлинг писала о ней:

… Будучи очаровательно умна, она никогда не давала чувствовать свое превосходство; потребно много искусства, дабы скрыть такое обилие прелестей и добродетелей. Что до меня, то я восхищалась охотно и потому я любила графиню Строганову и полагаю, что невозможно встретить столько совершенств в одном лице…

Полная взаимная любовь к мужу и детям и нежный уход за обожавшей её матерью наполняли домашнюю жизнь Софьи Владимировны. Сохранилось почти 500 писем переписки между супругами Строгановыми. Письма любви, нежности, поэзии, каждая строчка которых дышит громадным уважением друг к другу. Но семейное счастье Софьи Владимировны было недолгим.

23 февраля в битве под Краоном (Франция) на глазах отца погиб восемнадцатилетний старший сын – Александр Павлович. Через три года, 10 июня 1817 г., от чахотки и «меланхолии» скончался супруг– Павел Александрович.Оставшись вдовой в 42 года и пожизненной владелицей Строгановского майората (всего до 46 тыс. душ), Софья Владимировна остальное время своей жизни проводила или в своём имении Марьино или в петербургском Строгановском доме. Вся её деятельность сосредоточивалась почти исключительно на управлении и упорядочении запущенного хозяйства. Значительную часть времени Софья Владимировна уделяла воспитанию четырёх дочерей – Натальи, Аглаи, Елизаветы и Ольги, сумев привить им родовую строгановскую черту --- любовь к искусствам.

11 августа 1817 г. Высочайше был утвержден майоратный акт на пермские владения, о чем незадолго до смерти начал ходатайствовать еще гр. Павел Александрович. Этим актом был положен конец дальнейшему дроблению родовых имуществ.

Софья Владимировна сумела привести в блестящее состояние свои громадные владения. Вся администрация в её имениях состояла из местных уроженцев, бывших её крепостных или их потомков. Лица, назначавшиеся на должности в ее владениях, предварительно обучались или в школах, основанных графиней, или посылались даже в высшие учебные заведения Западной Европы.

В 1824 г. графиня основала в Петербурге собственную «Частную горнозаводскую школу», которая через 11 лет была переименована в «Школу земледелия, горных и лесных наук», утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым.

В 1825 г. Софья Владимировна основала в имении Марьино земледельческую школу, в которую из пермских вотчин были присланы 50 крестьянских сирот. Школы она учредила чуть не во всех более или менее значительных поселениях майората, а во многих из них также и подобие нынешних врачебных пунктов, для обслуживания которых посылала из Петербурга врачей-иностранцев.

Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 году в зале собраний Общества был установлен её бюст.

Софья Владимировна обладала тонким художественным вкусом. Творчество относилось к числу её сильных увлечений. Она была прекрасным рисовальщиком и живописцем. Её тонкие лирические пейзажи, выполненные акварелью, в начале XX века хранились во дворце на Невском.

В память о своем тесте, графе А. С. Строганове, президенте Академии художеств, Софья Владимировна увеличила число стипендий воспитанникам академии из своих средств. В 1819 г. на её средства было выпущено написанное Семеном Кирилловым «Руководство к познанию живописи, изданное для юношества обучающегося». А пять лет спустя графиня стала одним из учредителей Общества поощрения художеств, сыгравшего немалую роль в распространении культуры в России. Графиня традиционно держала двери петербургского дворца открытыми для представителей литературного и художественного мира. Меценатка была прекрасно знакома с современной ей русской литературой, постоянно принимала у себя поэтов и писателей. В её никогда не пустовавшем салоне завсегдатаями были Н.И. Гнедич, В.Л. Боровиковский, И.П. Мартос, Н.М. Карамзин, баснописец И. А. Крылов, поэт В. А. Жуковский, предположительно, заходил туда и А.С. Пушкин.

Дружеские отношения связывали Строганову с семьей Олениных; о близости их можно судить по тому, что именно А.Н.Оленина попросил граф П.А.Строганов известить Софью Владимировну о гибели их сына. Знаменитую картинную галерею графини Строгановой посещали представители высшей знати и люди искусства. На Строгановской даче на Каменном Острове часто бывали члены царской семьи. Эта дача была построена в 1795 году графом А.С.Строгановым на берегу Большой Невки для сына и невестки. Именно там проходили известные всем современникам Строгановские праздники.

Она не только расширила владения, купив ближайшую деревню Андрианово (в 1811 году), но и дала имению современное имя (в честь основательницы Марии Строгановой-бабушки своего мужа). Одновременно она разбила парк в английском стиле и приступила к перестройке дома, в результате которой он приобрел свой нынешний вид (архитектор И.Ф. Колодин).


Всю деятельность графини Софьи Строгановой отличала основательность и рациональность, говорившая о том, что ее главной задачей было отнюдь не создание загородной дворянской дачи для увеселений: благосостояние некогда богатейшего рода пошатнулось со смертью в 1811 году Александра Сергеевича Строганова, оставившего семье многомиллионные долги. По документам XX века была установлена дата снования усадьбы – 1811 год

Начало работ, превративших Марьино в образцовое имение, связывают с именем Александра Зандрока, землемера, поставившего организацию местного лесного хозяйства на научные «рельсы». Впоследствии использование графиней многочисленных технологических новшеств было отмечено золотой медалью Общества поощрения лесного хозяйства
.

 

 


В результате такого подхода путевку в жизнь получил также известный в будущем лесовод Александр Теплоухов, отправленный хозяйкой на стажировку в Германию и с блеском применивший полученные знания по возвращении в Россию.

Современный парк в Марьино сильно отличается от прежнего. Активные работы по его реконструкции ведутся уже несколько лет, но, очевидно, принесут заметный результат не раньше, чем через несколько десятилетий.

 

 

 

 

Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. По проекту, предложенному впоследствии его учеником, Христианом Мейером, усадьба должна была быть построена в виде круга, символизирующего своеобразный храм солнца.

Марьино изначально задумывалось как ансамбль-мемориал в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Тем не менее, итоговый утвержденный проект архитектора Ивана Колодина оказался более сдержанным полукруглым зданием в классическом стиле – в том виде, в котором оно существует сегодня.

Необходимость экономии объяснялась скоропостижными смертями мужа, свекра и сына, пережитых семейством Строгановых за короткий промежуток времени. После внезапной смерти архитектора строительство продолжили его ученики И. Колодин, С. Лукин, Х. Мейер, А. Никитин, П. Иванов, И. Тунёв, П. Садовников.

Дворцово-парковый ансамбль представляет собой удивительно гармоничное существование развёрнутой к солнцу торжественной палладианской виллы на фоне северной русской природы. Декоративная роспись парадных помещений дворца была исполнена группой итальянских художников под руководством известного живописца и портретиста Д.-Б. Ортолани по эскизам Д.-Б. Скотти.

Занимаясь внутренней отделкой, Софья Строганова следовала своему желанию создать роскошный интерьер. В итоге, потолки были расписаны гризалью (Дж. Скотти), а убранство составили скульптуры, картины и бронзовые изделия из родового дома на Невском проспекте. Именно так в этих удаленных деревенских краях появились картины кисти итальянских, испанских и голландских мастеров XVII века.

Параллельно велось развитие инфраструктуры: построены внутри усадебные дороги, ферма, дом для мастерских ремесленников, прорыты каналы для осушения лесов и т.п. – работа кипела, и во главе этого процесса стояла графиня Софья Строганова.

В Марьино ее нередко навещали члены императорской и великокняжеской семей Александра I и Николая II, приезжавшие сюда поохотиться. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Не случайно, что к началу XX века в нем стали заметны следы запустения и разрушения.
В судьбе Марьино после революции началась новая глава, что было характерно для многих дворянских построек в России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз менял хозяев, пока не перешло к Русскому музею.

В 30-е годы произошел конфликт между руководством музея и деревенскими крестьянами, в результате которого Марьино приобрело нового владельца в лице Геологического института.

Все эти перипетии, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. До сих пор разрушен и Мариинский храм при въезде в усадьбу.

В господском доме была собрана уникальная библиотека из 10 тыс. томов, в конце 1920-х гг. частично переведенная в фонды РНБ и Государственного Эрмитажа. Интерьеры здания хозяева старательно украшали произведениями из ценных художественных коллекций эпохи Возрождения.

Примечательно, что в течение первого после революции десятилетия все это должным образом сохранялось и демонстрировалось трудовому народу в качестве экспонатов Музея дворянского быта. Его экспозиция, кроме того, содержала немало семейных реликвий бывших хозяев дома, а фондохранилище — переписку графини с императором и императрицами, мужем, братом, детьми и матерью.

После ликвидации музея в 1928 г. его собрание было расформировано и распределено по более чем 55-ти государственным хранилищам, причем много ценных предметов тогда же «ушло с молотка» на Берлинском аукционе.

На протяжении нескольких лет основной объект архитектурно-паркового ансамбля оставался практически «бесхозным», хотя наиболее серьезные испытания ему выпали несколько позднее, в годы немецкой оккупации Марьино. Прямо внутри дома были устроены военный госпиталь, квартиры и казино для офицеров Вермахта. Разрушения и утраты, постигшие усадьбу в тот период, оказались настолько существенными, а государственные резервы средств на их устранение и восполнение — скромными, что даже приступить к восстановлению постройки удалось лишь через полтора десятка лет после войны.

В 1960 году усадьба официально обрела статус объекта охраны союзного значения, начался ее частичный реставрационный ремонт с параллельным приспособлением под размещение детского дома. Впрочем, и это учреждение не задержалось здесь навсегда — с началом перестройки сюда перебазировался пансионат одного из тосненских предприятий «Сокол»

Все это время сменявшие друг друга хозяева (конечно, в пределах своих финансовых возможностей и пользовательских полномочий — то есть, как могли) поддерживали памятник. Однако при таких перипетиях с функциональной нагрузкой, да еще и без сколько-нибудь ощутимой господдержки деградация всего ансамбля и его пространственной доминанты становилась неизбежной. Ситуацию, которая к исходу прошлого века воцарилась на территории Марьино, иначе как критической не назовешь.

Усадьба долгое время находилась в запустении, в результате чего к разрушениям, принесенным Второй мировой войной, добавились новые: сильно пострадавший парк и само здание во многом утратили свой первоначальный облик.

Нельзя исключать, что и эта дворянская усадьба близ деревни Андрианово Тосненского района могла пополнить длинный и печальный мартиролог безвозвратно утраченных памятников Ленинградской области. Такого, к счастью, не произошло. В 2008 г. бывшее имение Строгановых-Голицыных после 120-летнего перерыва опять стало частным владением

С этого момента есть смысл вести новый отсчет времени в истории Марьино, которое начало возрождаться благодаря стараниям и инвестициям сегодняшней хозяйки усадьбы Галины Георгиевны Степановой, ее умению придать нужный импульс инициативам и трудам сплотившегося вокруг коллектива единомышленников — проектировщиков, реставраторов, искусствоведов, историков и т. д.


Суть идеи состоит в намерении реализовать историческую функцию усадебного комплекса в современно востребованном формате. В этом отношении, а еще и учитывая, что реализация проекта осуществляется исключительно на деньги собственника, мы имеем дело с первым в масштабах страны опытом спасения памятника по инновационной, если угодно, модели.

В планах, которые уже частично воплощены, дословно предусматривается «реконструкция объекта по состоянию на период наибольшего расцвета», что подведет почву под эффективную «эксплуатацию публичного интереса к историческим корням русской усадебной культуры.

Сегодня усадьба функционирует не только как музейно-исторический комплекс, где можно заказать экскурсию по парку и парадным залам дворца, но и как гостевой дом с комфортабельными номерами для отдыха гостей имения, гардеробом исторических костюмов, конюшней и каретным парком, - дом, где всегда рады гостям и готовы их удивить.

Зная историю жизни усадьбы, нынешние её гости могут в интерактивной форме погрузится в интересные, занимательные сюжеты, быть активными участниками исторической реконструкции событий.

 

ПойдемХодитьПоходы
В субботу 7 декабря приглашаю в поход-разведку по новому маршруту: Тосно-Андрианово (усадьба Марьино-имение Строгановых))-Рублево – берег Тосны-лесная дорога через учлесхоз-кордон Малиновка-охотничий дворец Александра 2 и Крестовоздвиженская церковь арх. Н.Л. Бенуа в Лисино-Корпус. Протяженность около 15км для ОПЫТНЫХ НОРДИКОВ. Электричка с Московского вокзала в 9:03 до Тосно. Прибывает в 10час. Тут как повезет-бегом пересаживаемся на местный автобус №326(в 10 или 10:44) едем до Андриановской школы. Посещаем усадьбу Марьино-сейчас там частная гостиница (надеюсь, снаружи можно будет осмотреть), дальше пешком до Рублево, по мосту переходим Тосну и по лесной дороге идем до Лисино-Корпус, где осмотрим комплекс зданий старейшего лесотехнического учебного заведения России, церковь, охотничий дворец. Обратно вернемся на автобусе №313до Тосно-и далее либо на маршрутке №610(до Купчино и Звездной) либо на поезде(16:22, 17:20, 17:46, 18:02, 18:53)в город. С собой нордпаёк, носки, что-то поддеть теплое. Если подморозит-подстраховаться ледоступами. И главное- здоровый авантюризм. Стоимость 200р. Тренер Алла Павлюченко 89119882994.

 

 

Тосненский район в его современных границах появился на карте России в 1930 году. Прекрасные места, на 80% покрытые лесными массивами, расположены всего лишь в 40 км к югу от Петербурга (город Тосно — в 53 км).

Сначала была река

Тосно обязан своим названием левому невскому притоку — реке Тосне. Этимология названия не совсем ясна, но исследователи склоняются к мнению, что слово либо выпестовалось из ранней формы распространенного обозначения любой реки — «Тьсна» (или «Цна»), либо имеет родственную связь с балтийским Tusna («тихая»). По третьей версии, Тосна — трансформация древнеславянского «Тесьне» («узкая»).

Славяне появились здесь в XI–XII веках, постепенно осваивая территорию, на которой уже существовали немногочисленные финно-угорские поселения. Местоположение было весьма заманчивым (выход к морю по речным магистралям, часть пути «из варяг в греки»), но неспокойным: приграничное соседство со Швецией, с Ливонским и Тевтонским орденами обязывало быть настороже. Река Тосна с многочисленными притоками, включая Саблинку, на протяжении нескольких веков периодически становилась границей между Россией и Швецией. Сформировавшись как Водская Пятина (то есть пятая часть) Новгородского княжества, уже в XV веке эти земли были присоединены к Московскому государству.

В начале XVIII века на оживленной дороге, связывавшей Санкт-Петербург и Москву, была основана ямская слобода — почтовая станция Ям-Тосна, и к началу XIX века Тосна стала самым крупным селением и почтовой станцией на Московском тракте. Открытие в 1851 году железной дороги Санкт-Петербург — Москва дало толчок развитию этих территорий не только в промышленном аспекте, но и как популярной рекреационной зоны.

Есть в графском парке старый пруд…

Одним из сохранившихся до нашего времени дворянских гнезд является поместье Марьино. Стоящее на берегу Тосны владение громких дворянских фамилий Строгановых и Голицыных было названо в честь баронессы Марьи Строгановой — кумы Петра I. Обустройство вотчины во многом заслуга супруги графа П. А. Строганова — Софьи Владимировны, урожденной Голицыной. За 40 лет она превратила имение в уникальный природно-архитектурный комплекс, который по пышности мог сравниться разве что с Павловском.

Усадьба обосновалась на возвышенном участке и казалась островом: с севера река Тосна, с востока — река Пялья, а на юге раскинулось Жаровское озеро. Весь комплекс задумывался как архитектурный памятник Отечественной войне 1812 года. Исторический факт: в роскошной библиотеке Строгановых хранились военные трофеи: мундир и футляр от жезла французского маршала Даву.

Загородный дворец не раз перестраивался, благо крепостные архитекторы не переводились. В Марьине работал архитектор Адам Менелас (в Россию его пригласил сам Камерон), который планировал парки и сады в Петергофе и Царском Селе. Он воздвиг парадные въездные ворота, аналогичные гатчинским, на Поваренном ручье устроил систему запруд, перебросил мосты, занимался обустройством парка.

Крепостной архитектор П. С. Садовников разбил в центре парадного двора газон и цветочный сад с прудом, обрамленный померанцевыми, лимонными, апельсиновыми и редкими хвойными деревьями. В середине возвышался романтичный, увитый зеленью пьедестал с часами и флюгером. Архитектурной удачей Садовникова считается перестроенная в псевдобританском готическом стиле церковь (ныне руинированная). В имении был розарий и многочисленные цветники — цветы отправлялись в Петербург.

По отзывам современников, жизнь в Марьине была разнообразной: музыка в исполнении крепостных музыкантов, балы, кавалькады, катанья на воде, фейерверки и другие увеселения. Михаил Глинка в своих «Записках» вспоминал Марьино, где он исполнял партию Фигаро в сценах из «Севильского цирюльника» Россини.

Недавно Марьино стало частной собственностью. В графском парке скоро появится новый пруд, восстановлены несколько залов и обустроено полтора десятка гостиничных номеров. Хранители Марьино пытаются вернуть поместью первозданный облик. Русский музей безвозмездно передал марьинские альбомы, по акварелям и рисункам которых будет восстанавливаться былое величие.

Нынешние владельцы поместья популяризируют местное привидение: будто бы по ночам кто-то в танцевальном зале шуршит и смеется. Окрестные жители утверждают, что церковь и усадьбу Марьино связывает подземный ход, но пока его никто не обнаружил.

 

 

«Царские охоты» в «Русском лесу»

Лисино-Корпус

 

«Маленький красивый город» — так называли в начале XIX века небольшое село Лисино, расположенное в 18 км от Тосно и в 50 км к югу от Петербурга. Это старинное славянское поселение известно еще с Х века.

Прилегающая к Лисину окрестность была частью Ингерманландии. После того как Петр I утвердился на берегах Балтийского моря и создал флот, древесное изобилие приобрело особую ценность в качестве строительного материала. Здешние леса были описаны по породам деревьев в 1704, 1715 и 1720 годах, отнесены к категории заповедных и корабельных, а стратегически важную древесину стали отправлять на Адмиралтейские верфи.

Лисино известно пышными царскими охотами. В 1834 году по личному указу императора Николая I на территории Лисинской казенной лесной дачи было учреждено первое в России учебное лесничество, появился егерский корпус (отсюда и название Лисино-Корпус). Позднее страстный охотник император Александр II избрал для своих охотничьих забав эти заповедные места. С превращением в 1860 году Лисинского лесничества в «заказ» для царских охот в нем появились «зверинцы» для ланей, косуль, кабанов. Леса были богаты лосями, медведями, лисицами, зайцами, волками, глухарями, тетеревами. Говорят, что Александр II предпочитал охоту на медведя. Бывали в Лисине и такие знатоки охоты, как А. К. Толстой, Н. А. Некрасов, И. С. Соколов-Микитов, А. А. Ливеровский, ученые В. В. Померанцев, Н. Н. Урванцев и даже кинозвезда советского времени Николай Черкасов, сыгравший Александра Невского в киноэпопее Сергея Эйзенштейна

Автором архитектурного комплекса в Лисине был выдающийся архитектор Н. Л. Бенуа. Среди сохранившихся построек церковь в честь происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. В настоящее время это единственный в России храм работников лесного хозяйства. Лисинский охотничий дворец относят к удачам Бенуа: в нем наметились элементы будущего стиля модерн.Лисино-Корпус и поныне является практической базой Лесотехнической академии. В корпусе, «доме сорока практикантов», обосновался Лесотехнический колледж. Сохранился и охотничий дворец Александра II. При Лесном училище создан Музей леса. С 1995 года все постройки комплекса обрели статус объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Любопытно, что несправедливо забытый ученый-лесовод, писатель, общественный деятель Николай Щелгунов, его жена и поэт и публицист Михаил Михайлов (также проживавший в Лисине) стали прототипами героев романа «Что делать?». Со всеми тремя был лично знаком Николай Чернышевский. Лисино связано с еще одной литературной реминисценцией: опыт русских лесоводов послужил основой для написания Л. М. Леоновым знаменитого романа «Русский лес».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...