Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика литейного производства

Содержание

 

Введение

Характеристика литейного производства

Сущность литейного производства

Типы литейного производства

Элементы литейной формы и литейные сплавы

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Рабочие Воткинского завода издавна владели сложным искусством обработки металла. Здесь существовало высокоразвитое литейное производство, где отливали детали для нужд завода. В первой половине XIX в. художественное литье еще не было прерогативой какого-то одного железоделательного завода, оно выпускалось на многих уральских предприятиях (первые образцы лить Воткинского завода относятся к 30-м годам XIX в.), литье выпускалось как на частных, так и на казенных заводах – Каменском, Кушвинском, Верх-Исетском и многих других, в том числе и на Воткинском. Но литье из чугуна занимало лишь определённую часть заводской продукции и вовсе не было специализацией какого-либо металлургического предприятия. Стремительный подъём чугунного художественного литья, захвативший в первой трети XIX в. многие уральские заводы, стал постепенно спадать к середине столетия. Этому были две причины: спад монументально-декоративных форм чугунного художественного литья и не на каждом заводе были необходимые условия для выпуска высокохудожественного чугунного литья. Поэтому количество заводов, где занимались литьем резко сокращается. В развитие уральского художественного чугунного литья вмешиваются производственно-технические условия и экономика. Оно стало затухать там, где было искусственным или случайным и, наоборот, развивалось и расцветало там, где для этого были необходимые предпосылки и условия. (Павловский Б. В. 1975, с. 58-59). Поэтому, в отличие от каслинского, воткинское бытовое литье всегда играло роль подсобного производства, было невелико по количеству, но оно всё же сохранилось на заводе. В основной массе оно достигло высокого художественного уровня, но некоторые образцы отличались техникой исполнения и совершенством.

Литье – это совокупность всех процессов получения металлических изделий путем выливания расплавленного металла, внутренняя полость которой соответствует отливаемому предмету. Процесс изготовления любой детали из чугуна состоял из нескольких этапов: изготовление модели, которую затем отправляли формовщику для получения отпечатка в земляной форме, полученная форма сушилась и заливалась расплавленным металлом, после затвердевания земляная форма разрушалась и полученная отливка извлекалась извлекалась из формы, которая подвергалась тщательному осмотру с последующей обрубкой литников.

Для того, чтобы получить отливку желаемой формы, брали готовый образец, чем и объясняется довольно широкое распространение в среде рабочих пепельниц, декоративных блюд и других бытовых предметов с нехарактерными для Воткинска мотивами. Многие эти предметы были отлиты на Воткинском заводе по образцу каслинского литья. С особым успехом выполнялись в Каслях произведения анималистичекого жанра (изображения животных).

Одна из причин этого успеха состояла в том, что в создание этих произведений мастера вкладывали свои наблюдения за жизнью уральской природы. Это же можно сказать и про оригинальное самобытные изделия воткинцев. Здесь изготавливали и пепельницы в форме головы коровы, кошки. На рамках фотографий порой можно было увидеть целую картину лесной жизни, подсмотренную автором и затем талантливо переданную в металле. Среди традиционно воткинских бытовых изделий отметим прежде всего печные дверцы. В фондах краеведческого музея имеется одно из таких изделий, на котором представлено изображение силуэта заводской башни- главного въезда на территорию завода. Еще одним характерным предметом чугунного литья являются подсвечники в форме якоря, которые отличались тонкостью, качеством отделки и исполнения. Надо отметить, что мотив якоря был, видимо, одним из влюбленных на заводе среди рабочих, т.к он встречается даже в деревянной резьбе наличников домов Воткинска.

В начале XIX в.на заводе занимались изготовлением бытового литья. В 1810 г. На Воткинский завод прибыл скульптор Карл Пост, к нему для усвоения навыков работы по камню и металлу были прикреплены дети мастеровых Василий Быстров и Иван Степанов. В 1816 году для обучения медальерному искусству были направлены школьники Александр Шемякин и Григорий Попов, которые проходили подготовку при Екатеринбургском монетном дворе.

Перед составителями данного католога вставала сложная интересная задача – попытаться найти где –либо в архивных документах конкретное упоминание о воткинском чугунном бытовом литье.

Просматривая дела государственного архива Свердловской области фонда №24, был обнаружен очень интересный документ: «Сличительные ведомости о денежных оборотах, ведомости о доходах и общим отчетом по заводам Камского-Воткинского горного округа на 1892г.». где есть упоминание о чугунном бытовом литье. В деле приведена таблица об изготовлении на заводе чугунных вещей, там записаны такие данные: колосников (для печей) изготовлено 5 на сумму 12руб. 64 коп., рамок – 1, блюд чугунных – 1 на сумму 3 руб. Рамки, колосники, блюда – типичные образцы литья воткинских рабочих.

В следующем деле № 3769 приведены данные по литейному цеху завода, указан состав формовочной земли для литья. На заводе оно состояла из кокса, каменного русского угля, журавлинского песка, белой глины. Один из этапов в подготовке литейной отливки – формовка, она имеет целью приготовить формы для отливки в них расплавленного металла. После формовки деталь просушивают, сушка могла происходить различными способами, самый простой из них – специально приспособленные листы с горячими угольями сверху. Формовку производили в опоках II и V категорий – специальных деревянных ящиках, разделенных на две разные половины, либо с помощью модельных досок. В опоки засыпали формовочную землю, которую тщательно трамбовали вручную. Этим обстоятельством как раз и объясняется то, что изделия воткинских местеров отличались меньшей тщательностью исполнения – поверхность некоторых изделий шероховатая, изображения не четкие. Дело в том, что в Каслях земляные породы, из которых изготовляли литейные формы имели высокое качество. При высокой вязкости и плотности, они хорошо пропускали газы от расплавленного чугуна. Наряду с этим каслинский чугун с большим содержанием кремния, по сравнению с другими, давал чрезвычайную тонкость отливки. При отливке воткинского чугуна случалось, что газы не удалялись полностью, а оставаясь в отливке, образовывали дефекты. Формовка художественного литья очень сложна, т.к. здесь очень мало геометрически правильных плоскостей и формы собирались из отдельно заформованных частей, сама же формовка требовала от рабочей большего опыта и художественного вкуса.

Воткинское литье находило свое распространение только в пределах заводского посёлка, не шло на рынок.


Характеристика литейного производства

 

 

Краткая характеристика процесса получения отливок и работы отделений литейного цеха.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...