Роль Финляндии в укреплении мира
С середины 60-х годов происходит дальнейшая активизация Финляндии в международных делах. Констатировав упрочение внешнеполитических позиций своей страны в результате последовательного курса на расширение дружбы и сотрудничества с Советским Союзом, а также признание, которое внешняя политика Финляндии получила на международной арене, президент У. К. Кекконен в январе 1967 года заявил: «Наша задача заключается в том, чтобы проводить такую внешнюю политику, которая дала бы нам возможность активно участвовать во всех сферах международной деятельности, которые связаны с Финляндией, и с помощью политических средств обеспечивать наши права и оберегать нашу независимость». В этот период начинает формироваться одно из главных направлений современной внешней политики Финляндии — активное содействие решению проблем обеспечения мира в Европе, что впоследствии во многом предопределило ту конструктивную роль, которую Финляндия сыграла в 70-х годах в становлении процессов разрядки на европейском континенте, в созыве и успешном проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Eвpoпe. Развивая концепцию безопасности своей страны с учетом положений договора 1948 года, президент У. К. Кекконен особо подчеркивал, что Финляндия может оставаться вне конфликтов только при условии, если в Европе будет сохранен мир. В периоды обострений международной обстановки 1960-х годов Кекконен неоднократно подчеркивал серьезную озабоченность по этому поводу. Правительство и демократическая общественность Финляндии поддержали позицию президента, хотя в правых кругах страны, так же как и на Западе, выступления Кекконена были расценены как «отход от политики нейтралитета».
Целям укрепления безопасности в Европе служили и действия Финляндии, направленные на продвижение идеи об объявлении Севера Европы безъядерной зоной, возросшую актуальность которой не раз подчеркивал в эти годы У. К. Кекконен. В ноябре 1965 года президент Финляндии выдвинул новое предложение, направленное на изъятие Северной Европы из сферы возможных военных.конфликтов, предложив Норвегии договориться о запрещении военных действий в районе финляндско-норвежской границы. В условиях ряда позитивных перемен, наметившихся в Европе и мире в конце 60-х годов (укрепление сотрудничества между СССР и Францией, некоторые сдвиги в советско-западногерманских отношениях, установление определенного взаимопонимания между СССР и США в вопросах ограничения вооружений), президент Кекконен все больше приходил к выводу о том, что Финляндия может и должна внести свой вклад в, развитие процессов разрядки на европейском континенте. В мае 1969 года правительство Финляндии направило правительствам всех европейских государств, а также США и Канады памятную записку, в которой предложило свои услуги по организации в Хельсинки общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству, идея которого была выдвинута в будапештском (1969 г.) обращении государств — участников Варшавского Договора. Как важное событие с точки зрения укрепления международного престижа Финляндии была воспринята договоренность между правительствами СССР и США о начале в Хельсинки в ноябре 1969 года советско-американских переговоров об ограничении стратегических наступательных и оборонительных вооружений, которые в 1970—1972 годах были продолжены попеременно в Вене и Хельсинки (и завершены в Женеве). Позднее в Хельсинки проводились советско-американские консультации по вопросам, связанным с ограничением международной торговли оружием, а также касающимся противоспутниковых систем.
Продолжала постепенно расширяться сфера деятельности Финляндии в ООН. Финские представители активно выражали уверенность, что дружественные и добрососедские отношения между Советским Союзом и Финляндией, являющиеся плодом совместных усилии народов и государственных руководителей обеих стран, получат дальнейшее развитие на благо советского и финляндского народов, в интересах прочного мира и международной безопасности. И действительно, уже первые годы пребывания М. Койвисто на посту президента Финляндии подтвердили преемственность и последовательность.внешнеполитической линии страны, сложившейся в послевоенные десятилетия. С конструктивных, взвешенных позиций Финляндия продолжала в это время выступать по многим вопросам обеспечения мира и разрядки; прекращения гонки вооружений, предотвращения угрозы ядерной войны. Первостепенной задаче — задаче устранения угрозы ядерной войны - была посвящена речь президента Койвисто на XXXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. «Нет ничего важнее предотвращения ядерной воины»,— заявил финляндский президент. Делегация Финляндии поддержала предложение, направленное на недопущение милитаризации космоса и замораживание ядерных вооружений; проголосовала за резолюцию, призывающую ядерные державы взять на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. Одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности Финляндии в это время остается содействие развитию общеевропейского процесса, начатого Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. Финская дипломатия в 1981—1983 годах активно и умело действовала в пользу результативного завершения мадридской встречи (одного из этапов процесса европейского разоружения), сыграв важную роль в разработке проекта ее итогового Документа. Внешнеполитическое руководство Финляндии продолжало держать в центре внимания проблемы сохранения мира и безопасности на Севере Европы, подчеркивая, что актуальность идеи У. К. Кекконена об объявлении этого района безъядерной зоной не только полностью сохраняется, но и возрастает в условиях нынешнего обострения международной обстановки. Финляндское правительство высказалось в поддержку предложения Швеции, выдвинутого в 1983 году, о создании в Центральной Европе зоны, свободной от ядерного оружия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|