Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

для реализации образовательной программы

среднего специального образования

по специальностям 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность

(по направлениям)», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет,

анализ и контроль», 2-26 02 03 «Маркетинг»,

2-27 01 01 «Экономика и организация производства»

 

Минск

Автор Д.И.Балашов, преподаватель ГУО «Минский финансово-экономический колледж»
Рецензенты: Г.В. Турбан, заведующий кафедрой международного бизнеса УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент; Д.В. Ясюкевич, преподаватель УО «Молодечненский торгово-экономический колледж Белкоопсоюза»

 

Ответственный за выпуск В.М. Шушлябина, начальник отдела УО «Республиканский институт профессионального образования»

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании бюро РМО педагогических работников учреждений среднего специального образования по образованию в области экономики, управления и организации производства, права.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебной дисциплине «Внешнеэкономическая деятель­ность» предусматривает комплексное рассмотрение государственного ре­гулирования, подготовки и проведения различных внешнеторговых опера­ций в коммерческой организации.

Цель изучения учебной дисциплины - приобретение учащимися необ­ходимых знаний об организации внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и в международной практике на современном этапе, что является одним из необходимых условий подготовки квалифицирован­ных специалистов в области экономики и управления.

Учебная дисциплина изучается в тесной взаимосвязи с учебными дис­циплинами «Экономика организации», «Налогообложение», «Бухгалтер­ский учет», «Банковское дело», «Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности».

Изучение учебной дисциплины направлено на формирование и разви­тие у учащихся:

экономического мышления, навыков критической оценки хозяйствен­ных ситуаций;

умения активно действовать в изменяющихся условиях, при сочета­нии экономических и административных методов государственного управ­ления в экономике;

социальной ответственности, внимательности, трудолюбия.

Для лучшего усвоения теоретического материала и приобретения учащимися необходимых навыков программой предусматривается прове­дение практических занятий. Форма проведения практических занятий по учебной дисциплине определяется преподавателем исходя из цели обуче­ния и содержания материала.

В целях контроля знаний учащихся предусмотрено проведение обяза­тельной контрольной работы, задания для которой разрабатываются пре­подавателем и рассматриваются предметной (цикловой) комиссией.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:

понятие и формы внешнеэкономической деятельности организации;

роль Республики Беларусь в системе международных экономических отношений;

функции органов управления внешнеэкономической деятельностью на уровне государства в целом и отдельной организации;

знать на уровне понимания:

содержание тарифных и нетарифных методов государственного регу­лирования внешнеэкономической деятельности;

сущность, правовое регулирование и организацию отдельных видов международных (внешнеторговых) коммерческих операций (сделок);

основы организации перевозок и расчетов во внешнеэкономической

деятельности;

уметь:

составлять внешнеторговый договор с использованием типовых форм

и образцов;

рассчитывать таможенную стоимость товара;

рассчитывать таможенные платежи и цену внешнеторговой сделки;

выбирать наиболее эффективный вид транспорта для международной перевозки;

определять оптимальную форму платежа по внешнеторговой сделке.

В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, которые разрабо­таны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих по­лучение среднего специального образования (постановление Министерст­ва образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17).

В программе приведен примерный перечень оснащения учебного ка­бинета оборудованием, техническими средствами обучения, необходимы­ми для обеспечения образовательного процесса.

Приведенный в программе тематический план является примерным. Предметная (цикловая) комиссия учреждения образования может вносить обоснованные изменения в содержание программного материала и распре­деление учебных часов по темам в пределах общего времени на изучение учебной дисциплины. Все изменения должны быть утверждены заместите­лем руководителя учреждения образования по учебной работе.


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Количество учебных часов
Всего В том числе на прак­тические занятия
Введение    
1. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей    
2. Государственное регулирование и управление внеш­неэкономической деятельностью    
3. Международные коммерческие операции. Подготовка внешнеторговых сделок   2
4. Операции международной купли-продажи товаров    
5. Операции международной купли-продажи услуг и объ­ектов интеллектуальной собственности    
Обязательная контрольная работа    
6. Международные встречные и торгово-посреднические операции    
7. Международные перевозки    
8. Валютно-финансовые отношения во внешнеэкономи­ческой деятельности   2
Итого    

 



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель изучения темы Содержание темы Результат
Введение
Познакомитьс предметом, целью и задачами дисциплины, ее содержанием. Сформировать представление о внешнеэкономической деятельности, ее значении на совеременном этапе; об организации учебного процесса. Предмет, цель, задачи, содержание дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность», связь с другими дисциплинами. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, значение, содержание (формы), субъекты. Организация учебного процесса. Лекции и практические занятия. Самостоятельная работа учащихся. Характеристика источников, используемых в работе: нормативные правовые акты, учебная литература, периодические издания и др. Называет предмет, цель и задачи дисциплины, ориентируется в ее содержании. Высказывает общее суждение о внешнеэкономической деятельности, ее роли на современном этапе; об организации учебного процесса.  
Тема 1. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
Познакомить с тенденциями мирового экономического развития. Сформировать знания о роли международных экономических организаций, современном состоянии внешнеэкономических связей Республики Беларусь. Современные тенденции мирового экономического развития. Международные экономические организации и их роль. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Современное состояние внешнеэкономических связей Республики Беларусь. Иностранные инвестиции и оценка инвестиционного климата. Называет тенденции мирового экономического развития. Раскрывает роль международных экономических организаций, определяет современное состояние внешнеэкономических связей Республики Беларусь.
Тема 2. Государственное регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью
Сформировать понятие о системе и функциях органов управления внешнеэкономической деятельностью на уровне государства и организации. Сформировать знания о тарифных и нетарифных методах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь и их функции. Управление внешнеэкономической деятельностью в организации. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: сущность, методы (тарифные, нетарифные). Таможенный тариф. Методы определения таможенной стоимости товара. Таможенные процедуры. Международные товарные номенклатуры. Объясняет систему и функции органов управления внешнеэкономической деятельностью на уровне государства и организации. Раскрывает тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.  
  Сформировать умения рассчитывать таможенную стоимость товара и таможенные платежи Практическое занятие №1 Расчет таможенной стоимости товара и таможенных платежей.   Рассчитывает таможенную стоимость товара и таможенные платежи.
Тема 3. Международные коммерческие операции. Подготовка внешнеторговых сделок
Дать понятие о сущности, видах и порядке подготовки внешнеторговых сделок. Сформировать знания о порядке определения цен, об оценке эффективности внешнеторговых сделок. Международные (внешнеторговые) коммерческие операции (сделки): сущность, виды. Подготовка внешнеторговых сделок: поиск и выбор контрагентов, коммерческие предложения, обоснование цен, оценка эффективности. Объясняет сущность, виды и порядок подготовки внешнеторговых сделок. Излагает порядок определения цен, сущность оценки эффективности внешнеторговых сделок.
  Сформировать умения рассчитывать цену и эффективность внешнеторговой сделки. Практическое занятие №2 Расчет цены и эффективности внешнеторговой сделки.   Рассчитывает цену и эффективность внешнеторговой сделки.
Тема 4. Операции международной купли-продажи товаров
Сформировать знания о правовом регулировании, структуре и содержание договора международной купли-продажи товаров. Договор международной купли-продажи товаров: правовое регулирование, структура, содержание. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Международные торговые термины «Инкотермс»   Раскрывает суть правового регулирования, структуры и содержания договора международной купли-продажи товаров.
Тема 5. Операции международной купли-продажи услуг и объектов интеллектуальной собственности
Сформировать понятие о сущности, видах, правовом регулировании и порядке осуществления международных операций купли-продажи услуг и объектов интеллектуальной собственности. Международные услуги: понятие, классификация. Характеристика отдельных видов услуг (инжиниринг, консалтинг и др.). Интеллектуальная собственность: понятие, содержание, правовое регулирование. Формы передачи объектов интеллектуальной собственности. Лицензионные соглашения. Франчайзинг. Объясняет сущность, виды, правовое регулирование и порядок осуществления международных операций купли-продажи услуг и объектов интеллектуальной собственности.
  Сформировать умение составлять внешнеторговый договор с использованием типовых форм и образцов. Практическое занятие №3 Составление договора международной купли-продажи товаров (услуг или объектов интеллектуальной собственности).   Составляет внешнеторговый договор с использование типовых форм и образцов.
  Обязательная контрольная работа  
Тема 6. Международные встречные и торгово-посреднические операции
Дать понятие о сущности, значении и порядке осуществления международных встречных и торгово-посреднических операций. Сформировать знания о видах посредников и особенностях договоров с посредниками. Встречная торговля: понятие, значение, виды операций. Международные торгово-посреднические операции: понятие, значение, содержание. Условия работы посредников на рынке. Основные виды посредников и особенности договоров, заключаемых с ними. Объясняет сущность, значение и порядок осуществления международных встречных и торгово-посреднических операций. Описывает виды посредников и особенности договоров с посредниками.
Тема 7. Международные перевозки
Сформировать понятие о порядке подготовки и осуществления международных перевозок, о содержании и значении международной транспортной документации. Международные перевозки понятие, виды. Технико-экономические особенности видов транспорта. Содержание международной транспортной документации. Объясняет порядок подготовки и осуществления международных перевозок, излагает содержание и значение международной транспортной документации.
Тема 8. Валютно-финансовые отношения во внешнеэкономической деятельности
Сформировать знания о формах расчетов и валютном регулировании при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Валютно-финансовые условия внешнеторговых операций. Формы расчетов во внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование и контроль. Оффшорные операции. Объясняет формы расчетов и содержание валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  Сформировать умение выбирать вид транспорта для перевозки и оптимальную форму платежа по внешнеторговой сделке. Практическое занятие №4 Выбор перевозчика и оптимальной формы платежа по внешнеторговой сделке.   Обосновывает выбор вида транспорта для перевозки и оптимальную форму платежа по внешнеторговой сделке.

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отметка в баллах Показатели оценки
1 (один) Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, норм права, действий. формул и т.д., связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в коммерческой организации и необходимыми экономическими расчетами): наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с помощью преподавателя
2 (два) Различение объектов изучения программного учебного материала, предъяв­ленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, норм права, действий, формул и т.д.. связанных с организацией внешнеэкономической деятельно­сти в коммерческой организации): осуществление соответствующих практических действий (выполнение расчетов отдельных составляющих таможенной стоимости, таможенных платежей, цены и показателей эффективности внешнеторговой сделки и т. д.): наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя
3 (три) Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фраг­ментарный пересказ и перечисление фактов, терминов, явлений, норм права, действий, формул и т. д.. связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в организации): осуществление умственных и практических дей­ствий по образцу (выполнение расчетов от дельных составляющих таможенной стоимости, таможенных платежей, цены и показателей эффективности внешне- торговой сделки и т. д.): наличие отдельных существенных ошибок
4 (четыре) Воспроизведение большей части программного учебного материала (описа­ние фактов, терминов, явлений, норм права, действий, формул и т. д.. связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в организации, описание с элементами объяснения структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение расчетов таможенной стоимости, таможенных платежей, цены и показателей эффективности внешнеторговой сделки наличие единичных существенных ошибок
5 (пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебного мате­риала (описание фактов, терминов, явлении, норм права, действий, формул и т. д.. связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в ор­ганизации, объяснение структурных связей и отношений); применение зна­ний в знакомой ситуации но образцу (выполнение расчетов таможенной 1 стоимости, таможенных платежей, цены и показателей эффективности внешне­торговой сделки, составление отдельных разделов договора международной купли-продажи и т. д.); наличие несущественных ошибок
6 (шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуа­ции (описание и объяснение фактов, терминов, явлений, норм права, дейст­вий. формул и т. д.. связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в организации, выявление и обоснование закономерных связей): выполнение заданий но образцу, на основе предписаний (выполнение расче­тов таможенной стоимости, таможенных платежей, цены и показателей эф­фективности внешнеторговой сделки, составление договора международной купли-продажи, выбор наилучшей формы платежа по внешнеторговой сделке и т. д.); наличие несущественных ошибок
7 (семь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение фактов, терминов, явлений, норм права, действий, формул и т. д., связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в организации, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов): недостаточно самостоятельное выпол­нение заданий (выполнение расчетов таможенной стоимости, таможенных платежей, цены и показателей эффективности внешнеторговой сделки, со­ставление договора международной купли-продажи, выбор наилучшей фор­мы платежа по внешнеторговой сделке и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок
8 (восемь) Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебно­го материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение фактов, терминов, явлений, норм права, действий, формул и т. д., связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в организации, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов), самостоятельное выполнение заданий (выполнение расчетов таможенной стоимости, таможенных платежей, цены и показателей эффектив­ности внешнеторговой сделки, составление договора международной купли-продажи, выбор наилучшей формы платежа по внешнеторговой сделке и т. д.): наличие единичных несущественных ошибок
9 (девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного мате­риала: оперирование программным учебным материалом в частично изменен­ной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил. предписаний, так и поиск способов решения учебных задач, связанных с внешнеэкономической деятельностью организации, с учетом изменения законодательства. рыночных условий и т. д.): выдвижение предположений и гипотез по совершенствованию практики внешнеэкономических операций в организации; наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий (составление договора международной купли-продажи, выбор наилуч­шей формы платежа но внешнеторговой сделке и т. д.)
10 (десять) Свободное оперирование программным учебным материалом: применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельное описание, объяснение фактов, терминов, явлений, норм права, формул и т. д.. связанных с организацией внешнеэкономической деятельности в организации): разработ­ка рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий по вопросам совершенствования законодательства и практики внешне экономических операций в организации (оптимизация таможенного тарифа, изменение условий работы организации с внешнеторговыми посредниками и т. д.)

Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающихся в учреждении специального образования выставляется «0» (ноль) баллов.


 

ЛИТЕРАТУРА

Алехнович, А.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: практи­кум для студентов вузов / А.В. Алехнович. Минск, 2007.

Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: практикум / В.В. Ожигина [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого, В.В. Ожигинрй, Ю.В. Чайковской. Минск, 2007.

Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие /

B. Ю. Кричевский [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого. Минск. 2006. Пашуто, В.П. Внешнеэкономическая деятельность предприятия; учеб. посо­бие / В.П. Пашуто. Минск, 2009.

Соркин, СЛ. Внешнеэкономическая деятельность предприятия; экономика и управление: учеб. пособие / С.Л. Соркин. Минск, 2006.

Турбан, Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельно­стью: учеб. пособие / Г.В. Турбан. Минск, 2007.

Д ополнительная

Бухгалтерский учет: учеб.-пракг. пособие / Н.И. Ладутько [и др.]; под общ. ред. Н.И. Ладутько. Минск, 2004.

Герчикова. И.II. Международное коммерческое дело: учеб. / И.Н. Герчико- ва. М„ 1997.

Дадалко, В.А. Мировая экономика: учеб. пособие / В.А. Дадалко. Минск, 2001.

Деньги, кредит, банки: учеб. / Г.И. Кравцова [и др.]; под общ. ред. проф. Г.И. Кравцовой. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2007.

Киреев, А.Г1. Международная экономика: в 2 ч. / А.П. Киреев. М„ 2000. Международные торговые термины «Инкотермс 2000». Париж, 2000. Налогообложение: практикум / И.С. Шунько [и др-J; под общ. ред. И.С. Шунько. Минск, 2008.

Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. / Е.Ф. Проку- шев. 4-е изд., испр. и доп. М., 2007.

Таможенное дело: практикум / Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. И.В. Цыку- нова. Минск, 2007.

Таможенное дело: учеб. пособие / Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. Т.В. Соро­киной. Минск, 2006.

Функ, Я.И. Курс внешнеторгового права: основные внешнеторговые сделки / Я.И. Функ, Д.А. Калимов, В.П. Сергеев; под общ. ред. Я.И. Функа. М., 2007.

Нормативные правовые акты

О договорах международной купли-продажи товаров: Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. // Нац. реестр правовых акгов Респ. Беларусь 26.06.2003 № 3/826. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза: [вступил в силу 06.07.2010] // Нац. реестр правовых акгов Респ. Беларусь. 2010. № 3/2567. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь. Республики Казахстан и Российской Федерации: решение Комиссии та­моженного союза от 27.11.2009. № 130: [вступило в силу 01.12.2010] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. 3/2349.

О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: решение Межгосударственного Совета Евразийского Экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27. П.2009 № 19.

Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций: решение Комиссии таможенного союза от 20105.2010 № 257. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3 // Нац. ре­естр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2/744.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 № 37-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2/780.

Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 № 204-3 // Нац. ре­естр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 2/1301.

О таможенном тарифе: закон Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2I51 -XI1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2/378. О свободных экономических зонах: закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2/739. О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Бела­русь от 22.07.2003 №226-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 2/978.

О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осу­ществлении внешней торговли товарами: закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 2/1095.

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 2/1096.

О таможенных сборах: Указ Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 1/7742. О порядке определения таможенной стоимости товаров: Указ Президента Республики Беларусь or 31.07.2006 № 474 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.2006. № 1/7781.

О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Прези­дента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 // Нац. реестр правовых ак­тов Респ. Беларусь. 2008. № 1/9574.

О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров: [ утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2007 № 1306] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 5/25940. О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, про­центов: [утв. постановлением Государственного таможенного комитета Рес­публики Беларусь от 24.01.2007 № 11] // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007.'№ 8/15880.

Инструкция о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь: [утв. постанов­лением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.07.2008 № 60].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...