Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Провозглашение независимости Республики Беларусь. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие на современном этапе.




Оформление государственного суверенитета Беларуси связано с принятием 27 июля 1990 г. Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете республики. Это «начало, что Беларусь избрала собственный путь развития, хотя и не исключала возможности объединения с другими республиками в новый союз. В марте 1991 г. был проведен референдум (всенародное голосование) по вопросу сохранения СССР в обновленной форме. Более 3/4 участников референдума в 9 из 15 советских республик высказались за сохранение СССР. Верховный Совет БССР принял постановление, в котором отмечалась целесообразность вхождения БССР в состав Союза ССР с учетом сто преобразования в действительно демократическое правовое государство, основанное на добровольном объединении равноправных суверенных республик.
25 августа 1991 г. Декларации о государственном суверенитете БССР был придан конституционный статус. 26 августа 1991 г. был принят Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». Согласно ему все предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, что располагались на территории республики, переводились в собственность белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР», в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а в сокращенном варианте — «Беларусь». Была утверждена новая государственная символика: бело-красно-белый флаг и герб «Погоня». В мае 1995 г. на референдуме большинство населения республики проголосовало за введение новых государственных символов, которые существуют и сегодня.
8 декабря 1991 г. руководители Российской Федерации, Украины и Беларуси в условиях кризиса союзной власти и усиления движения союзных республик за суверенитет подписали в Беловежской пуще Соглашение о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СИГ). Это соглашение получило в истории название «Беловежское». Одновременно было принято постановление, которое упраздняло Договор об образовании СССР от 1922 г. В состав СНГ вошли 12 стран. Центром СНГ была определена столица Беларуси — г. Минск.
15 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь.
В результате проведенных в республике летом 1994 г. президентских выборов абсолютное большинство избирателей отдали свои голоса за Александра Григорьевича Лукашенко, который был избран Президентом Республики Беларусь. Выбор жителей республики был подтвержден на президентских выборах в 2001, 2006, 2010 гг.
С целью уточнения в Конституции Республики Беларусь статей, посвященных разделению полномочий между законодательной и исполнительной властью, по инициативе Президента парламент — Верховный Совет Республики Беларусь — обратился непосредственно к народу и назначил на 24 ноября 1996 г. проведение республиканского референдума. На голосование были вынесены два проекта обновленной Конституции. Один был предложен Президентом, второй — депутатами Верховного Совета. Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как руководителя государства. Депутатский проект, наоборот, требовал их существенного ограничения. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом А. Г. Лукашенко, проголосовало 70,4 % избирателей.
Большинство избирателей проголосовало также за предложение Президента о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 июля на 3 июля — день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков во время Великой Отечественной войны.
По новой редакции Конституции руководителем государства является Президент Республики Беларусь. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент получил право законодательной инициативы, что предусматривает возможность издавать декреты, которые имеют силу законов и являются обязательными для исполнения на всей территории Беларуси.
Представительным и законодательным органом власти является парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Оно является двухпалатным и состоит из Палаты представителей и Совета Республики. За парламентом закреплены функции обсуждения и принятия законов, государственного бюджета, контроля за его выполнением. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть принадлежит судам.
Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством. Как унитарное государство наша страна разделяется на административно-территориальные единицы — области, каждая из которых не имеет статуса самостоятельного государственного образования. Вместе с тем области владеют определенной самостоятельностью в решении ряда вопросов, сочетая общереспубликанские интересы с интересами населения, проживающего в области. Беларусь является правовые государством потому, что деятельность всех органов власти определяется Конституцией и соответствующими законами, соблюдение которых обязательно для всех. Понятие «социальное государство» означает, что основной целью Республики Беларусь является создание условий для свободного и достойного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества.
В решении общенациональной задачи построения сильной и процветающей Беларуси важное место занимает разработка основ идеологии белорусского государства.
Идеология белорусского государства— это совокупность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценности белорусского народа, соответствуют целям и особенностям развития белорусского общества. Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Экономическая основа идеологии белорусского государства — белорусская модель социально-экономического развития. Мировоззренческую основу идеологии белорусского государства составляет национальная идея — представления, в которых белорусский народ выражает понимание себя как нации и смысл своего исторического существования.
Для белорусского общества важнейшими идеологическими ориентирами являются такие ценности, как трудолюбие и чувство долга, сочувствие и взаимопомощь, уважение к старшим и забота о детях, вера и толерантность, патриотизм и гражданственность.
О больших переменах в общественно-политической жизни свидетельствует образование политических партий и общественных организаций. В 2005 г. Министерством юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 17 политических партий. Политические партии по своим целям и программам подразделяются на несколько направлений.
В 2002 г. образован Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), который является преемником лучших традиций комсомола Беларуси. Его главной целью является объединение юношей и девушек для защиты прав и интересов молодежи, для активного участия в строительстве общества социальной справедливости.
Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, придерживаться определенного вероучения или не исповедовать никакого. В Беларуси действует свыше 140 религиозных организаций, которые имеют общеконфессиональное значение.

Экономика

С распадом СССР каждая бывшая союзная республика, в том числе Беларусь, стала осуществлять поиск путей преодоления распада единого экономического пространства и восстановления хозяйственных связей на новой рыночной основе. Приоритетным направлением деятельности стала разработка программы постепенного перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике. В начале 1990-х гг. проявлениями рынка в республике стали введение рыночных цен на большинство товаров и услуг, разрешение аренды и индивидуальной трудовой деятельности, становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Началось проведение приватизации – разгосударствления, передачи объектов государственной собственности в частную.
Однако реформирование народного хозяйства Беларуси в 1991 – 1994 гг. проводилось медленными темпами, непоследовательно, недостаточно эффективно. Выпуск промышленной продукции в этот период сократился более чем на 30%. Резко снизились доходы населения. Главная причина этого заключалась в росте цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги. В 1994г. за пределами прожиточного минимума оказалось более 60% населения республики.
Разработка белорусской модели социально-экономического развития началась в середине 1990-х гг. Была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010г., определены основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг. Они утверждены на первом Всебелорусском народном собрании в 1996г. В качестве главных задач определялись рост экспорта белорусских товаров, строительство жилья для городских и сельских жителей, обеспечение населения республики продуктами питания.
В программе деятельности правительства в качестве национальной модели развития определена социально ориентированная рыночная экономика. Она призвана сочетать преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления. Социально ориентированная рыночная экономика имеет характерные черты. Среди них: существование государственного и частного секторов экономики; приватизация как средство поиска тех, кто заинтересован в долговременном развитии предприятий с социальной защитой их работников; повышение конкурентоспособности отечественных товаров; повышение материального благосостояния населения республики; развитие экономических связей со странами СНГ и Россией. Основной особенностью белорусской модели экономического развития стала сильная государственная власть, которая стимулирует развитие экономики, обеспечивает социальную справедливость и общественный порядок.
Реализация белорусской модели экономики связана с выполнением основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь. Наша республика первой на постсоветском пространстве преодолела кризисные тенденции в экономике и восстановила в 2000г. уровень производства продукции 1990г.
Важное значение при реализации белорусской модели экономики имело государственное финансирование крупных промышленных предприятий и колхозов, постепенное превращение строительства жилья в «локомотив» развития экономики.
Частный сектор экономики в Беларуси представлен предприятиями негосударственной формы собственности и индивидуальными предпринимателями и подчинен государственным интересам.
Проводится государственная политика, направленная на защиту интересов населения, оказание помощи тем, кому это необходимо, в частности пенсионерам, а также обеспечение охраны здоровья и получения образования.
Разработан курс на проведение интеграции – сближения и объединения в единое целое в экономической сфере со странами СНГ и в первую очередь с Россией.
52.Беларусь на международной арене. Внешняя политика РБ в 1990-2012 годы.
Беларусь выступает как равноправный член мирового сообщества, начиная с провозглашения ее суверенитета 27 июля 1990г. После распада СССР Республика Беларусь стала проводить самостоятельный внешнеполитический курс.
Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь — страны-соседи. Прежде всего, Россия — не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь — партнеры по СНГ.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.

Как неотъемлемая часть европейского континента и сторонница мира и прогресса Республика Беларусь последовательно воплощает в жизнь идею добрососедства. Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в переживающем непростые времена диалоге с Евросоюзом. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.

В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор -.Китай, Иран, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Южно-АфриканскяРеспублика, арабские странами Персидского залива. Особое место в системе приоритетов внешней политики Республики Беларусь занимает Китай.

На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Установление политического диалога на высшем и высоком уровне с ключевыми государствами латиноамериканского региона — Венесуэлой, Бразилией и Аргентиной — позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, подогрело интерес к совместной реализации крупных экономических проектов. Эффективно развиваются отношения с нашим традиционным и надежным партнером — Кубой.

Развитие отношений со странами Азии и Африки является важным направлением многовекторной политики Беларуси на международной арене.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...