Новый рынок: телевещание через мобильные телефоны
В то время, как в традиционных видах телевещания коцентрация и монополизация приближаются к своему пределу, начинается борьба за новый, неосвоенный еще рынок: телевещания через мобильные телефоны. Насыщенность мобильными телефонами в Великобритании сейчас превышает 100%, так как многие имеют по два и более мобильников35. Однако телевещание через мобильную аппаратуру находится пока в зародыше ввиду ее относительного несовершенства. В частности, находящаяся сейчас в пользовании система мобильников третьего поколения может выйти из строя, если к ней одновременно подключится более 100 тыс. пользователей. Правда, разрабатываются новые технологии, но пользователи пока в нерешительности, какую из предлагаемых систем предпочесть. Они опасаются, что произойдет то же, что было в 1980-х годах, когда внедрялись видеомагнитофоны и шла борьба между технологиями Ви-Си-Ар и «Бетамакс». Последняя была потом отвергнута, и приобретшие основанную на ней аппаратуру оказались в накладе.
Тем не менее, фирмы мобильной телефонии считают, что телевещание через мобильники скоро будет распространяться. Эту точку зрения разделяют кабельная компания НТЛ, приобретшая фирму мобильной телефонии «Вирджин Мобайл», и спутниковая «Би-Скай-Би», создавшая специальное подразделение «Скай Мобайл» для поставки контента компаниям мобильной телефонии. Компания «Водафон», одна из крупнейших мировых телекоммуникационных компаний, уже предоставляет пользователям мобильных телефонов 19 телеканалов, содержание для которых поставляется службой «Скай Мобайл». Они разделены на три «пакета». Первый включает информационные и спортивные каналы (собственные каналы Би-Скай-Би «Скай Ньюс» и «Скай Спортс», американские Си-Эн-Эн и «Хистори Ченнел» и др.). Второй состоит из музыкальных, развлекательных и киноканалов (собственные «Скай-1» и «Скай Мувиз», международный Эм-Ти-Ви и др.). Третий пакет («Водафон Лайв Вэрайети») включает каналы «Фэшн Ти-Ви», «Чилли Экстрим», «Симпсонс» и Эйч-Би-Оу. Подписка на первые два пакета стоит 5 ф. ст. в месяц, на третий − 3 ф. ст. в месяц, на все три вместе − 10 ф. ст. в месяц. Первые 30 дней дается возможность принимать каналы бесплатно.
Компания мобильной телефонии «Орендж» также создала свое подразделение «Орендж Ти-Ви» и предлагает подписчикам 20 телеканалов, в том числе американский канал деловой информации «Блумберг» и международный киноканал «Бравоу», за 10 ф. ст. в месяц. Однако системы каналов «Водафон» и «Орендж» доступны лишь через мобильники третьего поколения, страдающие определенными недостатками.
В 2006 г. свою технологию разработали совместно «Вирджин Мобайл» (подразделение НТЛ), телефонный концерн «Бритиш Телеком» и американская компания «Майкрософт». Она дает возможность просмотра 5 телеканалов и прослушивания 350 радиостанций за 8 ф. ст. в месяц36.
И наконец, летом 2006 г. Би-би-Си и Ай-Ти-Ви совместно с телекомпанией «Евроспорт» (владельцем одноименного международного канала), американской «Картун Нэтуорк», контролирующей «Тайм-Уорнер», телефонной «Бритиш Телеком» и радиокомпаниями «Кризалис» и «Ю-Би-Си Медиа» создали свой консорциум мобильного телевещания. Они решили предложить владельцам мобильных телефонов 6 телеканалов, включая круглосуточный информационный канал Би-Би-Си «Ньюс-24» и один из цифровых каналов Ай-Ти-Ви37. До конца 2006 г. эта система проходила испытания.
Таким образом, завязалась борьба за новый рынок телевещания, и общественная корпорация Би-би-си, как в свое время при начале кабельного, спутникового и цифрового телевещания, не преминула обеспечить себе место на этом рынке, чтобы представить альтернативу коммерческому вещанию.
А в декабре 2006 г. свою систему телеканалов «Би-Ти Вижн» пустил по линиям стационарных телефонов «Бритиш Телеком». Он предложил своим клиентам кинофильмы, трансляции футбольных матчей и другие программы по системе подписки или на заказ. «Бритиш Телеком» рассчитывает подключить к своим телеканалам по крайней мере 3 млн из 16 млн своих абонентов38. Сейчас доходы от телефонной связи составляют лишь 25% доходов «Бритиш Телеком». Остальное приходится на доходы от подключения абонентов к широковолновому интернету, интерактивным службам и телеканалам39. Своего мобильного подразделения у «Бритиш Телеком» нет, так как в рамках политики дерегуляции телефонной связи его заставили продать свое мобильное подразделение «Селлнет» испанской фирме «Телефоника». Однако службы фиксированных телефонов имеют то преимущество перед мобильными, что позволяют подключать пользователей к широковолновому интернету.
По этой причине фирмы мобильной телефонии заключают союзы с интернет-провайдерами. Так, в 2006 г. фирма «Орендж» объединилась с интернет-провайдером «Ванаду» (французской фирмой, ранее приобретшей «Фрисерв»). Теперь она предоставляет своим пользователям телефонную связь через мобильники, доступ к интернету и телевидение.
Другая фирма мобильной телефонии − «Зед Джи» − готовит новые, более современные устройства, которые позволят более эффективно входить в интернет через мобильные телефоны. В ноябре 2006 г. она ввела вместо поминутной помесячную систему оплаты для своих пользователей (10−15 ф. ст. в месяц), чтобы приблизиться к условиям, предоставляемым интернет-провайдерами, которые обычно устанавливают более низкие тарифы или вообще не устанавливают тарифов. Обозреватель газеты «Санди Таймс» по вопросам бизнеса Джон Уэплс считал это важным шагом к созданию эффективного выхода в интернет через мобильные телефоны40.
Еще одна компания − «Водафон» − по соглашению с американской интернет-фирмой «Гугл» предлагает своим пользователям доступ к мобильной версии поискового устройства вместе с электронной почтой от «Майкрософт».
Таким образом, идет процесс интеграции между компаниями, предоставляющими телекоммуникации (стационарные или мобильные), телевидение и доступ к интернету. Это происходит как экономическим путем (через слияние компаний), так и технологическим (путем создания соответствующих устройств). В этот процесс, являющийся по сути процессом концентрации СМИ в условиях перехода к информационному обществу, оказались вовлеченными крупнейшие британские телекомпании: Би-Би-Си, Ай-Ти-Ви, НТЛ и «Би-Скай-Би», а также телефонный концерн «Бритиш Телеком» и фирмы мобильной телефонии.
1. Observer. 2006. 24 Sept. P. 38.
2. Ibid.
3. Sunday Times. 2006. 17 Dec. Sec. Business. P. 11.
4. Ibid. 2007. 14 Jan. Sec. B. P. 2.
5. Ibid. 2006. 13 Aug. Sec. B. P. 3.
6. Ibid. 2007. 7 Jan. Sec. B. P. 8.
7. Ibid. 2006. 3 Dec. P. 5.
8. Ibid. 2007. 7 Jan. Sec. B. P. 8.
9. Ibid. 2006. 3 Dec. P. 5.
10. Ibid. 29 Oct. P. 38.
11. Ibid. 17 Dec. Sec. B. P. 11.
12. Observer. 2006. 26 Nov. P. 38.
13. Ibid.
14. Ibid.
15. Sunday Times. 2006. 17 Dec. Sec. B. P. 11.
16. Ibid. 29 Oct. P. 38.
17. Ibid. 12 Nov. Sec. B. P. 2.
18. Observer. 2006. 10 Sept. P. 37.
19. Sunday Times. 2006. 12 Febr. Sec. B. P. 2.
20. Observer. 2005. 7 Aug. Sec. Business and media. P. 6.
21. Sunday Times. 2007. 14 Jan. P. 7.
22. Observer. 2006. 12 Nov. P. 1.
23. Ibid. 15 Oct. P. 12.
24. Sunday Times. 2007. 14 Jan. P. 7.
25. Ibid.
26. Observer. 2006. 8 Oct. P. 11.
27. Ibid. 23 Apr. P. 37.
28. Ibid. 9 Apr. P. 37.
29. Ibid. 28 May. P. 38.
30. Ibid. 15 Oct. P. 38.
31. Ibid. 28 May. P. 38.
32. Ibid. 12 Nov. P. 37.
33. Sunday Times. 2006. 12 Nov. Sec. B. P. 5.
34. Observer. 2006. 19 Nov. P. 37.
35. Ibid. 26 March. P. 40.
36. Sunday Times. 2006. 19 Febr. Sec. Money. P. 1.
37. Observer. 2006. 4 June. P. 37.
38. Sunday Times. 2006. 17 Dec. Sec. B. P. 4.
39. Observer. 2006. 17 Sept. P. 39.
40. Sunday Times. 2006. 19 Nov. Sec. B. P. 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: