Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органический мир и сельскохозяйственное производство




ИСТОРИОСОФСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Учебное пособие для аспирантов и соискателей

 
 

 


ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

 

 

Новочеркасск

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова

ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»

 

ИСТОРИОСОФСКИЕ

И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Учебное пособие для аспирантов и соискателей

Под общей редакцией доктора философских наук,

профессора Л.С. Николаевой

3-е издание, стереотип.

Том V

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

Допущено

министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для аспирантов и соискателей

Новочеркасск

УДК 001 (075.8)

ББК Ю 25

И 903

 

Авторы: В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев, В.И. Чеботарева, О.В. Загорская.

 

Рецензенты: В.О. Голубинцев, канд. филос. наук;

В.С. Любченко, д-р филос. наук,

ЮРГПУ им. М.И. Платова

 

 

Историософские и философские проблемы науки [Текст]: учеб.

И 903 пособие для аспирантов и соискателей: В 10 т. Т. 5. Философские проблемы сельскохозяйственных наук / Под общ. ред. проф. Л.С. Николаевой; В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев [и др.]; Новочерк. инж.-мелиор. ин-т ДГАУ. – 3-е изд., стереотип. - Новочеркасск, 2015. – 65 с.

 

Учебное пособие посвящено философским проблемам сельскохозяйственных наук. В нем рассматриваются проблемы объективного и субъективного, философские подходы и категории применительно к сельскохозяйственным наукам.

Авторы подчеркивают, что признание объективности земледельческих законов, их первичности по отношению к агрономическим понятиям, категориям, законам, признание познаваемости и практического их использования – это кардинальная проблема, к которой сводятся все частные агрономические проблемы. Поэтому конкретное выяснение особенностей диалектики объективного и субъективного в с/х науках составляет суть диалектического подхода к различным земледельческим процессам.

Учебное пособие предназначено для аспирантов, магистров и соискателей и освещает следующие проблемы: органический мир и сельскохозяйственное производство; историософские аспекты почвоведения.

Ключевые слова: сельскохозяйственные науки, земледельческие законы, органический мир, почвоведение, живая природа, биология, плодородие почв, почвенное питание растений, биосинтез, агрогеология.

УДК 001 (075.8)

ББК Ю 25

И 903

© Авторы, 2015

© НИМИ ДГАУ, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие…………………………………………………………………….4

1. Органический мир и сельскохозяйственное производство……………….7

1.1. Живая природа – источник веществ и энергии для человека. Взаимосвязь сельского хозяйства и биологии…………………………7

1.2. Неисчерпаемость ресурсов живой природы. Проблема плодородия почв и почвенного питания растений…………………………………13

1.3. Повышение интенсивности биосинтеза, управление развитием органических форм……………………………………………………..26

2. Историософские аспекты почвоведения……………………………….....45

2.1. Агрогеология, начало биологии почв и возникновение почвенной картографии: ретроспектива исследования. Дискуссия о черноземе в 40 – 70 годы XIX века……………………………………………. …...50

Заключение……………………………………………………………………59

Литература……………………………………………………………………. 62

 

Предисловие

Агрономия не в меньшей степени, чем другие науки (технические) остро нуждается в изучении методологических проблем. Каждый агроном (ученый с.-х.) обязан постоянно совершенствовать свое умение, эффективно применять диалектику в своей научной и практической деятельности.

Объективной основой изучения методологических проблем агрономии являются потребности современного земледельческого производства. Союз философии и агрономии рационализирует и ускоряет развитие земледелия. В отличие от прикладных наук философия непосредственно не влияет и не может влиять на ход производственных процессов, но методология философии пронизывает все методы с.-х. науки. Всеобщее и общее находится в диалектическом единстве. Философские методологические проблемы агрономии раскрывают то всеобще-конкретное, что есть в отдельном особенном и общем в сфере земледелия. Агрономические понятия – «сельскохозяйственное растение», «сорт», «урожай», «плодородие почвы», «система земледелия», «обработка почвы» и др. – нуждаются в специальном философском анализе.

Для сельскохозяйственной науки агрономии, как и для других наук, характерны процессы дифференциации (ныне более 10 отдельных относительно самостоятельных агрономических наук). И философия обосновывает эти процессы как проявление объективной диалектики развития земледелия, агрономического познания. Изучение особенностей диалектики агрономического познания становится актуальной задачей.

Как показывает история земледелия, земледелец всегда учился и учится у природы. Сколько горячих споров и размышлений вызывают у земледельцев вопросы защиты почвы от эрозии. И здесь природа указывает путь: на полях, покрытых растительностью, не бывает эрозии. Следовательно, земледелие надо строить так, чтобы меньше распылять почву и по возможности не оставлять ее без прикрытия. Если вопрос об отношении сознания к бытию является основным в философии, пронизывающим все ее понятия, категории и законы, то вопрос об отношении агрономических понятий и законов к объективным процессам в земледелии нужно рассматривать как проявление и концентрацию ОВФ (основного вопроса философии) в агрономии.

Признание объективности земледельческих законов их первичности по отношению к агрономическим понятиям, категориям, законам, признание познаваемости и практического их использования – это кардинальная проблема, к которой сводятся все частные агрономические проблемы. Поэтому конкретное выяснение особенностей диалектики объективного и субъективного в земледелии составляет суть диалектико-материалистического подхода к различным земледельческим процессам.

Есть объективные закономерности, а есть и субъективные – всё делать «на авось», волевым действием. Одной из актуальных методологических проблем агрономии является правильное понимание соотношения природного и социально-экономического в земледелии.

В земледелии человек остро чувствует свою зависимость от природы. Земледелие базируется на использовании живых организмов как биологических преобразователей одной из форм движения материи в другую, например, физической и химической в биологическую (органическую). Из всех организмов биосферы только зеленые растения способны переводить энергию солнечного света в потенциальную энергию органического вещества (круговорот веществ в земледелии). Земледелие выступает частным, но очень важным случаем проявления всех основных форм движения материи (пяти).

Между земледельцами и природой сложились и развиваются противоречивые взаимоотношения. Неизмеримо более, чем раньше, человек использует природу (растительные ресурсы, плодородие почвы, воду, химические вещества). Весь ход земледельческих работ определяется природой, она «назначает» сроки их начала и завершения и нередко срывает их, путая замыслы агрономов. Возделывание сельскохозяйственных растений – одна из развитых форм воздействия человека на природу. Однако чем мощнее это воздействие, тем внимательнее приходится земледельцам задумываться над его последствиями (усиливается эрозия почв, уменьшается содержание перегноя, идет засоление почв). Земледельцы неумолимы в своем стремлении идти всё дальше в покорении сил природы, но они ни в чем не могут отступать от законов природы. Земледелие – неотъемлемая часть общественного производства.

Методы. Трудами Тимирязева, Менделеева, Докучаева, Прянишникова, Вильямса и др. были заложены основы специальной науки – методики опытного дела. Полевой опыт стал более точным благодаря применению логико-математических методов. Философия, выступая научной основой частно-научных методов познания, способствует разработке методов агрономического исследования. Дарвинизм всесторонне обосновал теорию естественного и искусственного отбора. Эта теория превращается в метод, как только она применяется для преобразования растений и других организмов, для поиска новых знаний. Имеет место методика агрономического исследования. Она более подвижна, чем метод, так как учитывает и индивидуальные особенности познаваемого и практически используемого земледельческого объекта, присущие ему только в конкретных условиях.

В жизни растений, в их взаимодействии с почвой, атмосферой существует масса противоречий. Например, круговорот веществ в природе, совершающийся через растения, основан на противоречии: 1) зеленых растений и 2) незеленых (бактерий, грибов), возвращающих углекислоту в атмосферу, разрушающих органические соединения до минеральных веществ.

Особое место в разрешении противоречий имеет селекция, внедрение новых или улучшенных сортов. Получение урожая – итог развития противоречий в годичном цикле земледельческой технологии и одновременно начало новых противоречий следующего годичного цикла. В земледелии действует закон перехода количественных изменений в качественные. На какой-то ступени нарастания количественных изменений (минимум – оптимум – максимум) наступает оптимум как необходимое качество. Анализ особенностей диалектики развития систем земледелия показывает, что они представляют собой закономерность.

Использование основных элементов земледельческих производительных сил: почвы, с.-х. растений, земледельческой техники и технологии, удобрений и т.д. В истории земледелия совершается последовательная смена форм, систем земледелия: самая древняя залежная, переложная, паровая (трехпольная), плодосменная, травопольная и современные интенсивные зональные системы земледелия. Это логическое обобщение истории системы земледелия.

 

 

Органический мир и сельскохозяйственное производство

1.1 Живая природа — источник веществ и энергии для человека. Взаимосвязь сельского хозяйства и биологии

Жизнь человеческого общества, вся материальная и духовная деятельность людей осуществляется за счет веществ и энергии, получаемых из природы. Значительную часть того и другого человек находит непосредст­венно в неорганическом мире. Речь идет о металлах, стройматериалах, гидроэнергии и тому подобных ресурсах, применяемых в промышленности, сельском хозяйстве, в быту. Что касается веществ и энергии, необходимых непосредственно для человеческого организма, то они, как правило, предварительно усваиваются живыми телами — растениями и животными и уже в биологически переработанной форме используются человеком в виде продуктов питания, а также материалов для изготовления одежды, обуви. Продуктами жизнедеятельности организмов являются и разнообразные виды топлива — каменный уголь, торф, нефть, древесина. Эти же органические образования составляют важный источник сырья для синтетической промышленности.

Органический мир — с тех пор, когда в отдаленные исторические времена он выполнил роль колыбели человечества, и по настоящее время — является важнейшим фактором круговорота веществ, единственным в своем роде и пока незаменимым источником средств потребления и средств производства. Область круговорота веществ, осуществляющегося при участии организмов, по своим масштабам и качественным характеристикам выражается поистине астрономическими величинами. Только произрастающие на нашей планете наземные и водные растения ежегодно синтезируют около 450 млрд. т органических веществ — примерно 180 т на каждого жителя Земли. При соответствующих условиях агротехники в сельском хозяйстве получают до 100 с лишним центнеров зерна пшеницы и 120 ц кукурузы с гектара. Очень велика и практически еще мало используемая продуктивность морской растительности. Так, например, в Баренцевом море на каждый гектар приходится 800 ц водорослей, многие из которых содержат ценные питательные вещества.1

Синтез органического вещества немыслим без обратного процесса — разложения (окисления) вещества в процессах дыхания организмов, брожения, гниения, горения. Современное естествознание ставит своей задачей отыскание путей управления великим космическим процессом синтеза, в котором кроме земных факторов участвует щедро поступающая на Землю энергия Солнца. Эта задача продиктована тем обстоятельством, что колоссальные потенциальные возможности живой природы непрерывно воспроизводить органическое вещество используются человечеством пока еще в незначительной степени.

Известная часть органических веществ, потребляе­мых обществом, создается в природе почти без участия человека. Так обстоит дело с продуктами лесного хозяйства, охотой и рыбной ловлей, с полезными ископаемыми органогенного происхождения. Усилия человека сосредоточиваются здесь главным образом на том, чтобы извлечь из природы и должным образом переработать уже существующие живые тела или их минерализованные останки. Однако основная масса пищи человека и в значительной мере сырья для производства одежды и обуви не только утилизируется, но и создается при непосредственном участии самого человека. Речь идет о такой важной отрасли народного хозяйства, как сельскохозяйственное производство, которое как бы аккумулирует энергию Солнца. Яркую и образную картину, показывающую, как благодаря растению человек использует в своей жизни солнечную энергию, нарисовал К. А. Тимирязев: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез... В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы... При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».1

Растительная пища занимает видное место в общем пищевом балансе человека. Но она не обладает полным комплексом нужных для человеческого организма питательных веществ. Известно, что Энгельс, анализируя процесс становления человека, придавал большое значение переходу наших предков к потреблению наряду с растительной мясной пищи. При этом, если культур­ные растения служат непосредственным аккумулятором солнечной энергии, то сельскохозяйственные животные являются как бы вторым звеном между человеком и неживой природой.

На протяжении длительного времени преобладающая часть человеческого труда в обществе расходовалась в сельском хозяйстве. С развитием промышленно­сти, науки, культуры картина меняется. Накопление производственного опыта, научных знаний, приводящее к выяснению новых закономерностей природы, повышает эффективность труда. Особенно заметно возрос­ла производительность сельскохозяйственного труда в связи с применением минеральных удобрений, новой, более совершенной техники. По данным французского экономиста П. Жоржа, для того чтобы за один час сжать и увязать 1 га пшеницы, в 1780 г. требовалось 40-50 жнецов, в 1830-25-30 косарей, в 1870 – 8 - 10 рабочих па конных косилках, в 1905 г.- 1-2 рабочих, пользующихся сенокосилкой и сноповязалкой. В 1950 г. один комбайнер тратил уже менее часа на жатву и обмолот гектара пшеницы. Так, за 170 лет производительность труда при уборке урожая зерновых увеличи­лась более чем в 50 раз.

Следует учесть также, что современные сорта культурных растений и породы домашних животных дают продукции во много раз больше, чем их родоначальники. В результате если в далеком прошлом крестьянин мог прокормить только свою семью, то теперь один человек, занятый в сельском хозяйстве, может обеспечить продуктами питания 20-25 человек.

За все предыдущие годы сельскохозяйственное производство нашей страны качественно преобразилось. Из массы разобщенных, слабых в техническом отношении индивидуальных хозяйств оно превратилось в единую систему крупных сельхозпредприятий с быстро развивающейся материально-технической базой. В царской России крестьянство пользовалось главным образом деревянными орудиями труда. По переписи 1910 г., в крестьянских хозяйствах было сох и косуль 7,8 млн., плугов деревянных- 2,2 млн., борон деревянных - 17,7 млн.1

За последние годы в области сельского хозяйства проведены такие важные мероприятия, как освоение колоссальных массивов целинных и залежных земель, создание новых крупных совхозов, реорганизация ма­шинно-тракторных станций и продажа орудий производства колхозам, введение нового порядка планирования, повышение материальной заинтересованности тружеников деревни, укрепление колхозов и совхозов руководящими кадрами и специалистами, перестройка управления сельским хозяйством. В результате принятых мер производство сельскохозяйственных продуктов в нашей стране значительно увеличилось.

Однако сельское хозяйство все еще не удовлетворяет непрерывно возрастающих потребностей нашего общества в продуктах питания и сырье. Для решения этой задачи необходимо увеличить общий объем продукции сельского хозяйства за 10 лет примерно в два с половиной раза, а за 20 лет- в три с половиной раза. В этих целях нужно еще выше поднять культуру нашего земледелия. Но что понимается под культурой земледелия?

Прежде всего, производство максимального количества продукции с каждого гектара земли и на единицу затраченного труда. А этого можно достигнуть только в том случае, если будут внедрены наиболее урожай­ные культуры и правильно построены севообороты, если фермерские хозяйства будут широко использовать достижения науки и опыт новаторов производства. Именно такой цели — получению максимального количества продукции, лучшему использованию земель, повышению плодородия почвы - должна отвечать система земледе­лия.

Правительством разработана и научно обоснована система мероприятий, осуществление которой должно обеспечить устойчивые, высокие и неуклонно увеличивающиеся урожаи, освободить сельское хозяйство от вредных влияний стихийных сил природы. При этом важное место отводится мероприятиям, которые непо­средственно связаны с использованием и дальнейшим изучением законов живой природы. Речь идет о научно обоснованном размещении сельского хозяйства по природно-экономическим зонам и районам, о наиболее эффективной системе земледелия и рациональном использовании земли, о создании высокоурожайных сортов растений и более продуктивных пород животных, о наиболее действенных средствах борьбы с сорняками, болезнями и вредителями.

Сельскохозяйственное производство представляет собой одну из наиболее сложных отраслей народного хозяйства, ибо имеет дело главным образом с раститель­ными и животными организмами, а также с почвой, т. е. с такими природными телами, закономерности развития которых стали раскрываться сравнительно недавно. И до сих пор в этой области познания много неясного. Хотя человек создал сотни пород скота и тысячи сортов растений, раскрыл основные закономерности почвообразовательного процесса, разработал ряд способов управления плодородием почвы и многими другими явлениями природы, от знания которых зависит успех сельскохозяйственного производства, целый ряд процессов, особенно относящихся, с одной стороны, к области космической, а с другой — к области молекулярной, остается пока неподвластным человеку.

Сельское хозяйство подразделяется на два крупных исторически сложившихся основных отдела: растениеводство и животноводство. Под растениеводством обычно понимают такую область сельского хозяйства, которая занимается созданием условий (в широком смысле этого слова), необходимых для получения высокого урожая культурных растений. Сюда относятся системы восстановления плодородия почвы, научные и практиче­ские мероприятия, связанные с рациональным использованием земли, с применением удобрений, выведением новых сортов растений, с вопросами борьбы против сорняков, вредителей, болезней. Животноводство включает в себя содержание, кормление, разведение и селекцию сельскохозяйственных животных. Растениеводство и животноводство подразделяются на ряд хозяйственных отраслей в зависимости от видов возделываемых растений или разводимых животных, чему соответствуют общая и частная агрономия, а также общая и частная зоотехния.

Это сложное подразделение сельскохозяйственного производства уже само по себе предопределяет то многообразие отношений, которые наблюдаются между сельским хозяйством и биологической наукой. Нужно учесть и весьма тесное переплетение различных отраслей сель­ского хозяйства. Так, выведение и распространение новых сельскохозяйственных растений находится в прямой зависимости от общей культуры земледелия; интенсивное развитие животноводства побуждает создавать новые сорта растений, в частности кормовых, пере­сматривать границы распространения старых сортов и т. д.

Все это свидетельствует о взаимозависимости отде­лов сельскохозяйственного производства, а также о глубоких связях между естествознанием и сельским хозяйством. Ассимилируя достижения науки, производство выдвигает перед нею новые задачи, в значительной степени определяет ведущие направления и методы исследования, способствует проверке истинности научных выводов. Ф. Энгельс справедливо заметил в свое время: «До сих пор выставляют хвастливо напоказ только то, чем производство обязано науке; но наука обязана производству бесконечно большим».1 Обоюдное влияние биологии и сельского хозяйства друг на друга ярко прослеживается на протяжении всей истории изучения природы, что является в свою очередь показателем взаимосвязи процессов научного познания и осуществляемого в сфере общественной практики преобразования органического мира.

Из самой логики развития познавательного процесса вытекают две основные общественные функции биологии: 1) изучение неизвестных еще людям объективных законов живой природы, а также разработка методов этого изучения; 2) нахождение способов практического использования уже познанных наукой законов. Отсюда требование — не только изучать природу, открывать новые законы, но и внедрять достижения науки в про­изводство. Лишь в результате такого единства достигается цельность и завершенность научного исследования, наука полностью отвечает своему общественному назначению.

В условиях крупного сельскохозяйственного производства все более широкое применение получает произ­водственный эксперимент, при котором ученый имеет возможность наблюдать и исследовать объекты в самых разнообразных условиях, учитывая требования производства. Этот вид эксперимента, если рассматривать его с точки зрения укрепления взаимосвязей науки и производства, таит в себе большие возможности и, несомненно, обеспечивает высокий уровень практической проверки теории. Именно в этих целях в нашей стране создана густая сеть опытно-показательных хозяйств, которые должны на основе достижений науки обеспечить быстрое внедрение в практику сельского хозяйства лучших сортовых семян, племенного скота, передовых методов возделывания сельскохозяйственных культур, обработки почвы, системы удобрения полей и других мероприятий, направленных на повышение производи­тельности труда и снижение себестоимости продукции.

Сельское хозяйство использует законы как живой, так и неживой природы, поэтому оно опирается на до­стижения не только биологии, но и физики, химии, техники. Использование данных этих наук осуществляется, как правило, не непосредственно, а главным образом через систему агрономических и зоотехнических наук. Конечно, отдельные естественнонаучные открытия и обобщения могут и в настоящее время непосредственно использоваться производством. Однако этот процесс в его наиболее общем виде опосредован сельскохозяйственными науками, что имеет свое объяснение.

В совокупности биология, физика, химия обслуживают все общество в целом: промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. д. Было время, когда каждая естественная наука в соответствии с уровнем развития производительных сил обслуживала и материальную, и духовную жизнь общества. Однако уже на заре развития капитализма по мере роста производства, расширения сферы деятельности естественных наук и накопления ими фактического материала возникла необходимость вычленения специальных областей знания, призванных обслуживать отдельные отрасли обще­ственного производства, в частности сельское хозяйство. Так, в конце XVIII в. возникают агрономия и зоотехния, в середине прошлого века — агрохимия, селекция, агрофизика.

По мере возникновения этих сельскохозяйственных наук усиливалась необходимость более широкого обобще­ния биологических знаний, имеющих прямое отношение к сельскому хозяйству. Так появилась агробиология (сельскохозяйственная биология) как теоретическая основа, прежде всего, агрономии, зоотехнии и селекции. Поскольку сельскохозяйственная биология имеет дело главным образом с живыми организмами и условиями их существования, характерными для растениеводства и животноводства, постольку она по своему предмету, по сфере изучаемых ею закономер­ностей более ограниченна, чем биология, изучающая основные закономерности развития организмов. Вместе с тем именно потому, что агробиология имеет дело с живыми организмами, она пользуется биологическими методами. Таким образом, агробиология является не чем иным, как отраслью биологической науки, изучающей законы развития живых тел применительно к условиям и потребностям сельскохозяйственного производства.

Характерной особенностью современного познания органического мира является бурное развитие двух, казалось бы, противоположных направлений. С одной стороны, стремление науки проникнуть в микромир живого, в те глубинные процессы, которые совершаются на уровне клетки, клеточных органоидов, белковых комплексов, от знания которых зависит в конечном итоге управление развитием органических форм. С другой стороны, проведение таких научных исследований, которые способны охватить процесс развития организма, биологического вида, флоры и фауны в целом, т. е. расширить наши представления о более общих законах органического мира, что продиктовано необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых природных ресурсов. Между этими двумя направлениями в познании органического мира имеется лишь внешнее противоречие; в действительности они дополняют друг друга, создавая наиболее полную, в деталях четкую картину развития живой природы.

Дальнейший прогресс биологической науки, укрепление связей ее с сельским хозяйством возможны на пути правильного сочетания изучения глубинных жизненных процессов на молекулярном уровне с познанием закономерностей роста и развития целостных организмов, их совокупностей в единстве с условиями окружающей среды. Вот почему и в настоящее время жизненно необходимы наравне с биохимией, биофизикой, радиобиологией такие ставшие классическими биологические науки, как эволюционное учение, эмбриология, морфология, физиология, экология, систематика организмов, биоценология. В этом, как нам кажется, кроется важная методологическая проблема современной биологии, что справедливо подмечено Дж. Берналом. «Основные открытия биохимии, указывающие на лежащую в основе жизни химическую ее природу и химическое происхож­дение, - пишет он, - еще должны быть переведены на язык общей биологической теории. Такая теория должна быть эволюционной по своей внутренней сущности, то есть, иными словами, она должна выявлять ха­рактер настоящего как результат прошлого, воплощенного в биологических структурах и функциях. Более старый подход к эволюции был основан на внешней видимости и проявлении, новый не должен упускать из виду шкалу атомов, хотя при этом он никогда не должен упускать из виду и более крупные единицы организмов и обществ»1.

Практическое использование законов живой природы в сельском хозяйстве идет по двум основным линиям. Первая из них — обеспечение оптимальных условий для получения наивысшей урожайности существую­щих сортов растений и максимальной продуктивности имеющихся пород животных. Разработкой этих проблем занимаются в основном агрономия и зоотехния. Особенно важную роль здесь играет выяснение способов повышения плодородия почвы как основного средства сельскохозяйственного производства. Все большее значение приобретает борьба с сорной растительностью, вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и животных. Второе направление — создание новых сортов культурных растений и пород домашних животных, которые могли бы лучше, полнее, т. е. с большим «коэффициентом полезного действия», ассимилировать вещества и энергию, получаемую из неживой природы. Решение этих задач находится в компетенции, прежде всего, генетики и селекции растений и животных.

И в первом, и во втором случае воздействие человека на растения и животных осуществляется через условия их жизни. В этом их общность. Вместе с тем между ними имеется определенное различие. Усилия агрономии и зоотехнии направлены на лучшее удовлетворение потребностей растений и животных, на создание тех условий жизни, которые выработались в процессе их исторического развития. Напротив, генетика и селекция стремятся направленно изменить наследственную природу организмов, выработать у них новые свойства и признаки, более нужные и полезные человеку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...