Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ главного героя. Мир ребенка и мир взрослых в повести П. Санаева




 

 

Главной темой повести является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Картины детства даны глазами ребенка.

Окружающий мир дан в восприятии ребенка, которому не с чем сравнивать - это просто та обстановка, в которой ему приходится жить. И только мы, взрослые, читая книгу, используя свой жизненный опыт, реконструируем описанные жизненные ситуации и даем им моральную оценку. Санаеву хорошо удалось передать ощущения ребенка, которому одинаково интересно все - и колесо обозрения в парке культуры и принцип действия железнодорожного сортира. Ведь это действительно так…

Главный герой повести - Саша Савельев, повествование ведется от его лица. Его мама оставила Сашу жить у бабушки с дедушкой. Мальчик видит маму только во время кратких свиданий, причем мама с бабушкой постоянно ссорятся. Скандалы повторяются, они становятся неотъемлемой частью жизни Саши:

«Разговор, начатый бабушкой неторопливо и дружелюбно, медленно и незаметно переходил в скандал. Никогда не успевал я заметить, с чего все начиналось. Только что, не обращая внимания на мои просьбы дать с мамой поговорить, бабушка рассказывала про актрису Гурченко, и вот уже она швыряет в маму бутылку с «Боржоми». Бутылка разбивается о стену, брызгает маме по ногам шипящими зелеными осколками, а бабушка кричит, что больной старик ездил за «Боржоми» в Елисеевский. Вот они спокойно обсуждают уехавшего в Америку Бердичевского, и вот бабушка, потрясая тяжелым деревянным фокстерьером с дедушкиного буфета, бегает за мамой вокруг стола и кричит, что проломит ей голову, а я плачу под столом и пытаюсь отскрести от пола пластилинового человечка, которого слепил к маминому приходу и которого они на бегу раздавили»

Когда в семье конфликты и ссоры, больше всех страдает, конечно, ребенок. Саша тяжело переживает разлуку с мамой, их редкие встречи для него - праздник:

«Редкие встречи с мамой были самыми радостными событиями в моей жизни. Только с мамой было мне весело и хорошо. Только она рассказывала то, что действительно было интересно слушать, и одна она дарила мне то, что действительно нравилось иметь. Бабушка с дедушкой покупали ненавистные колготки и фланелевые рубашки. Все игрушки, которые у меня были, подарила мама. Бабушка ругала ее за это и говорила, что все выбросит»

Ребенок становится разменной монетой в отношениях матери и бабушки. Мать не может его забрать, а бабушка и не собирается его отдавать.

Глазами ребенка автор изобразил мир взрослых. Маленький Саша очень любит свою маму, к бабушке у него смешанные чувства. Он всеми силами души стремится к маме, преграда на его пути - бабушка. Ребенок боится ее, даже ненавидит, он не понимает, что она тоже любит его. Любовь бабушки слепа, эгоистична, деспотична:

«…Это он по метрике матери своей сын. По любви - нет на свете человека, который любил бы его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это. Я когда ножки эти тоненькие в колготках вижу, они мне словно по сердцу ступают. Целовала бы эти ножки, упивалась! Я его, Вера Петровна, выкупаю, потом воду менять сил нет, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще чем раз в две недели нельзя купать, а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она, как ручей на душу. Пила бы эту воду! Никого, как его, не люблю и не любила! Он, дурачок, думает, его мать больше любит, а как она больше любит, а как она больше любить может, если не выстрадала за него столько? Раз в месяц игрушку принести - разве это любовь? А я дышу им, чувствами его чувствую! Засну, сквозь сон слышу - захрипел, дам порошок Звягинцевой. <…> кричу на него - так от страха, и сама себя за это кляну потом. Страх за него, как нить, тянется, где бы ни был, все чувствую. Упал - у меня душа камнем падает. Порезался - мне кровь по нервам открытым струится. Он по двору один бегает, так это словно сердце мое там бегает, одно, беспризорное об землю топчется. Такая любовь наказания хуже, одна боль от неё, а что делать, если она такая? Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить, Вера Петровна? Я ради него только глаза и открываю утром».

Данный отрывок из разговора бабушки со своей знакомой как нельзя лучше характеризует ее отношение к внуку. Сашино же отношение к бабушке пронизано в первую очередь страхом, а не любовью. Например:

«Обзывать бабушку специально я больше не пробовал, а во время ссор так ее боялся, что мысль об отпоре даже не приходила мне в голову».

Бабушка Саши - домашний деспот, тиран в семье, у неё очень тяжелый характер. Нина Антоновна постоянно чем-то недовольна, бранит всех и вся, во всех неудачах она винит окружающих, но только не себя. Своего любимого внука она называет «сволочь», «идиот», «тварь», «гад» и др., мужа - «гицель», дочь - «сволочь», «идиотка», «Чумочка» и т.д. Ребенок постоянно слышит брань, для него подобная манера общения становится нормой:

«- Сво-олочь… Старик больной ездит достает, чтобы ты тянул как-то, а ты переводишь! <…>

- А ты дакай, дакай! Одну сволочь вырастили, теперь другую тянем на горбу. - Под первой сволочью бабушка подразумевала мою маму. - Ты всю жизнь только дакал и уходил таскаться. Сенечка, давай то сделаем, давай это».

Автор находит возможным обратиться к читателю, чтобы дать некоторые пояснения:

«Прежде чем начать следующий рассказ, мне хотелось бы сделать некоторые пояснения. Уверен, найдутся люди, которые скажут: «Не может бабушка так кричать и ругаться! Такого не бывает! Может быть, она и ругалась, но не так сильно и часто!» Поверьте, даже если это выглядит неправдоподобно, бабушка ругалась именно так, как я написал. Пусть ее ругательства покажутся чрезмерными, пусть лишними, но я слышал их такими, слышал каждый день и почти каждый час. В повести я мог бы, конечно, вдвое сократить их, но сам не узнал бы тогда на страницах свою жизнь, как и не узнал бы житель пустыни привычные взгляду барханы, исчезни вдруг из них половина песка».

Ребенок разрывается между мамой и бабушкой, он вынужден подчиняться бабушке, которую боится, и предавать мать:

«- Сейчас она вернется, скажи, что тебе неинтересно сказки какие-то слушать, про петушка… - зашептала бабушка, появившись в комнате вскоре после того, как из нее вышла мама. - Пусть она сама в говнах ходит, что она за дурачка тебя держит. Скажи, что тебя техника интересует, наука. Имей достоинство, не опускайся до кретинизма. Будешь достойным человеком, все тебе будет - и магнитофон, и записи. А будешь, как недоросль, байки дешевые слушать, будет к тебе и отношение такое…

- Что ж ты ребенка против меня настраиваешь? - осуждающе сказала мама, войдя в комнату с тарелкой творога. - Что ж ты покупаешь его? Он слушал, у него глаза загорелись. Как он может сказать, что ему неинтересно было? Зачем ты так? Иезуитка ты!».

Маленькому Саше бабушка запрещает практически все: играть во дворе с друзьями, быстро бегать, есть мороженое и т.д. Бабушка совершенно искренне считала, что она поступает правильно, что мальчик болен, поэтому его нужно оберегать от всего. Такое воспитание порождало развитие различных фобий у мальчика, травмировало его психику:

«Я спросил, как железная дорога выглядит, мама описала ее, а потом я сказал, что боюсь Бога.

- Что ж ты трусишка такой, всего боишься? - спросила мама, глядя на меня с веселым удивлением. - Бога теперь выдумал. Бабушка, что ли, настращала опять?».

Другой близкий человек Саши - дедушка. Дедушка - артист, он очень часто уезжает на гастроли, любит рыбалку. Однако он обладает слабым характером, поэтому терпит ругательства бабушки, во всем ей потакает. Саша своим непосредственным детским взглядом замечает все достоинства и недостатки деда, мальчик понимает, что искать поддержки у деда бесполезно, т. к. он почти никогда не возражает бабушке и безропотно сносит ее ругательства.

Самый главный и любимый человек в жизни Саши Савельева - его мама. Мальчик очень сильно любит ее, страдает от разлуки с ней, мечтает видеть ее каждый день. У Саши одна мечта - жить с мамой. Однако жизнь ребенка полна разочарований, поэтому он уже почти не верит в осуществление своей мечты. Тогда у мальчика возникает странная идея - он думает, что хорошо бы было, чтобы, когда он умрет, его бы похоронили «за плинтусом» в квартире мамы:

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».

«- Мама! - испуганно прижался я. - Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.

- Что?

- Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?

Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала».

Саша Савельев живет в тяжелой атмосфере, он уже в раннем возрасте сталкивается с ненавистью, черствостью, - все это отражается на его психике. Поэтому не приходится удивляться тому, что мальчику приходят в голову такие странные мысли. Таким образом и возникло название повести.

Мамин муж, т.е. отчим, в повести представлен как «карлик-кровопийца». Только так называла его бабушка. Мальчик слышал о нем всегда что-то плохое от бабушки, поэтому в воображении ребенка рисуется страшный образ, он начинает его бояться. Например:

«Прямо на нас вышел из-за угла карлик-кровопийца. Это был он, я сразу узнал его, и в горле у меня пересохло.

- А я вот полчаса хожу вас ищу, - сказал карлик, зловеще улыбнувшись, и протянул ко мне страшные руки.

- Сашуха, с днем рождения! - крикнул он и схватив меня за голову, поднял в воздух!».

Саша боится отчима, ему кажется, что он улыбается «зловеще», потому что он ничего не знает об этом человеке, а бабушка говорит о нем только плохое.

Таким образом, в повести показан тяжелый мир несчастного детства Саши Савельева, представленный глазами ребенка, но уже переосмысленный автором. Заканчивается повесть счастливо: мальчика забирает мама, он попадает уже в другой мир, по-видимому, на этом заканчивается и детство.

 

Заключение

Тема детства является одной из центральных тем в творчестве русских писателей с XVIII в. по XXI в. Ребенок не дает возобладать злу, возвращает к высшим ценностям бытия, восстанавливает сердечную теплоту христианской любви и веры. Общность позиций художников слова в оценке детства является свидетельством глубины понимания его как главного нравственного ориентира, точки опоры в судьбе отдельного человека и целого народа.

Детство как важнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема постоянно являлась центральной темой творчества отечественных писателей. К ней обращались такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.А. Бунин и др.

В начале ХХ в. ребенок воспринимался как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческих исканий многих писателей Серебряного века.

Детская тема представлена в творчестве современных писателей (П. Санаева, Б. Акунина и др.).

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» воплощает тему детства в современной литературе. Книга имеет автобиографическую основу, писатель взял за основу свою собственную жизнь, свое детство у бабушки. В повести показан мир взрослых глазами ребенка. Автор изображает окружающих ребенка людей, влияющих на его жизнь, формирующих его личность.

 

В качестве выводов хотелось бы сказать, что итогом всех психологических взаимоотношений, конфликтных ситуаций, коммуникативных неудач и драм Павел Санаев сделал экзистенциальный круг непонимания как итога взаимоотношений. И достиг он этого не с помощью внутренних монологов и описания богатого внутреннего мира, а с помощью предельного лаконизма, болезненного реализма и практически отсутствия распространенных предложений. Крайне интересен анализ столкновения мотивов (мотивы глухоты – диалоги бабушки и дедушки, мотивы правды и святой лжи - история с магнитофоном, лейтмотив «за грехи родителей расплатятся дети»), которые приводят к конфликтам, и после чего уже возникает экзистенциальный круг, в котором никто не может найти себя – ни сумасшедшая бабушка, которая сама осознает свою ненормальность, ни бедный ребенок, который постоянно «хочет как лучше» и который смог «по-настоящему перешагнуть свое детство только в двадцать пять лет, написав свою повесть»[33], ни дедушка, который, потеряв жену, потерял все, ни слабовольная, и несчастная от этого мать. Таким образом, мы понимаем, что в маленькой автобиографической повести ставятся по сути проблемы веков - проблема экзистенциализма, вечная проблема отцов и детей, проблема отсутствия религии, проблемы России: ну ведь очевидно, что, например, в образе бабушки явлен фактически собирательный образ России – через столько всего ей пришлось пройти (войны, лагеря, эвакуации, революции, пожары), что, в конце концов, изуродовалась способность любить.

Если же говорить о воспитании как об основном виде психологических взаимоотношений системы «взрослый-ребенок» в контексте произведения «Похороните меня за плинтусом» и основной проблеме произведения одновременно, то тут важно вспомнить высказывание самого Санаева, утверждающего, что по Фрейду он должен был вырасти «клиническим идиотом с глубинным комплексом неполноценности»[34]. Однако же, этого не случилось, хоть и система самих взаимоотношений оставила глубокий след в биографии автора. Причиной конфликтных ситуаций в большинстве случаев является страх (страх бабушки потерять внука, страх мальчика потерять мать (и как следствие, предательство самого дорого существа – матери), страх за самого себя (и снова, как следствие, инстинкт самосохранения обуславливает предательство мамы). Важно, что мотив страха определяет и проблемы во взаимоотношениях между взрослыми (эпицентром здесь является бабушка, которую боятся все, а сама она боится лишь потерять внука). Кроме того, нельзя забывать про отсутствие в семье понятия «Бога» как такового, что также является одной из причин непонимания и дисгармонии в отношениях; отсутствия феномена воспитания, и подмену его другими вариантами взаимоотношений «взрослый-ребенок». Интересно, что сам Санаев в одном из интервью так отвечает на вопрос «что, на ваш взгляд, не нужно делать с детьми?»: «лучше сказать, что нужно. Важно поощрять ребенка, когда он что-то хорошо сделал: спел, станцевал, помог убраться маме. Родители должны хвалить своих детей объективно, а не по принципу «что бы мой масечка ни сделал, все хорошо». И еще нельзя орать. Вот Ролан Антонович никогда не повышал голос. Он настолько уверенно говорил: «Паш, ты не прав!», что невозможно было возразить. Крик – проявление слабости. Мне скажут: «Ребенок клею нанюхался, как тут не орать?!» Надо очень жестоко наказывать, но по-другому»[35].

Концепт любви играет чрезвычайно важную роль и в системе отношений, и в так называемом «воспитании». Стоит вспомнить высказывание Ф.М. Достоевского, который говорил, что «любовь - это непременное условие, которое необходимо для правильного воспитания ребенка: «Если родители добры, если любовь их к детям ревностна и горяча, то дети многое простят им и многое забудут потом не только из комического и безобразного, но даже не осудят их безапелляционно за иные совсем уж дурные дела их, напротив, сердца их непременно найдут смягчающие обстоятельства.»[36]. Однако на примере анализа романа Санаева становится очевидно, как сильно ошибался Достоевский – в «Похороните меня за плинтусом» больная, уродливая любовь лишь портит взаимоотношения, причем не только на момент действия описываемых событий, но и на ближайшие 25 лет.

 

В заключении необходимо сказать о самом важном – о том, ч т о непосредственно движет всем романом. Это не герой и не сюжет, произведением движут именно проблемы взаимоотношений психологического характера между мальчиком и миром взрослых. И, таким образом, можно говорить о романе уже не только как об экзистенциальном (в силу «вечных проблем», поставленных в нем), но и как о романе-воспитании, романе модернистской эстетики.

 

 

Библиография

 

Источники

1. Достоевский Ф. Дневник писателя / А. Воронов. М.: Эксмо, 2006. 977 с.

2. Фоер Дж. Жутко громко и запредельно близко / Сост. Г. Блинова. М.: Эксмо, 2006. 529 с.

3. Мор Т. Утопия / Сост. К. Масина. Изд. АН СССР, М. – Л., 1947. 311 с.

4. Бунин И. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы / Сост. П. Панов. М.: Правда. 1989. 445 с.

5. Шмелев И. Лето Господне / Сост. А. Романова. М. 2004. 331 с.

6. Санаев П. Похороните меня за плинтусом / Сост. И. Клех. М.: МК-Периодика, 2007. 137 с.

7. Санаев П. Караван историй, статья, интервью. 2000. plintusbook.­ru/­karavan/­

 

Литература

1. Завгородняя Д. Светская хроника и культура, интервью. 2010. http://kp.ua/daily/220310/220305/print/

2. Альперина Сусанна. Российская газета, интервью. 2010. http://www.rg.ru/2009/11/26/sanaev-poln.html

3. Альперина С. Российская газета, интервью. 2010. http://www.rg.ru/2009/11/26/sanaev-poln.html

4. Коменский Я. Великая Дидактика. Избранные педагогические сочинения / Сост. Е. Аверинцева. М.: Педагогика, 1939. Т. I. С. 104 – 188.

5. Ковалев С. Психология семейных отношений / Сост. Л. Коровкина. М.: Педагогика, 1987. С. 45 – 79.

6. Бунин И. Устами Буниных. Дневники. Соч.: в 3 т. / Сост. Милицы Грин. Frankfurt am Main: Посев, 1979-1982. Т. I.

7. Бунин И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. / А. Бабореко. М.: Советский писатель. 1990. С. 74 – 220.

8. Николина Н. Филологический анализ текста / Сост. Н. Бранова. М., Академия. 2003. С. 354 – 560.

9. Болоусов И.А. Воспоминания: Литературная среда. Материалы к биографии Шмелёва. – М.: Никитинские субботники, 1928г. С. 50 – 113.

10. Осьминина Е.А. Иван Шмелёв – Известный и скрытый. // «Москва», 1991г., №4. С. 87 – 342.

 

Интернет-ресурсы

1. Veroт. Телеграфный столб, конкурс. http://www.openspace.ru/literature/events/details/9981/?view_comments=all

2. Завгородняя Д. Светская хроника и культура, интервью. 2010. http://kp.ua/daily/220310/220305/print/

3. Альперина С. Российская газета, интервью. 2010. http://www.rg.ru/2009/11/26/sanaev-poln.html

 

 


[1] Завгородняя Д. Светская хроника и культура, интервью. 2010. http://kp.ua/daily/220310/220305/print/

[2] Альперина Сусанна. Российская газета, интервью. 2010. http://www.rg.ru/2009/11/26/sanaev-poln.html

[3] Альперина С. Российская газета, интервью. 2010. http://www.rg.ru/2009/11/26/sanaev-poln.html

[4] Санаев П. Караван историй, статья, интервью. 2000. plintusbook.­ru/­karavan/­

[5] Там же.

[6] Санаев П. Похороните меня за плинтусом / Сост. И. Клех. М.: МК-Периодика, 2007. С. 52.

[7] Коменский Я. Великая Дидактика. Избранные педагогические сочинения / Сост. Е. Аверинцева. М.: Педагогика, 1939. Т. I. С. 104.

[8] Ковалев С. Психология семейных отношений / Сост. Л. Коровкина. М.: Педагогика, 1987. С. 45

[9] Veroт. Телеграфный столб, конкурс. http://www.openspace.ru/literature/events/details/9981/?view_comments=all

[10] Бунин И. Устами Буниных. Дневники. Соч.: в 3 т. / Сост. Милицы Грин. Frankfurt am Main: Посев, 1979-1982. Т. I. С. 138

[11] Бунин И. Устами Буниных. Дневники. Т. I. С. 126.

[12] Там же.

[13] Бунин И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. / А. Бабореко. М.: Советский писатель. 1990. С. 74.

[14] Бунин И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. С. 274

[15] Бунин И. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы / Сост. П. Панов. М.: Правда. 1989. С. 234.

[16] Санаев П. Похороните меня за плинтусом. С. 78.

[17] Шмелев И. Лето Господне / Сост. А. Романова. М. 2004. С. 25.

[18] Бунин И. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы. С. 76.

[19] Санаев П. Похороните меня за плинтусом. С. 95.

[20] Николина Н. Филологический анализ текста / Сост. Н. Бранова. М., Академия. 2003. С. 354.

[21] Там же. С. 322.

[22] Санаев П. Похороните меня за плинтусом. С. 95.

[23] Бунин И. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы. С. 83.

[24] Шмелев И. Лето Господне. С. 254.

[25] Санаев П. Похороните меня за плинтусом. С. 32

[26] Там же. С. 114.

[27] Мор Т. Утопия / Сост. К. Масина. Изд. АН СССР, М. – Л., 1947. С. 111.

[28] Бунин И. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы. С.29.

[29] Там же. С. 133.

[30] Там же. С. 112.

[31] Санаев П. Похороните меня за плинтусом. С. 87.

[32] Там же. С. 122.

[33] Санаев П. Караван историй, статья, интервью. 2000. plintusbook.­ru/­karavan/­

[34] Санаев П. Караван историй, статья, интервью. 2000. plintusbook.­ru/­karavan/­

[35] Там же.

[36] Достоевский Ф. Дневник писателя. http://www.croquis.ru/2215.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...