Становление новой России. Начало радикальных экономических преобразований и их последствия. Причины и последствия политико-конституционного кризиса 1993 года. Новые приоритеты внешней политики.
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Становление новой России (1991-2000) Б.Н. Ельцин и его окружение. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Особенности осуществления радикальных реформ в регионах России. Меры по смягчению последствий «шоковой терапии» в Татарстане. Противостояние исполнительной и законодательной власти в 1992-1993 годах. Причины и последствия политико-конституционного кризиса. Трагические события осени 1993 года в Москве. Референдум по новой Конституции: ликвидация Советов и новая система государственного устройства. Принятие новой Конституции России. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992-1993 годов. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Альтернативные модели федеративного процесса («модель Татарстана»). Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Чеченская война: основные этапы, экономические и морально-политические последствия. Экономика во второй половине 1990-х. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 года и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Кризис образования и науки. Падение престижа интеллектуальных профессий. Религиозный ренессанс. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. «Новые русские». Новые приоритеты внешней политики. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Вступление России в «большую семерку». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х, их лидеры и платформы. Болезнь Ельцина и кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 года. Политтехнологи. «Олигархический» капитализм. Правительство Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок на территорию Дагестана. Отставка Ельцина. Начало радикальных экономических преобразований и их последствия. Пришедшее к руководству страной в 1985 г. новое поколение советских руководителей не имело четкой программы экономических и политических преобразований. Реформа в России началась не только 2 января 1992 г., но и с июньского Пленума ЦК КПСС в 1987 г. Предпринятые после него меры имели реальные последствия. Главная направленность реформы заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Реформа не затрагивала существа административно-командной системы, однако дала старт необратимому процессу развития предпринимательства. Характерной чертой начального периода перестройки экономики являются специфические взаимоотношения власти с общественной и экономической наукой: руководство СССР приняло все передовые для того времени предложения прогрессивных ученых-рыночников. Попытки реализовать эти идеи на практике показали несостоятельность и неспособность решить какие-либо проблемы народного хозяйства страны. Некоторую роль сыграли ошибки правительства в экономической политике – отказ от изменения цен, ослабление контроля за доходами, нежелание ущемить ВПК привели к расстройству финансовой системы и началу спада. Еще одно следствие такой политики – усиление сепаратизма, центробежных тенденций, которые через какое-то время внесли свой вклад в развал СССР. Новый этап реформ связан работой правительства Н.Рыжкова в период между зимой 1990 и осенью 1991 гг. и началом поворота от поиска оригинальных социалистических моделей экономики к рынку. На этом этапе вскрылись противоречия между сторонниками эволюционного и радикального вариантов. В концепции, разработанной осенью 1989 г. Государственной комиссией по экономической реформе под руководством Л.Абалкина были проанализированы три варианта перехода к рынку – консервативный, радикальный и умеренно-радикальный. Выбор был сделан в пользу последнего, однако, в начале 1990 г. ситуация измелилась настолько, что радикально-умеренный вариант оказался неприемлемым, что привело к ускорению рыночных реформ в политике правительства Н.Рыжкова.
Наиболее характерной чертой этого периода была поляризация социальных сил; в стране постепенно формируются различные центры власти, между ними начинается борьба за политическое доминирование, возникает целая война программ, которых за 1989-1991 гг. было около 40. В конечном итоге, противоречия между радикалами и эволюционистами, подогретые политическими факторами, вылились в противостояние Программы «500 дней», отличавшейся большим радикализмом, акцентом на монетаристские методы и консервативной правительственной программы. Основной замысел первой программы, авторами которой была группа экономистов во главе с С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским, предполагал энергичные и безотлагательные меры по оздоровлению финансов и денежного обращения, за которыми должна была следовать либерализация цен. Параллельно высокими темпами должны были проводиться разгосударствление, развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры, демонополизация экономики, призванные в относительно короткие сроки (те самые 500 дней) обеспечить запуск рыночного механизмов саморегулирования, позволяющего открыть для экономики возможности подъема. Реализация программы предусматривала ряд общеполитических условий: единство, быстроту и решительность действий, согласованность всех экономических и политических решений органов власти и их подчиненность задачам проведения реформы, перестройку союзных органов управления, их кадровое обновление для восстановления доверия к ним со стороны республик и населения. В политической сфере проявлялись крайне негативные тенденции: начались массовые забастовки, разрушение традиционных структур административной системы управления, которое существенно опережало формирование рыночных механизмов, нарастали центробежные силы сепаратизма в республиках Советского Союза. Все это привело к почти полной потере управляемости страной. Августовские события и победа российского руководства способствовали резкому усилению развития политических процессов и изменению расстановки сил в стране. Коммунистическая партия, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в перевороте, была запрещена. Руководство СССР, по сути, стало выполнять декоративную роль. Большинство республик после попытки переворота отказались от подписания Союзного договора. В попытках избавиться от дискредитированного центра в декабре 1991 года лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, президент М.Горбачев ушел в отставку, а СССР прекратил свое существование. Реальных экономических реформ так и не последовало.В последствии реформ в стране так не сложились условия для эффективной конкуренции, не был создан механизм рыночной концентрации и накопления капитала, не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного использования ресурсов, не выстроена система прозрачных и соблюдаемых всеми основными участниками правил экономической игры. В течение пяти лет после начала реформ в экономике наблюдался спад производства. Правительство не имело серьезной промышленной политики и не предприняло мер для усиления контроля над государственным сектором и недостаточно содействовало развитию производства в частном секторе. Ключевой итог реформы – снижение уровня жизни населения при одновременном росте социальной дифференциации. Сильнейший удар испытало население вследствие обесценения его сбережений, начавшееся ускоренное расслоение неизбежно оказалось связанным с ухудшением благосостояния и даже обнищанием определенных групп населения. Деятельность правительства Гайдара и возможность его влияния на эти процессы были весьма скромными, свелись к маневрированию, под давлением парламента, профсоюзов и других сил, иногда приводили к неоправданно жестоким и несправедливым действиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|