Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русское искусство XVIII века

Русское искусство - поистине уникальное явление в мировой эволюции изящных искусств. Вплоть до семнадцатого столетия оно развивалось в русле религиозных канонов. Создание первых портретов-парсун 16 века и дальнейшее освоение опыта европейских традиций в 17-18вв. ознаменовали обращение русских мастеров к традициям светского искусства. Всего несколько десятилетий понадобилось талантливым русским художникам, чтобы пройти путь, по которому их европейские коллеги по цеху искусств двигались на протяжении многих веков.

 

С реформ Петра I в России началась эпоха Нового времени, обычными стали контакты с зарубежными странами, учеба русских художников за границей. В искусстве появляются новые сюжеты и виды искусства (светская скульптура), по-новому развиваются портрет, пейзаж, батальный жанр; в арсенал художников входит прямая перспектива, объемность изображения и глубина пространства, светотень, работа с натуры, масляная живопись.

Для работы в России приглашают зарубежных мастеров (так называемая "россика"): И.Г.Таннауэр, Л. Каравакк, Г.-Х. Гроот, П. деи Ротари, С. Торелли, А. Рослен писали портреты, эскизы настенных росписей. Скульпторы Б.-К. Растрелли и Э. Фальконе создают первые скульптурные портреты и памятники Петру I.

С 1703 г. начинается строительство Санкт-Петербурга: издается запрет на строительство в России каменных зданий кроме Петербурга, зодчие чертят планы будущего города. Петропавловская крепость и Петропавловский собор (1712-1733, Д. Трезини) стали ядром города. На Васильевском острове построены здание 12 коллегий (ныне Университет, 1722-1742, Д. Трезини,), Кунсткамера (1718-1734, Г.-И. Маттарнови, М. Г. Земцов и др), дворец А.Меньшикова (1710-1720-е). На противоположной стороне Невы появляется Летний дворец Петра (1710-1714, Д. Трезини, А. Шлютер). Первые здания Петербурга сдержанные, со скромным декором: такназываемое "петровское барокко".

 

В 18 в. сосуществуют три стиля: барокко, рококо и классицизм.

 

Для барокко характерны динамика, пышность, текучесть причудливых форм, расцвет его пришелся на 1740-1750-е гг., это время могучего всплеска архитектуры, когда прямолинейность планов сочетается с прихотливым нарядным декором. Таков Зимний дворец (1754-1762) Б.Ф.Растрелли - крупнейшего зодчего середины 18 в. Он строит ряд дворцов, собор Смольного монастыря (1748-1764), дворцовые ансамбли Петергофа (1745-1755) и Царского села (1752-1757) под Петербургом. Складывается тип архитектурного комплекса, стоящего из дворца и регулярного парка, в Петровскую эпоху - парка с водными каскадами.

 

Архитектура синтезируется с другими видами искусства: скульптурой, монументальной живописью, декоративным искусством. Декоративно-прикладное искусство занимало в синтезе искусств важное место: резное дерево использовалось в интерьерах и иконостасах; в 1748 г. Д.Виноградов открыл секрет изготовления фарфора, возникает Императорский фарфоровый завод, изготавливающий сервизы и декоративную скульптуру, пуговицы, табакерки. В барокко звучат интонации классицизма (симметричность композиции огромных парков, дворцовых ансамблей) и рококо, проявившегося преимущественно во внутреннем убранстве: камерность, любовь к светлым тонам (белое с золотом), орнаментальность, изящество.

Развивается видовая гравюра: мастера И. и А. Зубовы, М. И. Махаев создают виды Москвы и Петербурга. В ведущем жанре живописи - портрете - работают И. Никитин, А. Матвеев. Последний исполнял также церковные росписи и возглавлял "команду" живописцев в 1730-е гг., в нее входили И. Я. Вишняков, А. П. Антропов (портреты А. М. Измайловой, 1759; ПетраIII) и И. П. Аргунов.

М. В. Ломоносов восстанавливает утраченный в России секрет изготовления смальты: "Полтавская баталия" (1762-1764), портреты Петра I и Елизаветы Петровны выполнены им в технике мозаики. Наследие древнерусского искусства вначале отторгается, но потом постепенно возвращается: традиционное пятиглавие появляется у Растрелли, в планировке Петербурга заметны черты, характерные для традиционного русского города.

Первая треть 18 в. - петровское время, за ним следует "золотой век" "веселой Елизавет" и "матушки Екатерины". Большое значение имеет деятельность Академии художеств, открытой в 1757. Само здание Академии (архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1764-1771) - внушительное сооружение, отвечало ее статусу комплекса учреждений, в которых шло обучение (в то время с 6-летнего возраста), работали мастерские резчиков, лепщиков; Академия регулировала отношения художника и заказчика.

 

Во второй половине 18 в. доминирует классицизм, с его обращением к общественному, к гармонии и логике. Складывается четкая система принципов формообразования, опирающаяся на античное (римское, а затем и греческое) и ренессансное наследие. В архитектуре это ордерная система, в живописи и скульптуре - античные образцы, принципы композиции, аллегоричность.

Ведущим жанром в Академии был исторический: художники обращаются к античным сюжетам и сюжетам из русской истории: А. П. Лосенко, основоположник этого жанра в России ("Прощание Гектора с Андромахой", 1773, "Владимир и Рогнеда", 1770). Особую роль играло в Академии искусство рисунка.

Переживает подъем скульптура, мало развитая в древнерусский период. Крупнейший скульптор эпохи - Ф. И. Щубин, мастер скульптурного портрета-бюста, главное внимание уделял личности, гармонии в ней разума и эмоций: портреты Ф. Н. Голицына (1771), фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (1778), М. Р. Паниной (середина 1770-х), Павла I (1798), М. Ломоносова (1793). Следующее поколение скульпторов - Ф. Г. Гордеев. М. И.Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос, выпускники Академии художеств, завершавшие учебу в Италии и Франции, проявили себя в монументальной (М. И. Козловский, памятник А. В. Суворову в Петербурге, 1799-1801) и декоративной скульптуре (М. И. Козловский, "Самсон, разрывающий пасть льва" для фонтана Петергофа, 1801-1802), в синтезе скульптуры и архитектуры (Ф. Ф. Щедрин, "Морские нимфы" для Адмиралтейства, 1806-1823), мемориальной скульптуре (Ф. Г. Гордеев, надгробие Н. М. Голицыной, 1780), портретах (И. П. Прокофьев, бюсты А. Ф. и А. Е. Лабзиных, 1802). Они согрели античный идеал живым чувством.

Живописный портрет выдвигает крупных мастеров. Ф. С. Рокотов пишет камерные портреты. Д. Г. Левицкий создает в портретах, преимущественно парадных, глубокие многогранные образы представителей русского общества: директор Академии художеств А. Ф. Кокоринов (1769), "Екатерина II - законодательница" (1783), "Смолянки" (серия портретов учениц Смольного института благородных девиц 1772-1776). У В. Л. Боровиковского ощутимы черты сентиментализма, главное внимание сосредоточено на мире чувств, созвучии человека и природы, понимаемой как место уединения: портреты Е. А. Нарышкиной (1799), М.И.Лопухиной (1797).

Зарождаются бытовой жанр (И. И. Фирсов "Юный живописец", 1790-е.; И. А. Ерменев "Поющие слепцы") и пейзаж: виды и окрестности Петербурга пишут Семен Ф. Щедрин ("Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова", 1796) и Ф. Я. Алексеев ("Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", 1794).

Во второй половине 18 в. продолжается строительство Петербурга, реализуется грандиозная градостроительная задача: Дж. Кваренги строит здание Академии наук на набережной Невы (1783-1789), И. Е. Старов возводит Таврический дворец - городскую усадьбу князя Г. А. Потемкина. В Москве работает плеяда зодчих, крупнейшим из них был В. И.Баженов: дворцово-парковый ансамбль Царицына (1775-1785), в котором псевдоготика, сочетается с элементами древнерусской архитектуры, дом П. Е. Пашкова (1784-1786), проект грандиозного Кремлевского дворца. Много строил в Москве М. Ф. Казаков: близок к линии Баженова его Петровский дворец (1775-1782), классицистичны постройки центра Москвы: Университет (1786-1793), Сенат в Кремле (1776-1787), Голицынская больница(1796-1801). Строятся усадьбы - природно-архитектурные, культурные и хозяйственные центры, ярчайшая страница русской дворянской культуры: Никольское-Гагарино (1773-1777, Т. Г. Старов) и "Архангельское" (де Грена, 1790-е) под Москвой. Под Петербургом продолжают возникать загородные дворцовые комплексы: А. Ринальди работает в Ораниебауме (Китайский дворец и Катальная горка, 1762-1774), Гатчинский дворец (1766-1781), Ч. Камерона создает выдающийся памятник архитектуры классицизма в Павловске (1780-е).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...