Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема социального равенства.




Введение.

П.А.Сорокин – один из наиболее выдающихся мыслителей в истории социологии. Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии. Сорокин внес существенный вклад в аграрную социологию, социологию социальной мобильности, войны и революции, альтруизма, социальных перемен, социологию знания и теоретическую социологию. Во многих из этих областей его труды определяли уровень науки своего времени. За шесть десятилетий он опубликовал 37 книг (переведенных более чем на 42 языка) и свыше 400 статей.

Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

 


 

Биография П.А.Сорокина.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать - крестьянка. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, официальные лица, доктора, писатели, представители разных политических течений, монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. Мое интенсивное чтение неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме. После освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. В ходе чего Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

Основные принципы социологии П.А. Сорокина,

Ее предмет и структура.

Свою научно-педагогическую и публицистическую деятельность П.Сорокин начал еще в студенческие годы. Поддерживаемый В.М.Бехтеревым, М.М.Ковалевским и другими своими учителями, он выступает с собственными лекциями перед студентами младших курсов и рабочими Петербурга. Будучи студентом первого курса Психоневрологического института (1909), он подготовил статью «Колонизационные вожделения», которая была написана в жанре публицистики, критически освещая некоторые аспекты деятельности экспедиции по изучению Печорского края, в которой он работал в качестве статистика в течение двух летних периодов 1908-1909гг. Статья была опубликована только в 1990г. в пятом номере журнала «Социологические исследования». Реализация накопленного личного творческого потенциала датируется 1913г. годом публикацией первого крупного произведения «Преступление и кара, подвиг и награда»

До 1922 г. Сорокин стоял на позициях позитивизма, со­здав модель социологии, основанную на бихевиоризме. Соци­ологическая концепция этого периода сформировалась под влиянием идей Ковалевского и Бехтерева. В основе бихевиоризма лежит понимание пове­дения человека как совокупности двигательных и других от­ветов (реакций) на воздействие (стимул) внешней среды, как совокупности связей «стимул — реакция».

По мнению Сорокина, социология должна анализировать социальное поведение, социальное взаимодействие. Он дает следующее определение социального взаимодействия: «Явле­ние взаимодействия людей происходит тогда, когда психи­ческие переживания или внешние акты одного из людей представляют функцию существования и состояния другого индивида. Иными словами, когда изменение психологичес­ких переживаний или внешних актов одного индивида вы­зываются переживаниями и внешними актами другого, ко­гда между ними существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют».

Начав социологический анализ с простейшей клетки об­щества — социального взаимодействия, Сорокин приходит к выводу, что причинно-функциональная связь всех частей социального взаимодействия приводит к образованию коллективного единства.

Как и в любой социологической концепции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы «общество — личность». Если реализм эту проблему решал в пользу целого (общества), а номинализм в пользу личности, то Сорокин объ­единил эти противоположные направления, посчитав, что об­щество как коллективное единство, отличное от простой сум­мы индивидов, существует, но общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимо­действующих единиц. Далее Сорокин переходит к построе­нию системы иерархии интеграции социальных явлений, выделяя в ней 3 уровня взаимодействия. Первый уровень коллективного единства — «элементарная группа», которая образована по какому-либо общему признаку (пол, возраст, язык). Второй уровень — это различные комбинации «эле­ментарных» групп, отношения между которыми создают свое­образные исторические условия, в которых факты социали­зации (географические, биолого-физиологические, социаль­но-психологические) либо интегрируют и образуют коллек­тивное единство, либо дезинтегрируют и способствуют распа­ду социального образования. Третий уровень коллективного единства - «кумулятивные группы», которые представляют собой объединения по нескольким признакам (примеры «ку­мулятивных групп»: классы, нации, элиты). «Кумулятивные» группы П. Сорокин называет странами, а общество представ­ляет как иерархически организованное неравенство. Кроме стратификации общество характеризуется определенной со­циальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает двух видов — горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема «элементарных» и «куму­лятивных» групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Но, наряду с географической и терри­ториальной перегруппировкой, в обществе есть межгруппо­вая и внутригрупповая мобильность (горизонтальная и вер­тикальная).

Главные работы раннего периода в творчестве П. Сороки­на - «Преступление и кара, подвиг и награда», «Предмет и границы социологии», «Общедоступный учебник по социоло­гии», «Система социологии», «Социальная мобильность», «Социология революции».

 


 

Система социологии.

В «Системе социологии» Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

· его строения и состава;

· данных в нем процессов или его жизнедеятельности;

· происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии»;

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего.

Теоретическая социология подразделяется на:

· социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

· социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

· социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

· взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;

· взаимодействие сходных и несходных лиц;

· взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное;

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых. Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом.

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические;

2. биологические;

3. социально-психические;

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения по: семейной принадлежности, государственной, расовой, профессиональной, имущественной, религиозной, объемно-правовой и партийной.

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

· типичные и не типичные для данного населения.

· внутренне антагонистические и внутренне солидарные.

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1. Разряду космических (физико-химических) сил;

2. Разряду сил биологических;

3. Разряду сил социально-психических;

К разряду космических сил П.А.Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие потребности: питания, индивидуальной самозащиты, групповой самозащиты, движения и другие физиологические потребности.

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: идеи, чувства-эмоции и волнения людей.

К сложным относятся: материальная культура, окружающая человека; духовная атмосфера социальной среды; общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет. Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы. Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения. Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения. С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда - это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».

 


Проблема социального равенства.

Большое значение П.А.Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917г. В Петрограде вышла книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последних работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей.

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения - потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества - краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах: любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей; каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества; каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

Главный смысл реформ, по Сорокину, - они должны исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо: 1) чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; 2) чтобы функции государства в конечном счете стимулировали творческую активность населения; 3)чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...