Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

г. (Хартия основных прав ес)

В декабре 2000 г. на саммите стран — участниц ЕС в Ницце был принят поистине судьбоносный для этого межгосударственного объединения документ — Хартия основных прав Европейского союза [13]. С одной стороны, ее появление было вполне ожидаемым: разработкой текста Хартии уже достаточно длительное время занимался специально созданный для этого орган — Конвент, объединивший в своем составе представителей всех стран — участниц Евросоюза, а также ключевых европейских институтов (органов ЕС). С другой стороны, принятие подобного документа породило ряд вопросов, однозначные и убедительные ответы на которые не получены до сих пор.

 

По-прежнему дискуссионным остается вопрос о юридической силе Хартии: создает ли она правовые обязательства для стран — участниц Европейского союза либо имеет лишь декларативный характер, провозглашая ценности, к которым целесообразно и нужно стремиться? В этой связи, прежде всего, обращает на себя внимание само название принятого документа — хартия. Если бы он назывался иначе (например, договор, соглашение, конвенция, пакт), никаких сомнений в его юридической обязательности просто бы не возникало. Вместе с тем, широко известен такой международно-правовой документ, как Африканская хартия прав человека и народов [11], принятая в 1981 г. и вступившая в силу пять лет спустя, которая, несмотря на ее название, представляет собой акт договорного происхождения, являющийся обязательным для всех стран — участниц Африканского союза (ранее — Организация африканского единства). В преамбуле данного документа о нем прямо говорится как о «конвенции, озаглавленной "Африканская хартия прав человека и народов"». Однако нельзя забывать, что Африканскую хартию подписали представители государств, в то время как Хартию основных прав Евросоюза — главы трех важнейших институтов ЕС: Европарламента, Совета и Комиссии. Именно это обстоятельство со всей очевидностью свидетельствует о том, что рассматриваемый документ является, прежде всего, актом Европейского союза как международного объединения государств, принят от его имени и не имеет явно выраженного межгосударственного характера.

 

 

Ревизионные акты:

1965г(договор о слиянии или брюссельский договор):

 

 

«Договор слияния» (или Брюссельский договор[1]) был европейским договором, который объединил органы Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в единую организационную структуру.

 

Договор был подписан в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступил в силу 1 июля 1967 года. В нём указывается, что Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС должны заменить Комиссию и Совет Евратома, а также Верховный орган и Совет ЕОУС. Хотя каждый орган оставался юридически независимыми, появились общие институты (до этого договора, уже была общая Парламентская Ассамблея и Суд), всё вместе было известно как Европейские сообщества. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Европейского союза.

 

Этот договор был аннулирован Амстердамским договором, подписанным в 1997 году, который отменил его.

 

Бюджетные договоры 1970 и 1975г:

Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с другими нормами вторичного права не определены; бюджет не упомянут и в перечне актов ЕС. Однако в Договоре предусмотрен и детально урегулирован специальный порядок утверждения бюджета, отличный от процедуры принятия иных актов.

 

Акт о бюджете является основанием возникновения специфичных правоотношений между ЕС и государствами-членами. ЕС обладает правом требования в отношении определенных в бюджете средств, а на государства возлагается соответствующее финансовое обязательство, вытекающее из Договора и специальных нормативных актов в бюджетной сфере. Именно в Акте о бюджете устанавливаются состав, величина и временные рамки исполнения соответствующих обязательств, а также ставки и иные нормативы. Посредством бюджетных решений действие норм бюджетного права ЕС выходит за пределы органов ЕС и распространяется на государства-члены в качестве обоснования обращенного к ним финансового требования. Бюджетный акт не затрагивает прочие, негосударственные, субъекты; иное возможно при осуществлении мероприятий по исполнению бюджета (например, при предоставлении субвенции), которые могут приводить к возникновению правовых последствий непосредственно для физических и юридических лиц.

 

Утверждение бюджета ведет к возникновению у соответствующих институтов ЕС полномочий по распоряжению средствами в определенном планом объеме, но не обязанности по фактическому совершению запланированных расходов. Сам по себе план бюджета не является достаточным правовым основанием расходования средств. Правовой базой полномочий Комиссии по совершению бюджетных расходов служатпрежде всего нормы первичного права, регулирующие предметные аспекты деятельности ЕС.

 

Обязанность по совершению расходов является производной от общей компетенции институтов ЕС по выполнению возложенных на них функций.

 

Правовую основу бюджетной системы ЕС образуют нормы учредительных договоров Сообществ. Помимо этих договоров, важные финансовоправовые нормы содержит Брюссельский договор 1965 г., предусмотревший слияние бюджетов Сообществ, а также два так называемых бюджетных договора 1970 и 1975 гг. об изменении некоторых бюджетных предписаний учредительного Договора ЕЭС и Брюссельского договора.

 

Акт 1976г:

"Акт об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием" - источник права, устанавливающий общие принципы избирательной процедуры применительно к формированию представительного института Европейского Союза. Данные принципы обязательны для всех государств-членов и конкретизируются в их национальных законах, которые каждая страна Европейского Союза издает с целью проведения выборов европейских парламентариев на своей территории (в пределах установленной для нее квоты).

 

Акт об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием был утвержден в первоначальной редакции в 1976 г. (Решение Совета Европейских сообществ от 20 сентября 1976 г. N 76/787/ЕОУС, ЕЭС, Евратом). В 2002 г. документ был существенно пересмотрен и дополнен новыми положениями (Решение Совета Европейского Союза от 25 июня и от 23 сентября 2002 г. N 2002/772/ЕС, Евратом).

 

Наиболее важные дополнения касаются введения условия об организации выборов во всех государствах-членах по пропорциональной системе (параграф 1 статьи 1), установления максимальной величины заградительного пункта (ст. 3) и расширения круга "несовместимостей", т.е. тех должностей и постов, которые не разрешается занимать членам Европейского парламента (ст. 7). Впервые в истории Союза депутатам Европарламента запрещено совмещать свой мандат с членством в национальном парламенте любого из государств-членов (временные исключения предусмотрены лишь для Великобритании и Ирландии). Подобный запрет, как ожидается, будет способствовать большему профессионализму в работе европейских парламентариев.

 

Помимо содержательных изменений реформа 2002 г. установила новую нумерацию статей и приложений Акта.

 

Несмотря на свой прогрессивный характер, поправки 2002 г. не позволили достичь конечной цели, которая была зафиксирована еще в 1957 г. (ст. 138 Договора о ЕЭС; ныне параграф 4 ст. 190 Договора о ЕС) и реализации которой многие годы добивается сам Европарламент: ввести полностью единую избирательную процедуру для всех государств-членов. Неудачи этих попыток в немалой степени обусловлены сложным порядком, предусмотренным Договором о ЕС для принятия и изменения настоящего документа.

 

Проект Акта о всеобщих прямых выборах разрабатывает Европейский парламент, но утверждает его Совет Европейского Союза, причем единогласно. В отличие от других нормативных актов ЕС (регламентов, директив и т.д.; в будущем - европейских законов, рамочных законов и др.) данный Акт, чтобы вступить в силу, нуждается в ратификации со стороны всех государств-членов, т.е. не может быть пересмотрен без согласия правительства и национального парламента хотя бы одного из них.

 

После вступления в силу Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, Акт 1976 г. останется в силе с изменениями, внесенными в него Протоколом N 33 "Об актах и договорах, изменивших или дополнивших Договор об учреждении Европейского сообщества и Договор о Европейском Союзе" (статья 2). Поправки, внесенные Протоколом N 33, имеют "технический" и терминологический характер, и не изменяют содержания принципов Акта. В тексте они выделены курсивом.

 

В будущем Акт 1976 г. может быть заменен европейским законом, который для вступления в силу, однако, по-прежнему будет требовать "одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них" (параграф 1 статьи III-330 Конституции).

 

 

Единый европейский акт 1986г:

Единый европейский акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора.

 

Один из основных моментов ЕЕА заключался в создании Единого рынка в рамках ЕС к 1992 году, т.е. к тому времени, когда, как ожидалось, все необходимые законодательные реформы были бы завершены. Для достижения этой цели ЕЕА реформировал законодательный процесс путем введения процедуры сотрудничества и расширил Голосование в Совете Европейского союза на новые районы - меры, которые были призваны сократить время на законодательные процессы. При этом ЕЕА предназначался для устранения оставшихся барьеров между странами, а также для гармонизации и повышения конкурентоспособности европейских стран.

 

 

Амстердамский договор 1997г:

Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 года и вступил в силу 1 мая 1999 года. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 году. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

 

 

Ниццкий договор 2001г:

 

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2003 года. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

 

Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя

 

Согласно официальному определению главной целью Договора является завершение процесса подготовки к функционированию институтов в рамках Европейского Союза, начатого Амстердамским договором. Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать риски, связанные со вступлением большой группы новых государств-членов.

 

Реформируются практически все институты Евросоюза. Меняется численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется количество голосов, которое имеет каждое государство-член в Совете ЕС. Одновременно вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум и порог численного большинства, необходимый для принятия решений (обязательна сумма голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление в ЕС).

 

Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Вводится такая структура судовых инстанций как Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статуса суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Детали изменений, которые проводятся, фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который прилагается к Ниццкому договору и дополняется дальнейшими решениями Совета ЕС.

 

 

Лиссабонский договор 2007г:

Лиссабонский договор (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года в Жеронимуше в Лиссабоне.

 

Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

 

Вступление стран в состав ЕС:

1957 год (6 стран): Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция.

1973 год (9 стран): присоединились: Великобритания, Дания, Ирландия.

1981 год (10 стран): присоединилась Греция.

1985 год: Гренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества.

1986 год (12 стран): присоединились Португалия и Испания.

1990 год: ГДР присоединилась к Западной Германии.

1995 год (15 стран): присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.

2004 год (25 стран): присоединились: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

2007 год (27 стран): присоединились Болгария и Румыния.

2014 год Хорватия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...