Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика работы над сценарием театрализованного представления на документально-публицистическом материале

Контрольная работа

По дисциплине: «Сценарное мастерство»

Тема: «Историко-документальная основа сценария ТПиП»

 

Выполнил студент:

ФИС/БЗ221-4/1

Онуфриенко Ю.Ю.

Проверила:

Тытюк М.Н.

 

 

Санкт-Петербург

№ 11

Историко-документальная основа сценария ТПиП

Исторический факт и документ: сущность понятий и их взаимодействие

Для представлений на документально-публицистическом материале в центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места проведения представления и подчиняться принципам зрительского восприятия.

Характерной особенностью театрализации представлений является ее документальность и публицистичность.

Советский и российский историк, драматург, прозаик, сатирик, доктор исторических наук Даниил Натанович Аль утверждал: «Документ — это свидетельство о факте»

Документ (лат. dokumentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями может быть бумага, фото - и кинопленка, магнитофонная запись и т.п., которые могут содержать тексты, изображения, звуки. Документ в обычном понимании - это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким образом, документ - это свидетельство о факте, которое существует реально и может быть использовано. Фиксацией факта является средства запечатления внешнего зримого ряда происходящего - текст, зарисовка, фотография, кинокадр. Отсюда следует вывод, что документальное - это значит не содержащее вымысла.

Документ – облеченный в определенную форму акт. Это фиксация факта, закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии, предмете.

 

Документальным материалом сценариев могут служить:

документально-исторические источники (указы, постановления, декларации, биографии конкретных людей)

литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи)

эпистолярные материалы (дневники, письма, фото - кинодокументы)

подлинные вещи (личные документы, одежда, оружие, награды)

Использование историко-документального и местного материала в сценарии придает ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории.

Факт – действительное событие, происшествие, случай, истина, итог, то, что было, произошло вчера, сегодня, там-то. Факт нейтрален, который может стать художественным средством для доказательства какой-то идеи.

Создавая сценарий концерта, режиссер может и должен, насколько это возможно, использовать местный материал. Отобранные им документы и факты могут понять связь события, в честь которого поставлен концерт, с жизнью данного села, города, республики.

Факты в свою очередь делятся:

1. Факты жизни – реальные факты и события, произошедшие в жизни, а

также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, письмах, официальных документах и т.п.

2. Факты искусства – все жанровое разнообразие произведений искусства,

а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров профессионального и любительского искусства).

Из множества фактов, документов режиссер должен отобрать те, которые позволят ему наиболее точно и ярко выразить свою мысль.

Художественный уровень каждого сценария будет тем выше, чем в

большей степени в нем будут соблюдены некоторые общие драматургические требования, такие, как драматургическая законченность каждого эпизода, целостность образной картины, нарастание от начала к концу силы эмоционального воздействия на зрителей (и участников).

Автор, используя документы, должен найти такие художественные

приемы, создавая яркое, волнующее, эмоционально действенное произведение.


Исторический факт неповторим, невоспроизводим. Он не может фигурировать в каком-либо произведении.

Публицистика (лат. publicus - общественный) сочетание литературы и журналистики (статьи, очерки, фельетоны, репортажи), где главной и отличительной чертой является аналитическая мысль автора, откликающегося на самые живые потребности общества. В связи с этим, сценарист, как и автор-публицист, посвящает свой труд актуальным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. Публицистичность требует от автора умения ярко и эмоционально подать свою мысль. Для того, чтобы убедить аудиторию, сделать ее сторонником своей точки зрения, необходимо уметь воздействовать на разум и чувства людей.

Публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведомое обострение идеи, стремление как можно более действенно выразить ее, "заразить" ею аудиторию.

Специфика работы над сценарием театрализованного представления на документально-публицистическом материале

 

В процессе создания сценария, сценаристу необходимо знать в первую очередь то, о чем он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить предстоящее действо.

Драматургия театрализованных представлений на документально-публицистическом материале основана на конкретных фактах. Но это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего и будущего. Художественный материал здесь несет вспомогательную функцию, несмотря на то, что преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организации сценарного материала. Именно сочетание двух линий - документально-публицистической и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других - художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.

Документальный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист создает новый образ. Т.е. сценарий театрализованных представлений на документально-публицистическом материале - это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных песнями, танцами и стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие.

Использованные в создании сценария театрализованных представлений на документально-публицистическом материале реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, видеоматериалы несомненно вызывают живой интерес аудитории, но реальные герои, непосредственные участники тех событий, которым посвящено представление во много раз усиливают эмоциональное воздействие эпизода. Таким образом, перечень документального материала по праву дополнят герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места. Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованного представления. Помимо природных и архитектурных особенностей площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играет вызываемые данным местом исторические ассоциации.

Для того, чтобы определенные документальные, публицистические материалы, исторические места, конкретные люди стали основой сценарно-режиссерского замысла необходимо достаточно глубоко изучить и проанализировать жизнь и деятельность конкретной человеческой общности, профессии, реального героя, коллектива, города, области и т.п.

Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления. Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу. Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.

Важным аспектом при выборе материала является соблюдение принципа новизны. Новизна сценарного материала определяется не только количеством и качеством новой информации, но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии. В ходе дальнейшей работы сценаристу необходимо найти такое художественное решение, при котором новизна материала надолго бы осталась в памяти зрителей.

Таким образом, при отборе сценарного материала необходимо руководствоваться следующими принципами:

· Социально-мировоззренческой направленности накопленного материала

· Соответствие материала социально-структурной специфике аудитории

· Общественно-политической актуальности материала

· Соответствие материала идейно-художественному замыслу сценария

· Соответствие выразительных средств цели воздействия сценария

· Художественно-эстетической ценности материала

· Достоверности документального материала

· Новизны материала

· Расширения эмоционально-выразительных средств

· Соответствие материала творческим возможностям коллективов и возможностям площадки

· Соответствие художественному решению документального материала

· Соответствие времени проведения представления

· Соответствие требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям

После тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новая задача - найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий. В связи с этим, необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ. Поэтому в процессе работы над сценарием театрализованных представлений на документально-публицистическом материале необходимо выходить за рамки реалистического изображения, основываясь на методе ассоциативности.

Создать сценарий - это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция. Она помогает так выстроить сценарий, его информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, а увлекало. Композиция в театрализованных представлениях на документально-публицистическом материале зачастую выполняет главную функцию, так как в сценарии может отсутствовать сюжет. Здесь предполагается не движение событий и развитие характеров, а развитие мысли, движение к определенному обобщающему выводу.

Таким образом, четкий перечень документов, событий, героев, явлений, подчиненных режиссерскому замыслу и организованных композиционно, образуют основу сценария.

Свои примеры:…

 

 

Литература

1. Генкин Д. М. Массовый праздник

2. Силин А. Площади нашей палитры

3. Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений

4. Аль Д.Н. Основы драматургии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...