Цикл обучения посредством опыта
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Этап Конкретный опыт Этап 2 этап Активное Рефлексивное Экспериментирование наблюдение Этап Абстрактная концептуализация
Начальным структурным компонентом и основой для развертывания учебного процесса выступает конкретный опыт учащегося, который фиксируется без анализа и увязывается с учебной проблемой. Далее, этот опыт становится объектом для наблюдения и рефлексии, которые составляют второй этап обучения. При этом важнейшим условием успешного обучения является интерпретация учеником опыта с различных точек зрения и обмен опытом и мнениями в группе. Результаты наблюдения и рефлексии опытов учащихся составляют основу для формирования понятий и представлений об изучаемом объекте; выстраивания теории и гипотез решения проблем; переосмысления прежнего опыта (этап концептуализации). На четвертом этапе обучения – экспериментировании – подвергаются проверке выдвинутые гипотезы, решаются проблемы и задачи, что способствует приобретению учеником нового опыта.
Современные дидактические принципы средней и высшей школы История дидактики характеризуется постоянным стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать требования к деятельности педагогов, соблюдение которых обеспечило бы качество образования. Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса и логике их развертывания: целям и задачам; отбору содержания; выбору форм и методов обучения, стимулированию, контролю; планированию и рефлексии. Анализ многочисленных разработок систем дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:
- научности, - сознательности и активности, - систематичности и последовательности, - наглядности, - доступности, - прочности, - связи теории и практики обучения с жизнью, - индивидуализации и дифференциации. Дидактические принципы
В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в вузах: фундаментальности, предполагающий освоение инвариантного комплекса знаний, который выступает в виде основы или фундамента формирования важнейших профессиональных умений и профессионального мышления выпускников; обеспечения единства научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий); профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков); профессиональной мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын и др.); проблемность (Т.В. Кудрявцев); эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко). В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы обобщили все существующие принципы. Такими принципами могут выступать: - ориентированность высшего образования на воспитание интеллектуально, нравственно и физически развитой личности студента, мобильных и конкурентоспособных специалистов, готовых жить и трудиться в мире «изменений»; - соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); - преемственности и непрерывности образования, реализующими взаимосвязь не только между бакалаврской и магистерской ступенями вузовской подготовки, но и со средней школой и послевузовским образованием; - оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
- широкое применение личностно-ориентированных, компьютерных технологий, активных методов и форм обучения на различных этапах подготовки специалистов; - соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности. Вопросы и задания для самопроверки 1. В чем состоит сущность концепции активности в процессе обучения? 2. Раскройте основные функции обучения. 3. Выделите и раскройте сущность структурных компонентов процесса обучения. 4. Чем определяются целостность и комплексный характер процесса обучения? 5. Выделите структурные компоненты деятельности учителя и ученика в процессе обучения. 6. Раскройте смысл пирамиды запоминания (по Ч. Бонвелу). 7. Определите этапы усвоения знаний (психологический аспект). Что такое полный цикл учебно-познавательной деятельности ученика? 8. Охарактеризуйте этапы процесса обучения, основанного на опыте учащегося. 9. Определите основные дидактические принципы в средней школе. 10. Какова специфика проявления дидактических принципов в высшей школе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|