Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов




физическая культура студент

В основах законодательства Российской Федерации физическая культура и спорт представлены как важнейший компонент целостного развития личности.

Роль человека в обществе в основном определяется тем, как его жизненные установки и ценностные ориентации практически реализуются в качестве значимых для него личностно и необходимых в его учебной и трудовой деятельности. Всестороннее развитие личности возможно лишь при комплексном подходе к воспитательной работе, предусматривающем координацию усилий по всем направлениям воспитания: нравственному и трудовому, эстетическому и физическому, экологическому и правовому и др. Общая культура включает в себя как общечеловеческие, так и индивидуальные формы преобразования личностью своей собственной природы, то есть выражает меру власти человека над внешней средой и собственной физической и психической природой. Поэтому физическая культура должна рассматриваться не только в традиционном плане, но и как продукт развития ее в индивиде, интегрирование личностью.

Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании физических упражнений и естественных сил природы для направленного физического совершенствования человека. Когда говорят о физической культуре личности, подразумевают под этим воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле, то есть усвоенные человеком “физкультурные” знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания показатели развития и т.п. “Физической культурой” называют также одну из учебных дисциплин в школе. В процессе эволюции физическая культура приобрела ряд специфических форм: базовая физическая культура (школьная, вузовская, армейская), спорт, лечебная и реабилитационная физическая культура, профессионально-прикладная, рекреационная физическая культура, адаптивная (для инвалидов).

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физически здорового, духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, в частности, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека. Важнейшим элементом физического воспитания является «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения (основные способы ходьбы, бега, плавания, скольжения на коньках и лыжах и др.), «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, футбол теннис и др.).

Физическая подготовка - это педагогический процесс развития физических способностей, осуществляемый как в целях общей физической подготовки, так и с учетом специфических особенностей профессиональной или спортивной деятельности.

Спорт - это органическая часть физической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Физическим образованием называется процесс и результат овладения специализированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

Физическое развитие - биологический процесс становления, изменение естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. Физическое развите управляемо и подчиняется определенным законам и тесно связано со здоровьем человека.

В процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Положительный эффект от занятий физической культурой возможен лишь тогда, когда двигательный режим, длительность, сложность и интенсивность физических упражнений, закаливающих процедур, а также их координационная сложность будут соответствовать индивидуальным возможностям человека, условиям, в которых он живет и трудится.

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении выступают как средства социального становления, активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов, как средства достижения ими физического совершенства. Именно высшей школе принадлежит роль ключевого звена всей системы образования и воспитания в стране интеллектуального потенциала общества.

Физическая культура является обязательным компонентом гуманитарного направления образования в школе и вузе, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Сформированные в нем качества при соответствующих условиях переносятся на другие вид деятельности.

Физическое воспитание способствует формированию мировоззрения, духовной культуры, эстетических вкусов, морально-волевых качеств, самовыражению и самоутверждению, улучшает социальную адаптацию, эффективно противостоит отрицательным последствиям нервной напряженности и стресса.

Установлено, что студенческий возраст является заключительным этапом поступательного возрастного развития двигательной функции, после чего наступает период относительной стабилизации. Вот почему физическая культура и спорт в этот период становятся важнейшим средством укрепления здоровья, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда и овладения специальностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...