Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава II . Основные формы осуществления непосредственного волеизъявления.





Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, которые обеспечивают самую массовую форму участия граждан в управлении делами на общегосударственном уровне и на уровне местного самоуправления, а также общественной жизнью.

II .1. Местный референдум.

 

Важнейшей формой непосредственной демократии является референдум.

Местный референдум, являясь наряду с референдумом Российской Федерации и референдумом субъектов Российской Федерации составной частью системы референдумов в Российской Федерации, посредством которых народ осуществляет свою власть непосредственно, и имея с ними много общих черт, существенно отличается от них.[11]

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований (районах, городах, поселках и сельских округах), по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются прежде всего федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации о местного референдуме и уставами муниципальных образований.

В них закреплено, что другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить указанным федеральным законам.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом.



В соответствии с международными договорами Российской Федерации в местных референдумах вправе участвовать и иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно проживающие на территории муниципального образования. В частности, при соблюдении этих условий согласно ст. 18 Устава Союза Беларуси и России в местных референдумах обоих государств могут принимать участие их граждане.[12]

Детальное регулирование порядка проведения местного референдума осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в Законе Приморского края от 20 апреля 1999 г. «О местном референдуме в Приморском крае» подробно оговариваются общие принципы проведения референдума, порядок его назначения и процедура подготовки и проведения, установление результатов местного референдума и ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме.

В местном референдуме, в соответствии со ст.4 Закона Приморского края, имеют право участвовать граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, достигшие на день проведения о местного референдума 18 лет и обладающие избирательным правом. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в системах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств запрещаются.

Согласно общим принципам проведения местного референдума, установленным Законом, граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускаются; участие в референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление; голосование осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания; каждый гражданин имеет один голос.[13]

Важнейшим требованием Закона, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. В нем устанавливается, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы или иные решения, выносимые на референдум подлежат опубликованию в местных средствах массовой информации.

На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть определены вопросы, подлежащие вынесению на референдум. Так, помимо изменения границ муниципального образования, определения структуры органов местного самоуправления, в уставах муниципальных образований часто приводится перечень конкретных вопросов, имеющих важное значение для социально-экономического развития местного сообщества, требующих значительных финансовых затрат или могущих вызвать обострение экологической обстановки, а также другие вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения проживающего на территории муниципального образования, которые должны решаться только на референдуме.[14]

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

*  о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

*  о формировании состава органов местного самоуправления, о персональном составе органов местного самоуправления;

*  об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

*  о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

*  о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением вышеуказанных.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ и исключалась возможность его множественного толкования. В бюллетени для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «да» или «нет», под которыми помещаются пустые квадраты.

Статьей 14 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены обстоятельства исключающие проведение местного референдума. В частности, местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течении трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течении которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов референдума. Так, Закон Приморского края «О местном референдуме» (ст.6) предусматривает, что местный референдум, по указанному выше обстоятельству, проводится не ранее чем через год со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.

Установление обстоятельств, исключающих проведение местного референдума, кроме указанных, не допускается.

В соответствии со ст.6 Закона Приморского края, принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение местного референдума по этому вопросу.

Проведение местного референдума в случаях, предусмотренных законодательством и уставом муниципального образования, является обязательным.

Инициатива проведения референдума, согласно Закона Приморского края ст.7, принадлежит: гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме, общественным объединениям, зарегистрированным органами юстиции Российской Федерации или Приморского края не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в представительный орган местного самоуправления с инициативой проведения местного референдума, устав которых предусматривает участие в выборах; избирательным объединениям, зарегистрированным в соответствии с законодательством органами юстиции; представительным органам местного самоуправления; главе муниципального образования или иному выборному должностному лицу, главе администрации (далее - глава муниципального образования).

Общий порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст.33), согласно которому каждый гражданин или группа граждан, а равно общественное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, могут образовать инициативную группу для проведения местного референдума в количестве не менее 10 человек. В случае, если инициатором проведения местного референдума выступает избирательное объединение, то руководящий орган избирательного объединения или руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования, а в случае ее отсутствия в представительный орган местного самоуправления, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для внесения на местный референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума.

Муниципальная комиссия референдума, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение, в котором указываются основания отказа. Основанием отказа в регистрации может быть только нарушение инициативной группой действующего законодательства и устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Принятие органами и должностными лицами местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа. Согласно п.10 ст.9 Закона Приморского края и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течении 30 дней со дня его выдачи, если иное не установлено уставом муниципального образования.

Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются в порядке и количестве, определяемом законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Так, согласно п. 11 ст.9 Закона Приморского края, количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, определяется на основании данных регистрации участников местного референдума по состоянию на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течении 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. Уставом муниципального образования может быть предусмотрен иной срок сбора подписей, который не может быть менее 20 дней. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников местного референдума и составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению местного референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования, выдавшую регистрационное свидетельство, которое (по Закону Приморского края в течение 7 дней) проверяет соблюдение инициативной группой требований Федеральных законов, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей. По результатам проверки комиссия принимает решения. В случае обнаружения нарушений установленных требований по сбору подписей, в результате которых количество достоверных и действительных подписей, представленных инициативной группой, окажется меньше количества, требуемого для назначения местного референдума, избирательная комиссия муниципального образования выносит постановления об отказе в проведении референдума. Копия указанного решения направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течении двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума.

Убедившись, что сбор подписей был проведен в соответствии с установленными требованиями и подписи достоверны, муниципальная комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой предусмотренных законом документов принимает соответствующее постановление и направляет его копию и полученные документы в представительный орган местного самоуправления для назначения референдума.

Гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме, может быть образовано несколько различных инициативных групп по проведению местного референдума по разным вопросам. Однако в период назначения местного референдума и официальным опубликованием его результатов субъекты, имеющие право инициативы проведения местного референдума, не могут выступать с инициативой проведения нового местного референдума.

Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований может быть предусмотрено реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания. В этом случае на основании решения, принятого собранием (сходом) участников референдума, за которое проголосовало не меньшее число его участников, чем установленное уставом муниципального образования количества подписей, которое необходимо собрать в поддержку проведения референдума, а также на основании положительного заключения муниципальной комиссии референдума, представительный орган местного самоуправления обязан назначить проведение местного референдума. Подобные собрания (сходы) участников референдума в большей степени соответствуют принципам народовластия, так как в них органически объединяется в единое целое процесс принятия решения о выдвижении инициативы проведения референдума с его поддержкой со стороны необходимого числа участников референдума. В этом случае сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума не проводится. Это придает таким решениям более взвешенный и ответственный характер. Однако проведение таких собраний (сходов), как правило, реально в небольших по численности муниципальных образованиях.[15] 

Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования, а также по решению собрания (схода) участников референдума или иных субъектов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается его назначение на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано в местных средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия и не позднее чем за 45 дней до дня его голосования. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, назначившим местный референдум в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборами в орган государственной власти или органы местного самоуправления.

Процесс подготовки местного референдума представляет собой совокупность этапов и действий, включающую формирование комиссией референдума, составление списков участников референдума, образование участков референдума, агитацию при проведении референдума, финансирование референдума, организацию голосования, подсчет голосов участников референдума, установление результатов референдума и их опубликование.[16]       

Подготовку и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в местном референдуме осуществляют муниципальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Муниципальные и участковые комиссии референдума в пределах своей компетенции не зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения муниципальной комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для участковых комиссий референдума, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума.

Полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий референдума устанавливаются Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 21, 23-27), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Формирование муниципальных и участковых комиссий референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава муниципальной и участковой комиссией референдума на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.

В качестве муниципальной комиссии референдума в соответствии с уставом муниципального образования либо по решению представительного органа местного самоуправления может действовать муниципальная избирательная комиссия.

Формирование участковых комиссий референдума осуществляется не позднее 3 дней после образования участка референдума, а их полномочия прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов местного референдума.

Членами муниципальных и участковых комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, представители инициативных групп по проведению местного самоуправления, члены комиссий референдума с правом совещательного голоса. Срок полномочий членов муниципальных и участковых комиссий референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих комиссий референдума.

Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов муниципальной и участковой комиссии референдума.

Член комиссии референдума не может быть одновременно членом муниципальной и участковой комиссий референдума.

После принятия решения о проведении местного референдума инициативная группа по проведения референдума, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в представительном органе местного самоуправления или в представительном органе более высокого уровня, в праве назначить в муниципальную и участковые комиссии референдума по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов референдума. Их полномочия могут быть прекращены по решению органа, назначившего данного члена комиссии референдума, и переданы другому лицу.

Муниципальная участковая комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии референдума.

Заседание комиссии местного референдума созываются ее председателем или по его поручению заместителем председателя, а также по требованию не менее одной трети членов комиссии референдума с правом решающего голоса. Заседание комиссии референдума является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Деятельность муниципальных и участковых комиссий референдума осуществляется коллегиально, гласно, открыто. На всех их заседаниях вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представители средств массовой информации. Решения комиссий референдума публикуются в средствах массовой информации. В день голосования с момента начала работы участковой комиссии референдума и до ее окончания, а также при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать вышеуказанные лица, а также наблюдатели, назначенные инициативной группой по проведению референдума, общественными объединениями. Все эти лица вправе присутствовать на заседании муниципальной комиссии референдума при определении ею результатов местного референдума. Они вправе получать заверенные копии протоколов об итогах голосования или результатах референдума.

В случае нарушения муниципальной, участковой комиссией референдума права граждан на участие в местном референдуме, повлекшего признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов референдума, указанная комиссия может быть расформирована судом на основании заявления группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего представительного органа местного самоуправления, а также Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Представительный орган местного самоуправления обязан сформировать новый состав комиссии референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии референдума.

При проведении местного референдума вышестоящей комиссией является муниципальная комиссия референдума. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не руководят деятельностью комиссий местного референдума. Они осуществляют контроль за соблюдением права на участие в местном референдуме, а также оказывают правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям местного референдума.

Списки участников местного референдума относятся к числу важнейших документов референдума, поскольку включением в них гражданина юридически подтверждается его право на участие в референдуме. В соответствии со списками участников референдума производится выдача бюллетеней, устанавливается общее число участников референдума в муниципальном образовании и на каждом участке референдума.[17]

Списки участников местного референдума составляются муниципальной комиссией, как правило, с использованием государственной автоматизированной системы, отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами (орган регистрационного учета населения), должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

В списки включаются граждане Российской Федерации , обладающие на день проведения голосования правом на участие в местном референдуме. Содержание права на участие в местном референдуме имеет некоторые отличия от содержания права на участие в других референдумах.

Во-первых, только при проведении местного референдума согласно с международным договором Российской Федерации и соответствующим им федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации в списки его участников включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится местный референдум. В частности при соблюдении этих условий согласно ст. 18 Устава Союза Белоруси и России в местном референдуме могут принимать участие граждане Республики Белорусь.[18] 

Во- вторых при проведении местного референдума в списки его участников не включаются проходящие военную службу по призыву военнослужащие, которые до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования.

Согласно ст. 15 Закона Приморского края «О местном референдуме в Приморском крае», граждане имеющие право на участие в местном референдуме и временно проживающие в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания на территории муниципального образования на судах, находящихся в день голосования в плавании и приписанных к порту на территории муниципального образования, включаются в списки участников местного референдума по месту их временного проживания.

Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума располагаются в алфавитном порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам участников местного референдума). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания. Список участников референдума подписывается председателем и секретарем муниципальной комиссии референдума. Один экземпляр списка остается в муниципальной комиссии референдума, а второй передается по акту соответствующей участковой комиссии местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования, где он также подписывается председателем и секретарем участковой комиссии местного референдума. Списки участников референдума представляются участковой комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.

Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума территория муниципального образования делится на участки референдума. Участки референдума создаются для обеспечения максимально благоприятных территориальных, транспортных и других условий для участников референдума, из расчета не более чем 300 участников референдума на каждом участке и не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с муниципальной комиссией референдума на основании данных о численности участников референдума. Списки участников референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

При всей важности каждого этапа в процессе подготовки местного референдума особое значение имеет агитация при проведении референдума. Ведь результат референдума зависит от того, хорошо ли продумано и организовано освещение и обсуждение существа выносимых на референдум вопросов, удалось ли привлечь к их изучению и обсуждению большинство членов местного сообщества, ознакомить всех участников референдума с основными точками зрения, аргументацией «за» и «против»; всеми вариантами решения проблемы и прогнозами их последствий.[19]              

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации , общественным объединениям, политическим партиям при проведении местного референдума свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение местного референдума или против его проведения, за участие в местном референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на местный референдум.

Агитация при проведении местного референдума может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпусков и распространения агитационных печатных материалов, а также в иных установленных законом формах.

В агитации при проведении местного референдума не могут участвовать члены комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.

Агитация при проведении местного референдума начинается со дня опубликования решения представительного органа местного о назначении референдума и прекращается в 0 часов за сутки до голосования.

В течении трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов местного референдума, иных исследований, связанных с местным референдумом, не допускается.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.