Этапы развития фонематического слуха (О.А. Степанова ) из книги «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Г.Ф. Кумариной.
Выполнять 1-2 раза в день утром до завтрака, и вечером до ужина или через 1,5 часа после еды. Артикуляционная гимнастика Для губ: 1. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 5. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 1. «Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
5. «Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому небу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка. 10. «Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
11. «Приклей конфетку». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире. 16. «Грибочек» Этапы развития фонематического слуха (О.А. Степанова) из книги «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Г.Ф. Кумариной. первый этап — совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти; второй этап — развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений; третий этап — формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
На первом этапе учитель может использовать следующие виды заданий: после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.); чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритми-ческих характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки); запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз); различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру. На втором этапе содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия: запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух-трех элементов и постепенно доводя их число до шести-семи; выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово; подобрать сходные по звучанию слова; найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог; угадать гласный звук по беззвучной артикуляции*. Третий этап работы непосредственно направлен на воспитание у учеников навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слов. Педагог предлагает детям: выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков; выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т. е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные — взрывные в конце, а щелевые — в начале слова); найти общий звук в словах; выделить из текста слова с заданным звуком; придумать самостоятельно слова с определенным звуком (придумать любые слова; придумать слова — названия животных,названия птиц и т. д.); различать в словах звуки, близкие по звучанию или артикуляции; определить в названном педагогом слове первый, последний звуки; определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова); определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук); подобрать слова с заданным количеством звуков; определить количество слогов в предложенных словах;
сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях; придумать слова с заданным количеством слогов; сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях; добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова; расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки; преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки; составить слова разной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки; составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным учителем схемам; установить соотношение между звуковым и знаковым составом слов (соотнести слово и изображение предмета; вписать знакомые буквы в схему слова; по отдельным буквам определить все слово) и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|