IV. Цели и политика в области образования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РЕКОМЕНДАЦИЯ МОТ/ЮНЕСКО О ПОЛОЖЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ (Париж, 5 октября 1966 года) Специальная межправительственная конференция по вопросу о статусе учителей, напоминая, что право на образование является одним из основных прав человека, сознавая, что согласно статье 26 Всеобщей декларации прав человека, принципам 5, 7 и 10 Декларации прав ребенка и принципам Декларации Организации Объединенных Наций о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами государства обязаны обеспечивать каждому человеку должное образование, отдавая себе отчет в необходимости развивать общее, техническое и профессиональное образование на максимально широкой основе, с тем чтобы полностью использовать все имеющиеся таланты и способности, что является необходимым условием развития моральных и культурных ценностей, а также непрерывного экономического и социального прогресса, признавая решающую роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества, стремясь обеспечить учителям положение, соответствующее их роли, принимая во внимание большое разнообразие законодательных положений и обычаев, которые в различных странах определяют систему и организацию образования, учитывая также разнообразие правового положения учителей различных стран, в частности, в зависимости от того, распространяется на них или нет действие положений, относящихся к государственной службе, будучи, однако, убежденной, что несмотря на эти различия во всех странах возникают общие вопросы, касающиеся положения учителей, и что эти вопросы требуют применения совокупности общих норм и мер, которые должны быть определены в настоящей Рекомендации,
принимая к сведению положения действующих международных конвенций, применимых к учителям, и, в частности, таких международных актов, касающихся основных прав человека, как Конвенция 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, Конвенция 1949 года относительно права на организацию и заключение коллективных договоров, Конвенция 1951 года относительно равного вознаграждения за труд равной ценности, Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, принятые Генеральной конференцией Международной организации труда, и Конвенция 1960 года о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, отмечая далее рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ, принятые Международной конференцией по народному образованию, созываемой совместно Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Международным бюро просвещения, а также Рекомендацию по профессиональному и техническому образованию, принятую в 1962 году Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, стремясь дополнить существующие нормы положениями, относящимися к проблемам, которые особенно касаются учителей, и, в частности, решить проблемы, связанные с нехваткой учителей, принимает настоящую Рекомендацию. I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. В настоящей Рекомендации: a) слово «учитель» охватывает всех лиц, которые занимаются обучением и воспитанием учащихся в школах; b) термин «положение» в применении к учителям означает одновременно общественное положение, которое за ними признано в силу уважения, связанного с важностью их функций и умением выполнять эти функции, а также взятые в сравнении с другими профессиональными группами условия труда, вознаграждение и другие материальные льготы, которыми они пользуются.
II. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2. Настоящая Рекомендация применима ко всем учителям государственных и частных средних школ или более низших учебно-воспитательных заведений: средних и неполных средних, общеобразовательных, технических, профессиональных и художественных учебных заведений, начальных школ и детских садов. III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ 3. С первых лет обучения образование должно иметь целью всестороннее развитие человеческой личности и духовный, моральный, социальный, культурный и экономический прогресс общества, а также внедрение глубокого уважения к правам и основным свободам человека; в рамках этих ценностей самое большое значение следует придавать вкладу, который образование призвано вносить в дело мира и взаимопонимания, терпимости и дружбы между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами. 4. Следует признать, что развитие образования в значительной степени зависит от квалификации и мастерства учителей в целом и от человеческих, педагогических и профессиональных качеств каждого из них. 5. Положение учителей должно соответствовать потребностям в образовании, определяемым его целями и задачами. Следует признать, что для полного достижения этих целей и задач чрезвычайно важно, чтобы учителя имели соответствующий статус и чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает. 6. Педагогическую деятельность следует считать высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования. Она обязывает также иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях. 7. Все аспекты подготовки и работы учителей должны быть свободны от какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и экономического положения.
8. Условия работы учителей должны быть максимально благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач. 9. Следует признать, что учительские организации могут вносить значительный вклад в развитие образования, а поэтому следует привлекать их к разработке политики в области образования. IV. ЦЕЛИ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 10. В каждой стране должны быть приняты в необходимом объеме соответствующие меры для определения общей политики в области образования, совместимой с перечисленными выше руководящими принципами, с привлечением всех имеющихся людских или иных ресурсов. При этом соответствующие органы должны принимать во внимание влияние на положение учителей следующих принципов и целей: a) основным правом каждого ребенка является самое полное его обеспечение возможностями образования. Необходимое внимание должно уделяться детям, требующим специального педагогического подхода; b) все возможности должны быть предоставлены на равной основе каждому человеку для реализации его права на получение образования без всякой дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и экономического положения; c) поскольку образование является делом первостепенной важности для общества, ответственность за него должна ложиться на государство, которое обязано обеспечить достаточную сеть школ, бесплатное образование в них и материальную помощь нуждающимся учащимся; вышесказанное не следует толковать ни как посягательство на свободу родителей или законных опекунов посылать детей в негосударственные школы, ни как нарушение свободы отдельных лиц или организаций создавать учебные заведения, отвечающие минимальным педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями;
d) так как образование является существенным фактором экономического развития, планирование образования должно быть неотъемлемой частью общего планирования экономического и социального развития, имеющего целью улучшение условий жизни; e) поскольку образование представляет собой непрерывный процесс, тесная связь между различными категориями учителей может способствовать повышению качества обучения всех учащихся и улучшению положения учителей; f) необходимо обеспечить свободный доступ к гибкой системе школ, должным образом взаимосвязанных, с тем чтобы ничто не могло ограничить возможности для каждого ребенка получить образование любого типа и уровня; g) в качестве задачи развития образования ни одно государство не должно удовлетворяться одним количественным ростом, но должно также стремиться повысить его качество; h) в области образования необходимо как долгосрочное, так и краткосрочное планирование и программирование; эффективное включение сегодняшних учащихся в жизнь общества будет зависеть больше от будущих потребностей, чем от нынешних; i) всякое планирование в области образования должно включать на каждом этапе своевременное принятие мер для подготовки и профессионального усовершенствования достаточного числа национальных кадров учителей, полностью компетентных и квалифицированных, знающих жизнь своего народа и способных вести обучение на его родном языке; j) первостепенное значение имеют координированные систематические и непрерывные исследования и мероприятия в области подготовки и профессионального усовершенствования учителей, включая сотрудничество между исследователями на международном уровне и обмен результатами этих исследований; k) необходимо обеспечивать тесное сотрудничество между соответствующими органами, организациями учителей, работодателей и трудящихся, родительскими организациями, культурно-просветительными организациями и научно-исследовательскими учреждениями для определения политики в области образования и ее конкретных задач; l) поскольку достижение целей и задач образования зависит в значительной степени от выделяемых финансовых средств, в национальных бюджетах всех стран следует предусматривать в приоритетном порядке необходимую долю национального дохода на развитие образования. V. ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ Отбор 11. Политика, определяющая подготовку учителей, должна принимать во внимание потребность обеспечения общества достаточным количеством учителей, обладающих необходимыми моральными, интеллектуальными, физическими качествами, имеющих глубокие знания и обладающих соответствующими умениями и навыками.
12. Для удовлетворения этой потребности органы народного образования должны сделать подготовку к педагогической деятельности привлекательной и обеспечить достаточное число мест в педагогических учебных заведениях. 13. Завершение полного утвержденного курса педагогического учебного заведения должно требоваться от всех лиц, приступающих к учительской деятельности. 14. Правом приема в педагогические учебные заведения должны пользоваться лица, имеющие соответствующее среднее образование и обладающие личными качествами, которые требуются от учителей. 15. Соблюдая общие правила приема в педагогические учебные заведения, можно допустить прием лиц, не отвечающих некоторым требованиям с точки зрения образования, но обладающих полезным опытом, в частности, технического или профессионального характера. 16. Студенты педагогических учебных заведений должны иметь возможность получать стипендии или финансовую помощь, которые обеспечивали бы им нормальные условия учебы и жизни; по мере возможности органы народного образования должны стремиться создать систему бесплатной подготовки учителей. 17. Студентам и другим лицам, желающим стать учителями, должна предоставляться широкая информация о возможностях подготовки к педагогической деятельности, а также о стипендиях и финансовой помощи. 18. 1) Следует принимать во внимание уровень подготовки учителей в других странах при определении того, в какой степени лица, получившие такую подготовку, могут пользоваться правом преподавания в данной стране. 2) Должны быть приняты шаги, направленные на достижение международного признания дипломов учителей, дающих им право преподавать и соответствующих нормам, согласованным в международном плане. Программы подготовки учителей 19. Целью программы подготовки учителей должно быть расширение общеобразовательной подготовки и повышение личной культуры каждого студента, овладение им умением обучать и воспитывать других, знанием принципов, лежащих в основе установления хороших человеческих отношений в национальном и международном плане, воспитание сознания необходимости содействовать как преподаванием, так и личным примером социальному, культурному и экономическому прогрессу. 20. Программы подготовки учителей должны включать в своей основе следующее: a) общие дисциплины; b) изучение основ философии, психологии, социологии в их связи с педагогикой, изучение теории и истории педагогики, сравнительной педагогики, школоведения, методики преподавания различных предметов и основ экспериментирования в области педагогики; c) изучение предметов, относящихся к будущей области преподавания; d) педагогическую практику по учебной, внеклассной и внешкольной работе под руководством высококвалифицированных преподавателей. 21. 1) Все учителя должны проходить общую, специальную и педагогическую подготовку в университетах или в педагогических учебных заведениях уровня, сравнимого с университетским, или же в специальных училищах по подготовке учителей. 2) Содержание программ подготовки учителей может в известной степени быть различным в зависимости от задач, которые им придется выполнять в учебных заведениях различных типов, таких как учебные заведения для дефективных детей или профессионально-технические школы. В последнем случае эти программы могли бы включать прохождение практики в промышленности, торговле или в сельском хозяйстве. 22. Учебные планы педагогических учебных заведений могут предусматривать собственно педагогическую подготовку либо одновременно с прохождением общих и специальных дисциплин, либо после их прохождения. 23. Подготовка учителей, как правило, должна быть очной. Однако для лиц более старшего возраста или для лиц, относящихся к другим особым категориям, желающих стать учителями, могут быть предусмотрены, полностью или частично, неочные формы обучения, при условии, что эти формы дают им уровень знаний и квалификацию, соответствующие тем, которые обеспечиваются очным обучением. 24. Следует учитывать желательность обеспечения подготовки всех учителей для начальных, средних, технических, профессиональных или специальных школ, в учебных заведениях, органически взаимосвязанных или расположенных поблизости друг от друга. Педагогические учебные заведения 25. Преподаватели педагогических учебных заведений должны обладать квалификацией, которая позволяет им вести преподавание своих предметов на уровне, сравнимом с уровнем высшего учебного заведения. Преподаватели педагогических дисциплин должны иметь опыт преподавания в школе и, по мере возможности, периодически обновлять этот опыт путем педагогической практики в школе. 26. Следует поощрять исследования и экспериментирование в области педагогических дисциплин, создавая для преподавателей и студентов в педагогических учебных заведениях благоприятные условия для исследовательской работы и обеспечивая эти учебные заведения необходимыми средствами и оборудованием. Преподаватели, готовящие учителей, должны быть в курсе результатов исследований в области своей науки и стремиться делать их достоянием студентов. 27. Как учащиеся, так и преподаватели должны иметь возможность высказывать свое мнение относительно положений, регулирующих жизнь, работу и дисциплину в педагогическом учебном заведении. 28. Педагогические учебные заведения должны вносить свой вклад в развитие образования, распространяя в школах результаты исследований и новое в методике преподавания, а также используя в своей работе опыт школ и учителей. 29. Педагогические учебные заведения, каждое в отдельности, совместно или же в сотрудничестве с другими высшими учебными заведениями или с соответствующими органами народного образования, должны удостоверять удовлетворительное завершение студентами курса подготовки. 30. Органы народного образования в сотрудничестве с педагогическими учебными заведениями должны принимать меры, необходимые для того, чтобы обеспечивать выпускникам учебных заведений работу, соответствующую их квалификации, личным пожеланиям и семейному положению. VI. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ 31. Органы народного образования и сами учителя должны признавать важность усовершенствования учителей для систематического улучшения качества и содержания образования и методики преподавания. 32. Органы народного образования при консультации с организациями учителей должны содействовать созданию развернутой системы институтов и других учреждений усовершенствования, бесплатно предоставляемых в распоряжение всех учителей. К работе в этой системе, которая должна обеспечивать учителям широкий выбор, следует привлекать учебные заведения и культурные учреждения и организации учителей. Должны быть организованы курсы по переподготовке, в частности для учителей, которые возобновляют свою педагогическую деятельность после перерыва в работе. 33. 1) Для учителей следует организовывать курсы и принимать другие меры, позволяющие им повышать свою квалификацию, изменять и расширять поле своей деятельности, продвигаться по службе, знакомиться с новейшими достижениями как в области своего предмета, так и в области методики его преподавания. 2) Должны быть приняты меры к тому, чтобы предоставлять в распоряжение учителей книги и другие пособия, с тем чтобы они могли повышать свой общий культурный уровень и свою профессиональную квалификацию. 34. Предоставляя учителям всевозможные льготы для повышения квалификации, в целях получения максимального эффекта следует поощрять использование ими различных форм и возможностей для усовершенствования. 35. Органы народного образования должны принимать все меры к тому, чтобы дать возможность школам использовать результаты интересующих их исследований как в области изучаемых в них предметов, так и методики их преподавания. 36. Компетентные власти должны поощрять учителей и, по мере возможности, помогать им совершать коллективные и индивидуальные поездки по своей стране и за границу с целью повышения квалификации. 37. Меры по подготовке и усовершенствованию учителей целесообразно развивать, дополняя их мерами технического и финансового сотрудничества на международной или региональной основе. VII. УСЛОВИЯ РАБОТЫ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО РАБОТЕ Начало преподавательской деятельности 38. Политика, определяющая условия приема на работу, должна быть четко определена на соответствующем уровне при сотрудничестве с учительскими организациями, а также должны быть выработаны положения, определяющие обязанности и права учителей. 39. Испытательный срок для учителей при приеме на работу должен рассматриваться как учителями, так и работодателями, как возможность для поощрения и полезного ознакомления начинающих учителей с работой, для создания и соблюдения соответствующих профессиональных норм, а также для приобретения самими учителями практического опыта преподавания. Обычная продолжительность испытательного срока должна быть известна заранее, и условия его удовлетворительного завершения должны строго относиться к профессиональной компетенции. Если работа учителя за испытательный период оказывается неудовлетворительной, он должен быть поставлен в известность об имеющихся к нему претензиях и должен иметь право их оспаривать. Продвижение по службе 40. Учителя должны иметь возможность, при наличии у них необходимой квалификации, переходить на работу с одной ступени школьного образования на другую или из одного типа школы в другой. 41. Организация и структура системы образования, включая организацию и структуру каждой школы, должны обеспечивать учителям достаточные возможности для выполнения дополнительных функций, при условии, что эти последние не наносят ущерба качеству и регулярности их преподавания. 42. Следует принимать во внимание преимущества, которые предоставляют учащимся и учителям крупные школы, благодаря тому, что они позволяют лучше распределять между учителями различные педагогические функции. 43. На такие ответственные должности, как должности инспекторов, школьных администраторов, руководящих работников органов народного образования, равно как и на другие должности, предусматривающие специальные функции, целесообразно, по мере возможности, назначать опытных учителей. 44. Продвижение на новую должность должно основываться на объективной оценке квалификации учителей для данной должности в соответствии со строго профессиональными критериями, определяемыми при консультации с учительскими организациями. Устойчивость служебного положения 45. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми как в интересах образования, так и в интересах учителя, и они должны быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования. 46. Учителям должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру. Дисциплинарные меры за нарушение норм профессионального поведения 47. Дисциплинарные меры, применяемые к учителям за нарушение норм профессионального поведения, должны быть четко определены. Дисциплинарные расследования и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только по просьбе заинтересованного учителя, за исключением тех случаев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагогической деятельностью, или если это диктуется соображениями, касающимися защиты или благополучия учащихся. 48. Власти или органы, имеющие право предлагать или применять санкции, должны быть четко определены. 49. При выработке дисциплинарных мер и порядка их применения необходимо консультироваться с учительскими организациями. 50. На каждой стадии рассмотрения любого дисциплинарного вопроса каждому учителю должны быть обеспечены достаточные гарантии, в частности: a) право быть информированным в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и об основаниях для этих претензий; b) право на ознакомление со всеми материалами по данному делу; c) право на защиту лично или через представителя по своему выбору, с предоставлением учителю достаточного времени для подготовки защиты; d) право быть информированным в письменном виде о принятых по его делу решениях, а также о мотивах этого решения; e) право апелляции в четко определенные компетентные инстанции. 51. Соответствующие органы должны признать, что дисциплина и дисциплинарные гарантии соблюдались бы лучше, если бы дела, касающиеся учителей, разбирались при участии их коллег по профессии. 52. Положения, содержащиеся в предшествующих параграфах 47? 51, ни в коей мере не затрагивают процедуру, которая применяется согласно законодательству каждой страны в отношении действий, наказуемых в уголовном порядке. Медицинские осмотры 53. Учителя должны подвергаться периодическим медицинским обследованиям, которые должны быть бесплатными. Учительницы, имеющие семью 54. Брак не должен считаться препятствием к назначению на работу женщин-учителей или к продолжению ими работы, а также не должен отражаться на вознаграждении или других условиях труда. 55. Работодателям должно быть запрещено прекращать контракты по причинам беременности или отпуска по беременности и родам. 56. Там, где это представляется желательным, следует предусматривать создание таких детских учреждений, как ясли и детские сады для ухода за детьми семейных учительниц. 57. Следует принимать меры, позволяющие учительницам, имеющим семью, получать назначения в школе по месту их жительства и дающие возможность мужу и жене, если оба работают учителями, преподавать в ближайших друг от друга школах или в одной и той же школе. 58. При соответствующих обстоятельствах следует поощрять учительниц, имеющих семью и прекративших работу до выхода на пенсию, возвращаться к педагогической деятельности. Работа на неполной ставке 59. Органы народного образования и школы должны признавать целесообразность использования, в случае необходимости, на неполной ставке квалифицированных учителей, которые по каким-либо причинам не могут работать полный рабочий день. 60. Учителя, постоянно работающие на неполной ставке, должны: a) получать пропорционально такое же вознаграждение и пользоваться в основном теми же условиями труда, что и учителя, работающие полный рабочий день; b) пользоваться в отношении оплачиваемых отпусков, а также отпусков по болезни и беременности, при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к учителям, работающим полный рабочий день, правами, соответствующими правам последних; c) иметь право на соответствующее удовлетворительное обеспечение по социальному страхованию, включая систему пенсий, основанных на взносах работодателей. VIII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ Профессиональные свободы 61. При исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой. Поскольку учителя обладают особой компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то они должны играть главную роль при выборе и приспособлении учебных материалов, отборе учебников и применении методов преподавания в рамках утвержденных программ и с помощью органов народного образования. 62. Учителя и их организации должны принимать участие в разработке новых программ, учебников и учебных пособий. 63. Любая система инспекции и контроля должна быть организована таким образом, чтобы поощрять учителей и помогать им в выполнении их профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и ответственность учителей. 64. 1) В тех случаях, когда требуется непосредственная оценка работы учителя, она должна быть объективной и доводиться до сведения учителя. 2) Учителя должны иметь право обжалования неоправданных, по их мнению, оценок своей работы. 65. Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся. 66. Органы народного образования должны учитывать рекомендации учителей относительно того, какой тип образования наиболее целесообразен для каждого учащегося, а также относительно дальнейшего образования учащихся в той или иной области. 67. В интересах учащихся следует прилагать все возможные усилия для обеспечения тесного сотрудничества между учителями и родителями. Однако учителя должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя. 68. 1) Родителям, имеющим жалобу на школу или учителя, должна быть предоставлена возможность обсудить ее сначала с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение. Любая последующая жалоба, адресованная в высшие инстанции, должна быть представлена в письменном виде и копия должна быть направлена учителю, имеющему отношение к жалобе. 2) Расследования жалоб должны проводиться таким образом, чтобы учителям была предоставлена полная возможность защищаться в условиях справедливости и чтобы ходу разбирательства не придавалось никакой огласки. 69. Учителя должны принимать все меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися, а их работодатели должны оградить учителей от возможностей предъявления им исков о возмещении ущерба в случае увечья учащихся в школе или при проведении школьных мероприятий вне помещений или вне территории школы. Обязанности учителей 70. Признавая, что положение учителей в значительной степени зависит от них самих, все учителя должны стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы. 71. Определение и соблюдение профессиональных норм, применяемых к учителям, должно осуществляться при участии учительских организаций. 72. Учителя и учительские организации должны стремиться к установлению широкого сотрудничества с органами народного образования в интересах учащихся, развития образования и общества. 73. Учительскими организациями должен быть выработан кодекс этики учителя или кодекс поведения, ибо такие кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами. 74. Учителя должны проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки учебного плана школы. Взаимоотношения между учителями и системой образования в целом 75. Для того, чтобы учителя могли выполнять свои обязанности, органы народного образования должны выработать и регулярно применять систему консультаций с учительскими организациями по таким вопросам, как политика в области образования, система образования и изменения в ней. 76. Органы народного образования и учителя должны признавать важность участия учителей, через их организации и иными путями, в мероприятиях, направленных на совершенствование образования, в педагогических исследованиях, в развитии и распространении новых, более совершенных методов обучения. 77. Органы народного образования должны содействовать созданию и работе методических объединений учителей, имеющих целью содействовать, в пределах отдельных школ или же на более широкой основе, сотрудничеству учителей, преподающих один и тот же предмет, и принимать во внимание мнения и пожелания, высказываемые такими объединениями. 78. Административные и другие работники, ответственные за различные аспекты образования, должны стремиться устанавливать хорошие отношения с учителями на условиях полной взаимности. Права учителей 79. Следует поощрять участие учителей в общественной жизни как в интересах самих учителей, так и в интересах развития системы образования и всего общества в целом. 80. Учителя должны свободно пользоваться всеми гражданскими правами, предоставляемыми всем остальным гражданам, и должны пользоваться правом быть избранными и занимать выборные должности. 81. В тех случаях, когда работа на выборной должности требует прекращения педагогической деятельности, за учителем следует сохранять все права, касающиеся педагогического стажа и пенсии и позволяющие ему вернуться, после истечения его выборных полномочий, на свою прежнюю должность или же занять новую равноценную должность. 82. Заработная плата и условия труда учителей должны определяться путем переговоров между учительскими организациями и работодателями учителей. 83. На основе законодательных положений или же договоренности между заинтересованными сторонами должна быть установлена система мер, обеспечивающая права учителей на ведение переговоров через учительские организации с государственными или частными работодателями. 84. Следует создавать паритетные органы для урегулирования между учителями и их работодателями конфликтов, вытекающих из условий найма. В случае, если средства и процедура, установленные для этих целей, будут исчерпаны, или же переговоры между сторонами будут прерваны из-за полного несогласия, учительские организации должны иметь право предпринимать такие меры, которые обычно предоставляются другим организациям для защиты их законных прав. IX. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 85. Поскольку учитель является ценным специалистом, организация его труда и помощи ему должна исключить нерациональное использование его сил и времени. Число учащихся в отдельных классах 86. Число учащихся в классе должно быть таким, чтобы позволить учителю уделять должное внимание каждому учащемуся. Целесообразно, время от времени, организовывать работу с небольшими группами или с отдельными учащимися, в частности корректирующего характера. Следует также предоставить возможность использовать аудиовизуальные средства для больших групп. Вспомогательный персонал 87. Для того, чтобы дать учителям возможность сосредоточиться на своих непосредственных задачах, школы должны быть обеспечены персоналом для выполнения вспомогательных функций. Учебные пособия 88. 1) Органы народного образования должны обеспечивать учителей и учащихся современными учебными пособиями. Такие пособия следует рассматривать не как заменяющие учителя, а как содействующие повышению качества обучения и направленные на охват образованием большего числа учащихся. 2) Органы народного образования должны содействовать развитию исследований в области использования таких пособий и поощрять активное участие учителей в этих исследованиях. Продолжительность рабочего времени 89. Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя должна устанавливаться при консультации с учительскими организациями. 90. При установлении учебной нагрузки учителя следует учитывать все факторы, обуславливающие общий объем его работы, в частности: a) число учащихся, с которыми учитель должен работать ежедневно и еженедельно; b) необходимость предоставления достаточного времени для планирования работы, подготовки уроков и анализа своей деятельности; c) число различных уроков, которые учитель должен проводить каждый день; d) время, требующееся учителю для участия в исследовательской работе, во внеклассных и внешкольных мероприятиях, а также для наблюдения за учащимися и для консультаций для них; e) желательность предоставления учителям времени для бесед и консультаций с родителями относительно успеваемости учеников. 91. Учителя должны располагать временем для повышения квалификации. 92. Участие учителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях не должно чрезмерно обременять их и мешать выполнению основных обязанностей. 93. Для учителей, на которых возлагаются помимо учебных занятий специальные педагогические обязанности, следует предусматривать соответственное сокращение учебной нагрузки. Ежегодные оплачиваемые отпуска 94. Все учителя должны иметь право на ежегодный достаточной продолжительности отпуск с сохранением полного содержания. Отпуска для повышения квалификации 95. 1) Время от времени учителям должны предоставляться отпуска для повышения квалификации с полным или частичным сохранением содержания. 2) Время, отводимое для отпуска, должно засчитываться в стаж и учитываться при установлении пенсии. 3) Учителям, работающим в районах, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых государственными органами, отпуска для повышения квалификации должны предоставляться чаще. Специальные отпуска 96. Отпуска, предоставляемые в рамках двусторонних и многосторонних культурных обменов, должны засчитываться в стаж работы. 97. Учителям, работающим по осуществлению проектов технической помощи, следует засчитывать время этой работы в стаж, сохраняя за ними на родине возможности продвижения по службе и право на получение пенсии. 98. Учителям, выезжающим по приглашению на работу за границу, на их родине следует засчитывать время этой работы в ст<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|