Задание 15. Отредактируйте предложения
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника филиала по учебной и научной работе - полковник полиции
Г.Н. Жогов "____"____________________201 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Тематика домашних контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной формы обучения по специальности: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность в 2017/2018 учебном году
РУЗА Русский язык в деловой документации: Тематика домашних контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной формы обучения (специальность: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность). - Руза: Московский областной филиал МосУ МВД России имени В.Я.Кикотя, 2016г. – 24 с.
Подготовлена: начальником кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин полковником полиции кандидатом биологических наук Кутеповой М.В.
Обсуждена на заседании предметно-методической секции кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин от «12» октября 2016 г., протокол № 2.
Одобрена на заседании кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин от «25» октября 2016 г., протокол № 2.
Одобрена на заседании Методического совета МОФ МосУ МВД России имени В.Я.Кикотя от «____» 201_ г. Протокол №. \
Данная тематика размещена в электронном виде на (дата размещения).
Начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин М.В. Кутепова
Организационно-методический раздел Подготовка и написание контрольных работ по дисциплине «Русский язык в деловой документации» имеют своей целью: - закрепление знаний, полученных на установочных лекциях, семинарских занятиях; - приобретение уверенных навыков работы с учебной и нормативной литературой, умения самостоятельно ориентироваться в правилах орфографии и пунктуации, применять их в практической деятельности; - выработку навыков составления деловой документации; Приступая к написанию контрольной работы, слушатель должен выбрать вариант. Вариант контрольной работы должен соответствовать номеру зачетной книжки слушателя. Все слушатели, у которых последние цифры номера зачетной книжки – 1,2,3 выполняют вариант №1; 4,5,6 - вариант №2; 7,8 - вариант №3; 9,0 - вариант №4. Ознакомившись с полученным вариантом, необходимо изучить перечень и рекомендуемой литературы. Дополнительная литература также используется слушателем в зависимости от предложенного варианта. Контрольная работа должна быть выполнена и сдана в установленные учебным планом сроки. Работа исполняется в ученической тетради (желательно в клеточку), разборчивым почерком (писать следует через строчку) или на компьютере с распечаткой на листах формата А-4 (14 кегль полуторный интервал гарнитура Times New Roman). Страницы следует пронумеровать и оставить чистые поля. Написание контрольной работы осуществляется согласно предложенным упражнениям. Содержание работы включает: - выполненные упражнения по русскому языку; - пояснения, обосновывающие правильность выполненного задания и применения правил русского языка в конкретном упражнении; - список использованной литературы, приводимый в конце работы и оформляемый согласно требованиям библиографии. Изложение пояснений к упражнениям должно быть самостоятельным логическим процессом, с обязательными выводами по каждому вопросу. В случае возникновения вопросов и затруднений при написании контрольной работы слушатель может обратиться за консультацией к преподавателю.
При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание литературы, необходимо делать ссылки на использованные источники. Причем, если это монография, учебник или статья, то вначале указываются фамилия, инициалы автора, затем полное наименование работы. Если это статья - указывается полное наименование журнала или газеты, номер (для журнала), дата выпуска, страница. Варианты контрольной работы Вариант 1
Задание 1. Определите стиль текста. Для официально-делового стиля определите подстиль 1. Передайте, пожалуйста, Иван Иванычу, что его просят зайти в бухгалтерию. 2. Комментируя результаты прошедших парламентских выборов в Италии, местные СМИ вспоминают… 3. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено Задание 2. Расставьте ударение в словах.
Задание 3. Определите, в каком слове пишется гласная Е, И … подразум_вать. размал_вать. разбрызг_вать. ты убежда_шься без вид.мой причины мы кле_м Задание 4.Составьте и запишите распространенное предложение с каждой из предложенных конструкций.
Задание 5. _Отметьте прилагательные, в которых пишется НН, Н пусты_ый пчели_ый незва_ый Задание 6. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. (Н…)чего ответить, появился (н…)кто, (н…)что не интересовало, (н…)кого спросить, (н…)кем не замечаемый, (н…)кого уже не было, (н…)кому оказать помощь, (н…)чего иного, (н…)чем гордиться, остаться (н…) с чем.
Н…где присесть – н…где не побывать, н…куда пойти – н…куда не ходить, н…откуда получить – н…откуда не получал, н…когда разобрать – н…когда не разбирать, (н…) у кого не спрашивал.
Задание 7. _Определите, какие наречия пишутся слитно, раздельно (без)толку (по)трое (на)утро Задание 8. Определите дефисное, слитное, раздельное написание слов (крепко)накрепко (по)своему разумению (по)очереди Задание 9. _Определите слитное и раздельное написание предлогов… включить (в)следствие (в)виду осложнений (в)виде исключения Задание 10. _Определите слитное и раздельное написание Не браните его, ему (и)так стыдно. (От)того, кто много обещает, многого и ждут. (От)чего эти стихи вам понравились? Задание 11. _Определите слитное и раздельное написание… (кое)чем тот(же) чей(то) Задание 12. _Определите слитное и раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями… (не)сдобровать (не)глядя (не)принуждая Задание 13. Просклоняйте числительные 522, 789, 841, 977, 7495. Задание 14. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов. 1. Протоколом осмотра места происшествия установлено. 2. Экипажем самолета было допущено авиапроисшествие. 3. Глухов учинил разбой сервиза. 4. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащитного. 5. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями. 6.Совокупность небрежного и неосторожного умысла в действиях подсудимого суд считает доказанной. Задание 15 Вставьте недостающие знаки препинания У него одна история неизбежно вызывает в памяти другую, а та третью, третья четвертую, и потому нет его рассказам конца. (К. Паустовский); Иные считали портрет работой Ван-Дейка, другие Рембрандта. (К. Паустовский); От советов и решений юристов зависят судьбы людей их имущественные и неимущественные отношения стабильность экономики порядок на улицах, безопасность граждан. Оппонирование собеседнику может состоять из вопросов дополнений и возражений.
Юрист должен овладевать и предметными и мыслительными действиями и приемами их осуществления. Юрист действует в рамках существующей правовой системы и не может работать для ее разрушения. Граждане имеют право на бесплатное первичное но не повторное высшее профессиональное образование. Много написано о взаимодействии следователя и обвиняемого защитника и подзащитного судей и участников процесса. Анализ работы юристов необходим как для повышения их собственного профессионального уровня, так и для улучшения условий труда. Юрист может проводить беседу не только как следователь и судья но и как адвокат. Юристы и их профессиональная деятельность постоянно находятся под давлением различных сил и интересов. Для экспертизы требуется время и немалое. Расследованию преступлений да и всему уголовному процессу свойственно организованное плановое начало. Задание 16 Напишите рапорт на имя начальника Филиала с просьбой выехать на конференцию в г.Москва, в Московский университет МВД России. Вариант 2 Задание 1. Определите стиль текста. Для официально-делового стиля определите подстиль 1. Но победа получилась пирровой – всего 29,6% голосов в палате депутатов 2. О, привет! Как прошли выходные? 3. Прожаренные солнцем пески Сахары накаляют теперь и политические страсти. Задание 2. Укажите значения следующих юридических терминов. рецидив__________________________________________________ иждивение________________________________________________ завещатель________________________________________________ мера пресечения___________________________________________ деяние____________________________________________________ оговор___________________________________________________ Задание 3. Расставьте ударение в словах:
Задание 4. Определите, в каком слове пишется гласная Е, И… заготавл_вать, омолаж_вать, врач_вать ты не завис_шь от отца, разлага_мый на части, ненавид_мый Задание 5. _Опеределите, написание окончаний глаголов или суффиксов причастий они перегон_т нас занавеш_нное окно они шепч_тся Задание 6.Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных. Поставьте в словах ударение.
Луг, план, автор, договор, доцент, инспектор, китель, лектор, обыск, ордер, почерк, профессор, рапорт, редактор, ректор. Задание 7. Отметьте слова, в которых пишется Н, НН... смотрит преда_о прода_ый товар работы провере_ы Задание 8.Спишите примеры. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. 1. Михаил Александрович Левитский бывший судебный пристав в Серпухове человек чес…нейший много(семейный) и утопа…щий в долгах писал земскому губернатору пр…шение. 2. А.Ф. Кони выд…ющийся уч…(н,нн)ый юрист в своих воспом…наниях «Отцы и дети судебной р…формы» писал: «Голос наших учителей звучал нам как пр…зыв…». 3. Извес…ный ру(с, сс)кий юрист С.А. Андреевский разр…ботал теорию ру(с, сс)кого красн…речия. 4. Слова Ц…церона великого римского ф…лософа о соблюдени… долга о настоящей чести должны являя(т,ть)ся д…визом для судебных де…телей. 5. Немецкий ф…лософ И. Кант говорил, что «закон, ж…вущий в нас, называе(т,ть)ся совестью. Задание 9. Определите, какие наречия пишутся слитно, раздельно… (после)завтра (в)трое (по)трое Задание 10. _Определите дефисное, слитное, раздельное написание… (по)нескольку (как)никак (по)новому пути Задание 11. _ Определите написание предлогов… (в)виде облака (в)продолжение недели (в)виду занятости Задание 12. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
Жизнь армейского офицера извес…на. В нашем горо..ке (не)было (н..)одного открытого дома (н..)одной невесты мы соб…рались друг(у)друга где кроме мундиров (н..)видали (н..)чего. Один только человек пр..надлежал к нашему обществу (н..)будучи вое..ным. Ему было около тридц..ти(пяти) лет и мы (за)то поч..тали его стариком. Опытность д..вала ему перед нами многие пр…имущества. К тому(же) его обыкнове..ная угрюм..сть крутой нрав и злой язык имели сильное вл..яние на молодые наши умы. Какая(то) таинстве..ность окружала его судьбу он к..зался русским а носил иностра..ное имя. (Н..)когда он служил в гусарах и даже счастливо. (Н..)кто (н..)знал пр..чины побудившие его выйти в отставку и поселит..ся в бедном местечк.. где жил он вместе и бедно и расточительно ходил вечно пешком в изноше..ном ч..рном сюртуке а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка. Правда обед его сост..ял из двух или трех блюд и..готовле..ных отставным солдатом но зато шампанское лилось рекой. (Н..)кто (н..)знал (н..)его состояния (н..)его доходов и (н..)кто (н...)осмеливался об этом спрашивать. У него водились книги большей частью вое..ные да романы. Он охотно д..вал их читать (н..)когда (н..)требуя их (на)зад. (За)то (н..)когда (н..)возвр..щал хозяину книги им зан..той. Задание 13. _ Определите написание НЕ с глаголами и деепричастиями… постоянно (не)досыпать (не)медля ни минуты (не)дожив Задание 14. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов. 1. Большую заслугу предварительному следствию сделали показания Пятигорского. 2. Во время драки ему нанесены были многочисленные повреждения. 3. Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значение для расследования преступления, ее пришить к уголовному делу. 4. Дугин грубо оскорбил личность потерпевшей, после чего запятнал ее новый костюм из бутылки вина. 5. Родители моего подзащитного достаточно бедны, не могут баловать своего сына. 6. Будучи нетрезвым, он беспричинно, из хулиганских побуждении применил к соседу телесные повреждения. Задание 15. Отредактируйте предложения По телевизору сказали информацию, что ужесточат меры за езду без водительских прав. В построении известных зарубежных рынков государственные кредиты играют немалое значение. Свой последний автопортрет Сальвадор Дали написал в конце жизни. Задание 16. Напишите доверенность на получение определенной суммы денег. Вариант 3 Задание 1. Определите стиль текста. Для официально-делового стиля определите подстиль 1. к 2011 году пустыня Сахара превратилась в самое опасное место на земле, где грелся на солнышке настоящий клубок ядовитых змей. 2. Мною были пропущены занятия 25.04.2011г. в связи с обращением к врачу. Справу прилагаю. 3. К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей Задание 2. Распределите слова в два столбика в зависимости от твердого или мягкого произнесения согласного перед «е»: бартер, бизнес, бутерброд, детектив, индексация, академия, вексель, девальвация, декада, интервал, интервью, кодекс, интеллект, кофе, крем, компьютер, лазер, модель, лидер, музей, Одесса, пресса, прессинг, продюсер, протекция, тандем, тезис, тест, термин, федеральный, юриспруденция Задание 3. Расставьте ударение в словах:
Задание 4. Просклоняйте числительные 632, 763, 954, 276, 1583. Задание 5. _Определите, какие наречия пишутся слитно, раздельно… (тот)час (без)удержу (в)конец Задание 6. Определите, в каком слове пишется гласная Е, И… одалж_вать потч_вать развеш_вать Задание 7.Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. (Н…) (за) что благодарить, (н…) (за) что (не) благодарил, (н…)когда болтать, (н…)кого спросить, (н…)кому доложить, (н…)кому другому нельзя доложить, (н…)куда спешить, (н…)где (не) находил покоя, это (н…)как (не)возможно, (н…)какой благодарности, (н…)(на) что обратить внимание, (н…) (на) что (не) обращать внимания, (н…)(от) куда ждать помощи, (н…)чем заня(т,ть)ся, (н…) когда (не) приходил вовремя. Задание 8.. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки Главное упр..жнение его сост..яло в стрельбе из пист..лета. Стены его комнаты были все и..точе..ны пулями все в скваж..нах как соты пч..линые. Богатое собрание пист..летов было единстве..ной роскош..ю бедной мазанки где он жил. Ис..кус..тво до коего д..стиг он было (н..)имоверно. Если(бы) он вызв..лся пулей..бить грушу с фура..ки кого(б)то (н..)было (н..)кто(б) в наш..м полку (н..)усомнился подставить ему своей головы. На вопрос случалось(ли) ему драт..ся отвечал он сухо что случалось но в подробности (н..)входил. Видно было что таковые вопросы были ему (н..)приятны. Мы пол..гали что на совести его лежала какая(нибудь) (н..)счас..ная жертва его ужас..ного ис..кус..тва. (В)прочем нам и в голову (н..)пр..ходило подозр..вать в нем (что)нибудь похожее на робость. Есть люди коих одна наружность уд..ляет таковые под..зрения. Задание 9. _ Определите слитное и раздельное написание… За что(бы) он ни брался, все у него получалось. Солнце палило так(же), как и вчера. Мы сделали все, что(бы)закончить работу вовремя. Задание 10. Подберите антонимы к словам. Спокойствие, негативный, конкретно, ослабить, конфронтация, симметрия, опровержение, эмбарго, экспорт, алкоголизм, продажа, различные, неосторожность, совместная, равноправие, прибегнуть, корыстные, клевета, форма, частный, халатность, вред, разнообразие, противоправные. Задание 11. Отредактируйте предложения Коррупция и продажность чиновников развалили страну. Это важный шаг, и его надо пройти. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». Задание 12. Раскройте скобки, употребив собственные имена существительные в соответствии с литературной нормой. Запишите правильный вариант. 1. Принято выделять два периода в деятельности (Плевако) как судебного оратора, относя лучшие речи к молодости и среднему возрасту. 2. Лучшей иллюстрацией осознания русскими присяжными поверенными своего профессионального долга служит бесплатная защита обвиняемого (Оскар Бострем) стремительно набиравшим известность (Плевако). 3. Дело (Николай Лукашевич), обвиняемого в убийстве матери, вызвало широкий общественный резонанс. 4. Им была произнесена речь в защиту (Сергей Ковалевич). Задание 13. Расставьте запятые в предложениях Юрист действует в рамках существующей правовой системы и не может работать для ее разрушения. Граждане имеют право на бесплатное первичное но не повторное высшее профессиональное образование. Много написано о взаимодействии следователя и обвиняемого защитника и подзащитного судей и участников процесса. Анализ работы юристов необходим как для повышения их собственного профессионального уровня, так и для улучшения условий труда. Юрист может проводить беседу не только как следователь и судья но и как адвокат. Юристы и их профессиональная деятельность постоянно находятся под давлением различных сил и интересов. Для экспертизы требуется время и немалое. Расследованию преступлений да и всему уголовному процессу свойственно организованное плановое начало. Задание 14. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Вставьте пропущенные буквы. Преступная гру(п,пп)а не есть обезлич...(н,нн)ое соучастие и различии в функциях участников могут и должны быть учт... (н,нн)ы в пр...делах решения вопроса о наказани... этих лиц. 2. (Не)обходимая оборона являе(т, ть ся (не)только (право)мерным но и обществе(н,нн)о полезным деянием и закон находи(т,ть)ся на стороне обороняющ...гося а не преступника а следовательно причинение пос...гающему вреда при отражени... пос...гательства (не)влечет уголовной ответстве(н,нн)ости. 3. Обязательные работы осуществляю(т,ть)ся в свободное от основной работы время (при)чем их срок (не)может быть длительным и занимать все свободное время. 4. Г...нетические факторы и факторы внешней среды взаимодействуют друг (с)другом и их нельзя ра(с,сс)матривать изолир...ва(н,нн)о. Задание 15. От данных слов образуйте форму именительного падежа множественного числа. Автор, инженер, вексель, бухгалтер, инструктор, доктор, договор, лифтер, кондитер, лектор. Задание 16. Напишите свою автобиографию.
Вариант 4 Задание 1. Определите стиль текста. Для официально-делового стиля определите подстиль 1. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. 2. Я, Иванов Иван Иванович, по национальности русский, родился 12 сентября 1971 года в городе Загорске Московской области. 3. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно. Задание 2. Распределите слова в два столбика в зависимости от произношения в них [о], [а]: Спонсор, контроль, боа, какао, брутто, нетто, брошюра, геоботаника, контракт, кооперация, мотив, биостимулятор, кредо, авизо, вето, коммерция, дотация, отель, оазис, бомонд, реноме. Задание 3. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах.
Задание 4. _Определите, когда в окончаниях глаголов или суффиксах причастий пишется Е, И мы ненавид_м недвиж_мое имущество охраня_мый объект Задание 5. _Вставить пропущенные буквы … они хлопоч_т задерж_нный диверсант дремл_щие силы Задание 6. Отметьте прилагательные, в которых пишется НН, Н рья_ый кожа_ый конституцио_ый Задание 7. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных. Поставьте в словах ударение. Вексель, вечер, номер, холод, госпиталь, компрессор, конвейер, промысел, снайпер, штурман, полис, полюс, табель, паспорт, доктор. Задание 8. Спишите примеры. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. 1. Сл…дователь пр…куратуры Г.Н. Ветров ра(с, сс)м…трев пр…токол вскрытия трупа (не)известной женщины и место его обн…ружения уст…новил следу…щее. Задание 9 _Определите дефисное, слитное, раздельное написание… (по)новому пути (по)русски (по)двое Задание 10. _Определите слитное и раздельное написание предлогов… (на)счет поездки (во)время занятия (в)присутствии свидетелей Задание 11. Определите слитное и раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями… (не)чаять (не)взлюбить (не)усвоил Задание 12. Употребите слова, данные в скобках, в нужной форме; числа напишите прописью. В аспирантуре занимается более 600 (человек) по 83 (специальность). 2. Университет имеет договоры более чем со 150 (предприятия, организации и научные учреждения). Задание 13. Отредактируйте предложения Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Задание 14. Составьте и запишите распространенное предложение с каждой из предложенных конструкций.
Задание 15. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы
Байкал Байкал это гиган..ское озеро. Его называют сибирским морем таинстве(н,нн)ым и загад..чным. Мы выехав из (и,И)ркутска на ра(с,сс)вете пр..ближаемся к нему и замира..м от восторга увидев его стекля(н,нн)ую голубую гла..ь. Перед нами ра..крывается чудес..ная картина. Гр..мадная голубая чаша окруже(н,нн)ая горами ра(с,сс)т..лается у наших ног. Вода очень прозрачна и даже на глубине в 40 метров вид..шь (не)больших раков копошащ..хся на дне веселые стайки плава..щих недалеко от берега рыбок. (Не)ровное дно (б,Б)айкала представля..т собой систему горных хре..тов, (в)продолжени.. многих лет подвергавшихся изменениям. Многочисле(н,нн)ые притоки (б,Б)айкала вливаясь в него нап..лняют озеро водой а вытека..т из него только река (а,А)нгара порож..стая и бурная. Байкальские рыбы выловле(н,нн)ые на большой глубине (не)умирают а продолжают жить в аквариуме (не)обращая внимания на ре..кое изменение д..вления. Озеро до сих пор таит много загад..к еще (не)разгада(н,нн)ых настойчивыми и(с,сс)лед..вателями. Разга..ка этих тайн задача поставле(н,нн)ая перед учеными. Задание 16. Напишите приказ о поощрении призеров соревнований по волейболу среди команд факультетов и филиалов Московского университета МВД России. Рекомендуемая литература: Основная 1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М., 2011. 2. Хабарин М.О., Ходжабегова К.Л. Практические занятия по русскому языку для курсантов и студентов высших образовательных учреждений юридического профиля. М., 2011. 3. Хабарин М.О. Русский язык для студентов высших юридических учебных заведений. М., 2012.
Дополнительная 1. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. М., 2008. 2. Носкова Л.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие. М., 2009. 3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. М., 2010. 4. Колотовкина О.А., Шахова Т.Б. Ключи к «Практическим занятиям по русскому языку для курсантов и студентов высших образовательных учреждений юридического профиля». М., 2008. 5. Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов. М., 2009. 6. Лопатин В.В. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2009. 7. Лопатин В.В. Слитно, раздельно… Орфографический словарь. М., 2009. 8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|