Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 18 Реформы Петра Великого




 

И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

 

1. Краткое содержание, итоги и противоречия петровских преобразований

 

На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла, как было отмечено в предыдущей главе, огромной трудности и важности историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологии. Надо было, по словам С.М. Соловьева, "выдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения".

 

Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его нелегкой, бурной государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Как замечает Ключевский В.О., "Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь... из 35 лет его царствования только один 1724-й год прошел вполне мирно, да из других лет можно набрать не более 13 мирных месяцев. Выросло целое поколение, для которого главным в его сознании было то, что Русь непрерывно воюет - с турками, со шведами, с персами, даже сама с собой, с астраханцами, казаками.

 

Не случайно, поэтому, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.

 

Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.

 

Военная реформа

 

Военная реформа, как уже отмечалось, была первоначальным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для российского народа. Она имеет очень важное значение для русской истории, так как она оказала глубокое воздействие не только на решение проблемы государственной обороны, но и на весь склад общества и на дальнейший ход событий в стране.

 

Военная реформа была направлена на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного отечественного флота.

 

Армия формировалась на основе рекрутской системы, введенной в 1705 г. В соответствии с этой системой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск формировался из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус из дворян.

 

К концу правления Петра Россия имела 130 тыс. армию из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. человек находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. - в ополчении и свыше 105 тыс. - в казачьих и других нерегулярных частях.

 

Для обучения солдат и офицеров были подготовлены многочисленные пособия и открыты специальные учебные заведения, в их числе Морская академия (1715 г.).

 

Наряду с созданием регулярной армии осуществлялось строительство военно-морского флота. Флот строился и на юге, и на севере страны, однако основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота, который в 30-х годах 18 века был самым мощным российским флотом.

 

Всего во флоте числилось 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28 тыс. человек.

Создание мощной регулярной армии и флота привело к значительному увеличению стоимости их содержания. К 1725 г. расход на содержание армии и флота составлял 52 - 58 млн. руб. (в деньгах XIX века), что равнялось не менее 2/3 тогдашнего бюджета доходов.

 

Реформа в экономике

 

Заботы о народном хозяйстве всегда занимали очень видное место в деятельности Петра I. И предшественники Петра тоже были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, основательно расшатанного смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении.

 

Петр нуждался в деньгах и потому должен был изыскивать новые источники государственных доходов, ибо государственные финансы достались Петру в крайне неудовлетворительном положении. Именно забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям новый царь видел в развитии национальной промышленности и торговли. Поэтому к развитию торговли и промышленности он и направил всю свою экономическую политику. В этом заключалась новизна экономических мер Петра. При нем стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

 

Для реализации этой концепции Петром осуществлялись различные мероприятия:

 

1. Проводились геологические работы по разведке полезных ископаемых.

 

2. Строились новые железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивавшие заказы армии и флота. Сестрорецкий завод в Петербурге выпускал оружие, якоря, гвозди. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый в России сереброплавильный завод.

 

3. В Москве и в других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. К 1725 г. в стране работало 25 текстильных предприятий. Впервые были построены бумажные, цементные и сахарные заводы. Вместо 15 - 20 допетровских мануфактур за первую четверть 18 века было создано около 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

 

4. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов.

 

5. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствуют такие факты: за период с 1700 по 1725 год выплавка чугуна в стране увеличилась с 150 до 800 тыс. пудов в год, а к 1750 г. - два миллиона пудов и почти половина шла на экспорт; вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа в 1726 г. Россия сама могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов; с 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы, а 1714 г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук; к середине века в стране действовало 75 металлургических заводов, из которых 61 находился на Урале.

 

6. Петр I приглашал в Россию иностранных техников, предоставлял им многие льготы, но с одним непременным условием: добросовестно учить русских своему мастерству. Одновременно Петр посылал своих граждан за границу для изучения разных отраслей западной промышленности.

 

7. Петр наделял льготами не только иностранных специалистов, но и своих предпринимателей вплоть до наделения правом владеть землей и крестьянами. Однако, создавая льготное положение для промышленников, Петр над всей промышленность учредил строгий надзор и следил как за добросовестностью промышленников, так и за тем, чтобы их действия не шли вразрез с политикой правительства.

 

8. Петр всячески поощрял русскую торговлю, стремясь к тому, чтобы вывоз товаров из России превышал ввоз их из других стран, и действительно к концу Петровского правления экспорт русских товаров в двое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы надежно ограждали внутренний рынок.

 

Петр настойчиво рекомендовал торгующему люду создавать торговые компании на манер западно-европейских. Заботясь о том, чтобы русские купцы сами торговали за границей Петр прилагал немалые усилия для создания российского торгового флота.

 

9. Реформы постепенно хватили сферу мелко-товарного производства, способствуя развитию ремесел и крестьянских промыслов (например, изготовление полотна).

 

В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы, а указом 1722 г. в городах было введено цеховое хозяйство. Все ремесленники во главе с избираемым старостой были расписаны, в зависимости от специальности, по цехам, где они становились последовательно учениками, подмастерьями, мастерами. Всего в городах России в 20-х годах 18 века было около 16 тыс. ремесленников (из них 6,8 тыс. в Москве) в составе 146 цехов.

 

Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь была проведена политика реформ.

 

Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы косы и грабли вместо серпа, что, безусловно, намного способствовало повышению производительности труда крестьянина, сокращала сроки жатвы и потери при уборке урожая.

 

Водились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения. Разводились новые породы скота.

 

В первой четверти 18 века завершилось слияние двух форм деятельности земельной собственности - вотчины и поместья. Вотчина - это наследственная собственность, а поместье - владение условное, это государственная земля, отданная служилому человеку во временное владение, хотя нередко оно становилось пожизненным.

 

Образование регулярной армии довершило разрушение основ поместного владения, существовавшего еще со времен древней Руси. Когда дворянская служба стала не только наследственной, но и постоянной, то и поместье должно было стать не только постоянным, но и наследственным, каким оно до последнего времени не было, то есть стать вотчиной, слиться с нею.

 

Реформы в сфере финансов

 

Как было сказано, существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности Петра I. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования обязан был платить налог) и на дубовые гробы, продажа которых объявлялась государственной монополией, так же как питейное и табачное. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

 

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп.

 

К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.

 

Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами 17 века сумму денег.

 

Громадные дефициты первых лет 18 века уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.

 

Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в 17 веке только смутно понимали необходимость экономических реформ и лишь немногие люди сознавали по какому пути они должны идти.

 

Петр сделал реформы одной из главных задач правительственной деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая заслуга.

 

Реформы Петра затронули не только оборону, экономику и финансы. Они повлекли за собой необходимость перестройки системы государственного управления и образования.

 

Реформы в системе государственного управления. Церковная реформа

 

Усиление абсолютистской монархии потребовало перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.

 

На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат - высшая правительствующее учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и дворян.

 

Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. В частности, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом.

 

В 1922 г. было издано новое положение о Сенате. Этим положением Сенат объявлялся высшим государственным учреждением империи. В руках Петра Сенат стал послушным орудием монарха по управлению страной.

 

Взамен сложного и неповоротливого аппарата Приказов (более 50) и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717 - 1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим распределением функций. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными делами: коллегии иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, Юстиц - Коллегия.

 

В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением. Другой сословной коллегией явился созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городским сословием - ремесленниками и купечеством.

 

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) "Генеральный регламент", определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной выслуги нашло отражение в Петровской "Табеле о рангах" 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином.

 

Новая система придельной бюрократизации государства качественно изменила служилые сословия, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они получили земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение, то есть становились крепостными.

 

Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708 - 1715 гг. была введена губернская система управления. Страна была разделена на 12 губерний, которыми управляли губернаторы. Дальнейшие преобразования местных органов управления привели к созданию сложной и запутанной системы местных учреждений. При этом попытка Петра отделить суд от администрации не имела успеха: судебные дела оставались, как и раньше, в ведении губернаторов. Петру не удалось создать стройную и одновременно рациональную систему местного управления.

 

Коренным преобразованиям подверглась церковь которая была крупнейшим феодалом России. К концу 17 века церковь все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом.

 

25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учрежден Святейший правительственный Синод. В его ведении находились чисто церковные дела, он выполнял еще и функции духовного суда. Для надзора за деятельность Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора. Присутствие Синода состояло из 1 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу.

 

Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...