При Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) часто собирались Земские соборы, новая династия искала поддержки у общества. При Алексее Михайловиче (1645-1676) после 1653 г. Земские соборы уже не созывались. Развивалась система приказов —органов центрального управления. Реформировалась армия —дворянское войско постепенно заменяется стрелецким и обученными по западному образцу полками «нового строя». Укрепился абсолютизм — режим неограниченной монархии.
В 1649 г. Земский собор принял свод законов — Уложение, отменяющее право крестьян уходить от барина. Это означало победу крепостничества.
Зарождается общероссийский рынок. Возникают первые мануфактуры, но они работали на заказ, а не на рынок. Большинство из них государственные. Идет специализация отдельных районов. Внутренней торговле мешало отсутствие выхода к морю.
Задачи внешней политики —отражение крымских набегов, борьба с Польшей за отнятые ею земли и Швецией за возвращение выхода к морю. В 1632-1634 гг. Россия не очень удачно провела Смоленскую войну с Польшей, в 1642 г. отклонила предложение донских казаков принять взятый ими в 1637 г. у турок Азов. В 1654-1667 гг. Россия отвоевала у Польши Левобережную Украину и Киев и вничью воевала со Швецией. В XVII в. идет освоение Сибири первопроходцами — В. Д. Поярковым, Е. П. Хабаровым, С. И. Дежневым.
В XVII в. в зодчестве шатровый стиль (церковь Покрова в Медведкове) сочетается с «узорочьем» (церковь Троицы в Никитниках, терема московского кремля), в конце века — нарышкинское барокко (церковь Покрова в Филях, ансамбль Новодевичьего монастыря). Образцами сатиры являются «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», мемуаров — «Житие протопопа Аввакума», поэзии —стихи Симеона Полоцкого. В 1672 г. появляется придворный театр. Крупнейший художник XVII в. — Симон Ушаков.
Культура России XV- XVI в. в.
В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица».
В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задон-щина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол.
В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска.
В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.
Новые явления в социально - политической и экономической жизни России во второй половине XVII в.
Социальные конфликты в XVII в. Церковный раскол, его социально – политическая сущность и последствия.
XVII в. называют «бунташным» из-за серии восстаний, вызванных закрепощением, малым престижем новой династии, ростом повинностей.
В 1648 г. в Москве вспыхнул «соляной бунт» из-за налогов на соль. Погибли несколько вельмож, участники бунта остались практически безнаказанными. Был созван Земский собор, более равномерно распределивший налоги в городах. Восстания в 1648 г. были во Владимире, Курске и др.
В 1650 г. восстали Новгород и Псков. В Новгороде восстание подавили силой, во Пскове пошли на соглашение с восставшими.
В 1662 г. из-за махинаций властей с медными и серебряными деньгами в Москве вспыхнул «медный бунт». Его подавили, но махинации с монетой вскоре прекратились.
В 1670 г. началась крестьянская война под руководством Степана Разина. Она охватила Поволжье. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Самару, Саратов, громили поместья, убивали помещиков и «начальных людей», захватывали землю, жгли документы о повинностях. Под Симбирском Разин был разбит, вскоре выдан властям и казнён в 1671 г. в Москве.
В 1652 г. патриарх Никон начал реформу обрядов церкви, приводя их в соответствие с греческими канонами. Сторонники старых обрядов (раскольники, или старообрядцы, виднейший из них — протопоп Аввакум) не признали реформу, уходили от репрессий в дальние районы. Борьба против преобразований Никона приобретала местами социальную окраску. В 1668 г. началось восстание в Соловецком монастыре, не принявшем порядки Никона. При поддержке местных жителей повстанцы держались до 1676 г. Сам Никон, ставивший себя выше царя, поссорился с ним и в 1658 г. покинул Москву, а в 1666 г. Церковный собор лишил его сана патриарха.
Притеснения старообрядцев прекратились лишь в XVIII в.