Основания и порядок установления опеки и попечительства, над детьми.
Реферат По теме: «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». План
Вступительная часть 1. Основания и порядок установления опеки и попечительства, над детьми. 2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. 3. Понятие и порядок образования приемной семьи 4. Права и обязанности приемных родителей. Заключительная часть (подведение итогов) Литература: Основная литература 1. Антокольская М. В. Семейное право. Учебник. М., 1996. 2. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Отв. ред. И.М. Кузнецова. 3. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998. 4. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник. М., 1999. 5. Семейное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М., 1995.
Правовые акты:
1. Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993г.// Международные конвенции декларации о правах женщины и детей. М., 1997. 2. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24.07.98 №124 – ФЗ (в ред. от 21.12.2004)// СЗ РФ 1998 г. № 31.ст. 3802, СЗ РФ 27.12.2004, №52 (ч.1), ст.5274. 3. Федеральный закон «О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 №44-ФЗ // СЗ РФ. 23.04.2001. №17. Ст.1643. 4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ (в ред. от 07.07.2003 №111-ФЗ, от 05.01.2006) // СЗ РФ 28.06.1999. №26. Ст.3717; СЗ РФ 14.07.2003.№28.Ст.2880, СЗ РФ 09.01.2006, №2, ст.174. 5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 23.12.1996. №52. Ст.5880; СЗ РФ. 30.08.2004, №35, Ст.3607.
6. Постановление Правительства РФ «О приемной семье» от 17.07.1996 №829 (в ред. от 01.02.2005) // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3721, СЗ РФ 14.02.2005, №7 ст.560 7. Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа» от 19.03.2001 № 195 (в ред. от 01.02.2005) // СЗ РФ 14.02.2005, №7 ст.560 8. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью / Утв. пост. Правительства РФ от 1 мая 1996 // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304. 9. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14.05.2001 №374 // СЗ РФ 21.05.2001. №21.Ст.2087. 10. Постановление Правительства РФ «О порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданами РФ и иностранными гражданами» от 15 сентября 1995г., №917 // СЗ РФ. 1995. №39, ст.3768 11. Постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением» от 19 сентября 1997г. № 1728 // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст.4521. Введение.
В России издавна было принято, брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронажной семье, и патронаж стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся, без попечения родителей.
Вопрос №1 Основания и порядок установления опеки и попечительства, над детьми.
Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского, попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующёй выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав интересов и иными причинами (ст. 121 СК РФ). Институт опеки и попечительства основан на нормах только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособности граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентирую опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством). Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:
а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), а попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК). Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образован. подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями:в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения. Попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере. В отличие от ранее действовавшего законодательства порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми СК уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК). Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую администрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесения соответствующего решения. Орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку, принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК; п. 2 ст..35 ГК). Закон запрещает быть опекунами (попечителями): · несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия; · недееспособным лицам; · лицам, лишенным родительских прав · лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией; · лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; · лица, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских правах; · бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; · лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка. При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя); б) его личные и нравственные качества; в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя); д) если это возможно — желание самого ребенка. На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.
Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя). Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|