Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Вологодский государственный университет»
(ВоГУ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________ Тритенко А.Н.
«___»______________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История электроэнергетики
Направление подготовки: 13.03.02 – ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Направленность (профиль): Электроснабжение
Программа: академического бакалавриата
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет: электроэнергетический
Кафедра: электроснабжение
Вологда
20 г.
Составители рабочей программы
доцент кафедры БЖД и ПЭ
_____________ /Скрябин Н.П./
(должность, уч.степень, звание) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Электроснабжение»
Протокол заседания № ___от «__» _______ 20____г.
Заведующий кафедрой
«__» _______ 2016г. _________________ /Поздеев Н.Д./
(подпись)
Рабочая программа одобрена методическим советом электроэнергетического факультета.
Протокол заседания № ___от «__» _______20___ г.
Председатель методического совета
«__» _______2016 г. ________________ /Бабарушкин В.А./
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой «Электроснабжение»
«__» ______2016 г. _______________ /Поздеев Н.Д./
(подпись)
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения учебной дисциплины «История электроэнергетики» являются: теоретическое и практическое ознакомление студентов с развитием электрификации государства и региона с конца 19 века по настоящее время; овладение студентами в процессе обучения и воспитания общекультурными и профессиональным компетенциями.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «История электроэнергетики» относится к вариантности блока дисциплин (модулей) изучается в 4 семестре бакалаврской подготовки.
Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин ОПОП: математика, физика, теоретические основы электротехники.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, включают следующее:
знать: параметры и характеристики генераторов, трансформаторов, автотрансформаторов и другого электрооборудования.
уметь: работать с персональным компьютером на уровне пользователя.
владеть: расположением на территории области генерирующих источников и величиной их мощности.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: электростанции и подстанции, электроэнергетические системы и сети, системы электроснабжения объектов и отраслей хозяйства, электроэнергетика, техника высоких напряжений.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, будут востребованы при освоении всего материала курса «Электроснабжение».
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: закономерности исторического процесса развития электроэнергетики, основные этапы развития электроэнергетики (ОК - 2);
уметь: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
владеть: современными информационными технологиями для анализа процессов производства, передачи и потребления электрической энергии (ОК - 2).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Семестр №
| Трудоемкость
| Форма промежуточной аттестации
|
Всего
| Контатная работа
| СРС
| Экз.
|
ЗЕТ
| час.
| час.
| час.
| час.
|
|
|
| Лекций-18 Практ. работ - 18
|
| -
| зачет
|
Распределение результатов обучения и компетенций в семестре, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.
№ п/п
| Результаты обучения поэтапно
| Семестр, тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание
| Образова-тельные технологии
| Неделя
| Трудо-емкость, час
| Форма текуще-го контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
4 семестр
|
| Тема: Структура энергетики РФ
|
Знать структуру энергосистемы Вологодской области до реструктуризации и составные части Единой энергосистемы страны. Освоить обозначения коммутационных аппаратов (ОК-2).
| Лекция 1: Вступление. История формирования энергосистемы Вологодской области. Общие сведения об электроэнергетических системах. Энергосистема. Объединенная энергосистема и Единая энергосистема РФ.
|
|
|
|
|
Практическая работа 1:Структура объединенных энергосистем РФ. Допустимые сокращения при ведении записей в оперативной документации.
|
|
|
|
|
СРС: Изучение материала лекции № 1 и практической работы № 1
|
|
|
| Проверка, опрос
|
| Тема: Пути развития электрификации Вологодской губернии и области
|
Изучить историю развития электрификации губернии и области.
Знать применяемые сокращение организаций энергетики и допустимые сокращения при ведении записей лекции, в документации оперативного персонала (ОК-2).
| Лекция 2: Состояние энергетики губернии в сельской местности на начало 20 века. Первые электрические станции на писчебумажных фабриках Сокола. История практического электроснабжения города Вологды.
|
|
|
|
|
Практическая работа 2: Условные обозначения коммутационных аппаратов. Применяемые сокращения организаций энергетики.
|
|
|
|
|
СРС: Изучение материала лекции № 2 и практической работы № 2
|
|
|
| Проверка, опрос
|
Лекция 3: Строительство первых городских подстанции 35 кВ «Городская» и «Северная». Теплоэлектроцентраль Вологодского Льнокомбината. (ТЭЦ ВЛК).
|
|
|
|
|
Практическая работа 3: Учебная подстанция «Политехническая». Назначение и размещение оборудования 35 и 10 кВ
| Оборудование УПС 35/10 кВ
|
|
|
|
СРС: Изучение материала лекции № 3 и практической работы № 3
|
|
|
| Проверка, опрос
|
Лекция 4: Строительство ГЭС в сельской местности на малых реках и тепловых электростанций в 20 - 50 годы
|
|
|
|
|
Практическая работа 4: Изучение схемы подстанции 35 кВ «Городская» и схемы ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго».
| Диспетчер- ский центр государственно-го предприятия «Вологдаоблкоммунэнерго».
|
|
|
|
СРС: Изучение материала лекции № 4 и практической работы № 4
|
|
|
| Проверка, опрос
|
| Тема: Создание организаций энергетики области по строительству энергообъектов
|
Знать строительные организации, участвующие в возведении энергообъектов в регионе во второй половине ХХ века.Владеть перечнем документаций для оперативного персонала подстанции «Вологда-Южная».
Изучить термины и определения, применяемые в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок (ОК-2).
| Лекция 5: Создание специализированной конторы «Сельэлектро» и управления «Сельэнерго». Вологодская высоковольтная сеть Вологодского совнархоза.
|
|
|
|
|
Практическая работа 5: Рабочее место оперативного персонала опорной подстанции 220 кВ «Вологда-Южная». Межотраслевые правила по охране труда. Общие положения. Оперативное обслуживание электроустановок.
|
|
|
|
|
СРС: Изучение материала лекции № 5 и практической работы № 5
|
|
|
| Проверка, опрос
|
| Тема: Реализация планов Минэнерго по строительству ЛЭП и подстанций в Вологодской области в 60-70х годах.
|
Знать первые подстанции 35 кВ и выше в регионе, подключенные к государственным сетям на основании планов Минэнерго.
Знать ответственных лиц при работе по наряду в электроустановках (ОК-2).
| Лекция 6: Первые подстанции 35 кВ в Череповецком и Вологодском районах и подключение их к государственным электросетям. Создание Вологодских и Череповецких предприятий электрических сетей «Ярэнерго» на Вологодчине. Сплошная электрификация области.
|
|
|
|
|
Практическая работа 6: Ведение режима работы электрооборудования в районе электрических сетей (РЭС). Ответственные лица за безопасное проведение работ в электроустановках.
| Диспетчерский пункт районных электрических сетей
|
|
|
|
СРС: Изучение материала лекции № 6 и практической работы № 6
|
|
|
| Проверка, опрос
|
| Тема: Череповецкий энергопромышленный узел
|
Знать энергообъекты, входящие в Череповецкий энергопромышленный узел.
Иметь представление о технических мероприятиях по охране труда (ОК-2).
| Лекция 7:Строительство собственных источников электроснабжения на Череповецком металлургическом заводе(ЧМЗ). Передача мощности с Рыбинской ГЭС на энергообъекты ЧМЗ. Строительство подстанции 500 кВ «Череповецкая» и Череповецкой ГРЭС.
|
|
|
|
|
Практическая работа 7: Технические мероприятия при выполнении работ в электроустановках.
|
|
|
|
|
.СРС: Изучение материала лекции № 7 и практической работы № 7
|
|
|
| Проверка, опрос
|
| | | | | | | |
|
| Тема: Вологодский энергопромышленный узел
|
| Изучить историю развития Вологодского энергопромышленного узла.
Иметь навыки по применению защитных средств в электроустановках (ОК-2).
| Лекция 8: Строительство линий электропередач 220 кВ для электроснабжения центральных районов области. Строительство линий электропередач 110 кВ на заводы города Вологды (ГПЗ, ОМЗ, ЭТМ). Подстанция 500 кВ «Вологодская».
|
|
|
|
|
| Практическая работа 8: Применение защитных средств при работах в электроустановках.
|
|
|
|
|
| СРС: Изучение материала лекции № 8 и практической работы № 8
|
|
|
| Проверка, опрос
|
|
| Тема: Реструктуризация энергетики РФ.
|
| Знать структуру распределения электроэнергии на современном этапе в ЕЭС и Вологодском регионе (ОК-2).
| Лекция 9:Структура распределения электроэнергии ЕЭС. Федеральная сетевая компания. Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). Оперативно диспетчерское управление энергетикой.
|
|
|
|
|
| Практическая работа 9: Структура ведения режима энергетики в Вологодском региональном управлении.
|
|
|
|
|
| СРС: Изучение материала лекции № 9 и практической работы № 9
|
|
|
| Проверка, опрос
|
ИТОГО
| Общий объем дисциплины
|
| |
в том числе:
| Контактная работа
|
| |
СРС
|
| |
Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация
| -
| Зачет
|
| | | | | | | |
* - последовательность недель может быть изменена в связи с изменением графика учебного процесса
Воспользуйтесь поиском по сайту: