Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура России в первой половине 19 в




Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.
Литература
Русская литература является одной из наиболее популярных в мире. В России творили такие литераторы, как: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Лев Толстой и многие другие.
Изобразительное искусство
Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства.
Музыка.
Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов. Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX-начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом.
Архитектура.
Идеи величия государственной власти выражал ампир в архитектуре ХIX века ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин)

 

 

Реформы 60-70-х годов

Отмена крепостного права.

Земская реформа.

Городская реформа (в продолжение земской).

Судебная реформа.

Военная реформа.

Финансовые реформы.

Реформы в области просвещения.

Реформы в области печати.

 

Значение реформ 60-70-х годов.

Отмена крепостного права стала рубежом в истории России. Крепостничество как система общественных отношений перестала существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 года.

Реформа 1861г. не решила земельного вопроса, хотя и создала условия для развития капитализма в России. В правительственных кругах понимали, что крестьянская реформа не может остаться изолированным законодательным актом, что необходимо проводить реформы и в политической, и государственной сфере.

Реформаторы, проводя реформы, хотели, чтобы Россия развивалась по пути создания конституционной монархии. Тем не менее, абсолютная монархия еще сохраняла свою жизнеспособность, высшие государственные учреждения сохраняли феодальный характер, хотя на местах создавались выборные органы с самостоятельной сферой деятельности.

Авторитет России и государственной власти, уничтожившей крепостное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошла по пути социально-экономического и общественного прогресса.

Реформы проводились самодержавием, поэтому носили половинчатый, противоречивый характер. Крепостники стремились сохранить максимум привилегий за собой в экономической и политической областях. Реформы проводились под давлением общественного движения, и царское правительство более всего опасалось хаоса, чем желало прогресса. Поэтому реформы 60-70-х годов Х1Хв. представляли собой полумеры, которые их создатели не смогли довести до логического завершения

 

Вопрос № 25

Контрреформы Александра 3 и их последствия.

 

Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр Ш предпочел опереться на реакционеров: Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева, В.П. Мещерского.

Переход самодержавия в начале 80-х гг. к прямой и неприкрытой реакции оказался возможным в результате поражения революционеров в 1881 г., слабости крепостного и рабочего движения, бессилия либеральной оппозиции.

Содержание реформ. Этап контр­реформ - начался после трагической гибели Александра II и при­хода к власти его сына Александра III (1881 - 1894) и характери­зовался усилением консервативных тенденций во внутренней по­литике самодержавия, частичным пересмотром реформ предыду­щего царствования.

Бы­ли закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», сотни лиц были арестованы по подозрению в причастности к покушению, несколько десятков членов революционных кружков осуждены.

Контрреформы. Александр III вошел в историю как царь-ми­ротворец, так как при нем Россия не принимала участие в воен­ных конфликтах. Во внутренней политике он был привержен прин­ципам неограниченного монархизма. Потрясенный убийством отца и испытывая давление со сто­роны реакционной части своего окружения, прежде всего обер-прокурора Синода К. П.Победоносцева, он отверг проект М.Т.Лорис-Меликова о создании высшего представительного учрежде­ния и отправил либеральных министров, задававших тон в пре­дыдущее царствование, в отставку. 29 апреля 1881 г. был обнаро­дован манифест «О незыблемости самодержавия», положивший начало политике контрреформ.

В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к охране­нию государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно ему, любая местность могла быть объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной ох­раны.

В 1882 г. была ужесточена цензура, в 1884 г. ликвидирована университетская автономия, в 1887 г. в соответствии с циркуля­ром о «кухаркиных детях» введены ограничения на прием в гим­назии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. На рубеже 80 - 90-х гг. XIX в. контрреформы затронули систему местного са­моуправления. Итогом правительственных мер стало ограничение самостоятельности земств и органов городского самоуправления.

Последствия реформ. Ряд “контрреформ” значительно исказил результаты преобразований, осуществлённых его отцом в 1860—1870-х гг. Усилилась роль полиции, местной и центральной администрации, установился жёсткий надзор за органами земского и городского самоуправления, стеснились права университетов, усилилась цензура. Следовательно, нарастало недовольство политикой императора среди населения страны.

26. культура России во второй половине 19 - начале 20 века
Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

Просвещение. В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов.
Литература. В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением.
Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.
Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.
Начало XX в.— «серебряный век» русской культуры. Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.
Начало XX в.— это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.
Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.
Живопись. Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская
Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма.
Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...