Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности российской модернизации в 18 веке Петр 1




Темпы преобразований в России при Петре I поражают. Всю реформаторскую деятельность Петра I принято условно делить на два периода. Реформы первого периода - 1700-1721 гг. - осуществлялись, в основном, исходя из текущих потребностей, вызванных ведением Северной войны. Во второй период преобразования проводились уже с большей планомерностью и осмотрительностью. Одной из центральных в деятельности Петра была военная реформа. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов; с 1699 г. полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, системой комплектования и обучения заменили стрелецкое войско. К 1708 г. вместо 40 тыс. человек армия составили уже 113 тысяч. На ее нужды работали не менее 30 мануфактур. Были открыты специальные офицерские школы для подготовки командного состава. Развивалось кораблестроение - к концу царствования Петра I Россия имела самый большой на Балтике флот. Были построены металлургические и оружейные заводы, дававшие железо, чугун, ядра и пушки; создавались казенные мануфактуры по производству пороха, сукна, парусины и другого воинского снаряжения. Всего за четверть века Россия превратилась в развитую экономическую державу: промышленность выросла в 7-10 раз. В области торговли в этот период особенно ярко проявились принципы меркантилизма и протекционизма. В результате, к концу царствования Петра I Россия имела активный торговый баланс. Она вышла на первое место в Европе по производству и экспорту железа, в импорте появилось сырье для промышленности. Основным результатом этой деятельности стало достижение Россией экономической независимости от западных стран. Важнейшее место в деятельности Петра I занимали реформы в области государственного управления. Претерпела изменения и система исполнительной власти. Вместо громоздкой и запутанной системы приказной управления в 1717-1719 гг. были созданы 12 коллегий. Политика Петра I в отношении церкви отличалась жесткостью, в первые годы его царствования был учрежден Монастырский приказ, который осуществлял финансовый контроль за деятельностью церкви. В 1722 году была учреждена «Табель о рангах», в которой принцип прохождения службы (гражданской и военной) тесно увязывался с присвоением дворянского звания. Служилая иерархия состояла из 14 рангов, с 14 по 9 ранг - личное дворянство, с 8 - наследственное. В целом, реформаторская деятельность Петра I стало отражение противоречивости исторической эпохи, представителем которой был он сам. Вооруженный идеей «общего блага», Петр I внес огромный личный вклад в управление государством. России к концу правления Петра I значительно укрепилось, она завоевала право проводить независимую политику в Европе. С повышением роли России в международных делах обострилась борьба ведущих держав за сферы влияния.

18) Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм.

Долгое царствование Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ. Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо.

 

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:
— созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;
— реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;
— принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);
— принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
— принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;
— реформы 1782—1786гг. в области школьного образования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...