Формирование основных идеологических направлений в европейской общественной жизни XIX века
Консерватизм Основные идеи консерватизма сформулировал в XVIII ст. англиець Эдмунд Берк (1729-1797). Определяющим в его мировоззрении было уважение к традициям. Соотносить свои действия ссуществующими традициями является проявлением разума человека. Действующие в обществе законы, считал этот признанный теоретик консерватизма, должны обеспечивать егоравновесие и стабильность. Тот, кто заинтересован в сохранении спокойствия и порядка, должен следить за тем, чтобы это равновесие не нарушалось. Радикальные меры являются вредными для Общественного развития прежде всего потому, что нарушают его ровравновесия и могут вызвать хаос. Берк соглашался с тем, что реформы нужны, но считал, что они не должны задевать традиционных устоев общества. Политик, который намеревается осуществить реформы, не должен рассматривать страну как чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что заблагорассудится. Потребность в улучшение жизни страны, по мнению Берка, должна сочетаться у государственного деятеля попыткой сохранить все лучшее, что существует вобществе. С одобрением относился онк реформам, которые должны предупредить вспышку революции или обновить традиционные принципы. Образцом последних реформ он считал "Славную революцию" 1688 p., которая восстановила монархию в Англии. Еще одним европейским теоретиком консерватизма считают савойского графа Жозефа де Местра (1753-1821). Наблюдение за изменениями, происходившими во время французской революции конца XVIII века, сделали его противником революционных изменений в обществе. Решительно критиковал де Местр французских просветителей. Он считал безосновательными утверждения, что силой свого ума человек способен создать новый общественно-политический строй. Граф придерживался взглядов на то, что государство и право созданы Богом, а человек не в состоянии их улучшить. На этом основании он категорически отвергал возможность введения конэтой, поскольку они не воплощают "Божьего разума". Де Местр усматривал возможностьулучшение общества в усилении роли в нем религии. Он выдвинул идею общеевропейской монархии, которая должна возглавляться папой римским. Природные права человека, которые провозглашали французские просветители, по мнению де Местра, является вымыслом. Лозунги свободы, равенства и братства он считал невыполнимыми, поскольку люди по природе неравны и созданные рабами Божьими.
Либерализм Противоположность консерватизмом составляли Идеи либерализма. В Англии они были сформулированы Иеремией Бентамом (1748 - 1832). Он рассматривал общество как совокупность людей сих собственными интересами. Процветание общества, по мнению Бентама, возможнолишь при условии обеспечения прав личности, неприкосновенности частной собственности. Действия, которые посягают на эти права, следует считать преступлениями и запрещать законами. Бентам поддерживал свободное предпринимательство, считал, что для его развику не должно существовать никаких препятствий, кроме тех, которые ограничивают возможный вред для других людей. Категорически отвергая возможность общественного прогресса через революции, Бентам связывал его с реформами. В отличие от консерваторов, он усматривал в тогдашнем политическом устройстве Англиимного остатков древних традиций, которые не соответствовали потребам времени и нуждались устранения способом осуществления соответствующих реформ. Во Франции идеалы либерализма исповедовал Бенжамен - Анри Констан (1767-1830). Действительно свободным он считал то общество, вкотором признается приоритет прав отдельной личности. Интересы власти и масс должны признаваться второстепенными по правам человека. Констан защищал свободное предпринимательство и настаивал на том, что государство не должно иметь возможности его ограничивать.
Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия. Констан критико вал республиканские идеалы за то, что, по его взгляд, они не обеспечивают необходимой независимости личности от государственной власти. Только конституционная монархия может гарантировать права среднего класса. Способы ограничения власти он усматривал в ее распределении, а также в общественном думные. Национализм Многие историки называли XIX ст. эпохой национализма. Национализм стал, по мнению некоторых ученых, одной из наивпливовиших ижизнеспособных идей человеческой истории. Начало распространяютсяренню в Европевзглядов национализма положила французская революция конца XVIII века, которая провозгласила нацию объединением свободных гражданИ источником государственной власти. Благодаря наполеоновским войнам новые идеи стали распространяться в Европе. Наполеон, которого современные историки назвали"Странствующим торговцем национализмом ",поддержал национальные движения в Италии и Польше, а также вызвал своими действиями взрыв патриотических чувств среди порабощенных народов, не имевших собственной государственности. Дальнейшее развитие идей национализма был связан с Шяльнистю немецких философов. Вследствие поражения Пруссии в Шине против Наполеона (1806 г.) философ Иоганн-ГотлибФихте (1762-1814) призвал немцев в своих "Речи к немецкой тиации "к национальному возрождению, в результате которого они могут достичь культурного лидерства в Европе. Теоретическую основу национализм нашел в идеях романтизма, которые пропагандировали большую художественную ценность народной речии традиций. Немецкий философ-романтик Иоган-Готфриц Гердер (1744- 1803) большое внимание уделял тем славянским народам, которые были на то время лишены собственнойг осударственности. Благодаря самобытным традициям икультуре, которую они сохранили, Гердер предсказывал, что в будущем онисоздадут собственные национальные государства. Отдельно определял немецкий філософ Украинская и утверждал, что "Украину когдастанет новой Элладой ". Георг-Вильгельм-ФридрихГегель (1770-1831) отвергал захвата народной культурой романтиков, но поддерживал идею создания национальных государств в Европе. Он считал ее не только самой оптимальной формой объединение граждан ради реализации идеалов свободы, безопасности и Счастье, но и как воплощение божественной идеи. Национальное государство, По мнению Гегеля, была наивысшей стадией общественного развития.
Среди историков нет единого мнения относительно того, кого считать теоретиками национализма. Часть ученых находит истоки этого течения в работах Жана-Жака Руссо и Эдмунда Берка, другие считают основоположником национализма Фридриха Листа. Возможно,эта разница во взглядах связана с тем, что национализм у XIX ст. стал универсальным явлением истории. Социалистические теории В первуй половине XIX ст. развитие социалистических идей было связано с творчеством французских мыслителей. Именно они поЧалый в первой четверти XIX ст. использовать понятие "социализм" и "коммунизм". Социалистические теории объединяли взгляды мыслителив, которые выступали за ликвидацию тогдашних порядков и бытовые дову нового общества, в котором будет существовать абсолютное социальное равенство людей и будет отсутствовать эксплуатация трудящихся. В вопросе, какими способами создать новое общество, социалист;: делились на сторонников социальных реформ и социальное,революции. Одним из первых французских социалистовстал Клод-Анри Сен-Симон(Граф де Рувруа; 1760-1825 ). Он критиковал того временине общество и считал необходимым добиться изменений всословных; рабочих и бедноты. Сен-Симон разрабатывал планы создании такого общества, в котором не существовало 6 эксплуатации и неровности. Новое общество или, как называл его философ, промышная система, должно обеспечить процветание всех граждан благодаря развитию науки и техники. Поскольку роль государства онусматривал лишь в том, что она заставляет людей работать, тоона исчезнет. Все работать и житьпо принципу: "от каждого - по способностям, каждому - по его делами ".
Светская власть в обществе, придуманном Сен-Симоном, подолжна была сосредоточиться в Совете промышленников, духовная - в Академии наук. Эти организации будутуправлять развитием народного хозяйства согласно тем планам, которые они же и складатимуть. Реализацию своїх планов мыслитель усматривал в производстве постепенных реформ. Разработка социалистических идей в Англии было занятием Роберта Оуэна (1771-1858).Большинство пороков тогдашнего сплошьства онобъяснял Существованием частной собственности, призывая к ее ликвидации. Новую"Систему истины, богатства и счастья" он связывал с образованием больших семейных общин или коммун, где все будет находиться в общей собственности. Все, что члены коммуны производить, будет распределяться между ними в соответствии с природнымипотребностей человека. Одежда будет удобным, простым и одинаковым для всех. Мода исчезнет, поскольку она существует "только среди глупыхи слабой части человечества ". Коммуны постепенно должны охватить всю землю, в результате чего она превратится в "земной рай, в котором неизменно царить мир и счастье ".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|