Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аннотация рабочей программы дисциплины «Судебная медицина и психиатрия»

Автор-составитель: Старикова Ирина Леонидовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Цель изучения дисциплины Образовательная - дисциплина создает основу для усвоения теоретических положений судебной медицины и психиатрии; - дисциплина создает основу для освоения процессуальных особенностей правового регулирования деятельности суда, правоохранительных органов и граждан в сфере уголовного судопроизводства в связи с доказыванием виновности (невиновности) лица в совершении преступления; - дисциплина базируется на применение в уголовной процедуре доказывания международных норм и стандартов; - дисциплина направлена на формирование у студента знаний о сущности медико-биологических явлений. Практическая - формирование у студента знаний о сущности медико-биологических явлений применительно к практике работы органов юстиции; - изучение закономерностей возникновения, собирания, исследования и оценки доказательственной информации в следах биологического происхождения; - изучение приемов и средств работы со следами биологического происхождения; - формирование знаний о современных возможностях судебно-медицинской экспертизы. - формирование у студента знаний о сущности явлений психических расстройств применительно к практике работы правоохранительных органов, о закономерностях возникновения, проявлении и оценки доказательственной информации; - изучение симптоматики расстройств психического характера; - формирование знаний о современных возможностях судебно-психиатрической экспертизы. Воспитательная - формирование правового мировоззрения будущих работников органов предварительного расследования, работников органов прокуратуры, судей в соответствии с конституционными принципами судопроизводства; - дисциплина создает основу для привития студентам навыков правомерного поведения в процессе реализации своих прав в сфере уголовного судопроизводства; - дисциплина создает основу для формирования целевой установки на недопустимость совершения студентами противозаконных действий, влекущих за собой наступление неблагоприятных последствий для участников правоотношений
Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина судебная медицина и психиатрия относится к профессиональному циклу дисциплин Б.3.В.7 по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) а) общекультурные компетенции (ОК): - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); б) профессиональных компетенций (ПК): в правоприменительной деятельности: - способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); в правоохранительной деятельности: - способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и за-щищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); в экспертно-консультационной деятельности: - способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного судопроизводства (ПК-16).
Содержание дисциплины (модуля) Раздел I. Судебная медицина Тема 1. Предмет, метод, система и задачи судебной медицины Тема 2. Учение о смерти и трупные явления Тема 3. Основы судебной травматологии Тема 4. Расстройство здоровья и смерть от повреждений тупыми орудиями Тема 5. Повреждения от острых орудий и оружия Тема 6. Повреждение от огнестрельного оружия и взрыва Тема 7. Задушение (асфиксия) от действия механических факторов Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза повреждений от некоторых физических воздействий Тема 9. Повреждения от действия ядовитых веществ Тема 10. Экспертиза тяжести вреда здоровья Тема 11. Экспертиза определения состояния здоровья, притворных и искусственных болезней Тема 12. Экспертиза при преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Другие виды экспертиз живых лиц Тема 13. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела Тема 14. Судебно-медицинская экспертиза по делам о нарушении медицинским персоналом профессиональных обязанностей Тема 15. Осмотр, предварительное исследование и судебно-медицинская экспертиза следов биологического происхождения Тема 16. Судебно-медицинское исследование трупа Тема 17. Подготовка и назначение судебно-медицинской экспертизы. Оценка заключения эксперта/ Раздел II. Судебная психиатрия Тема 1. Предмет, задачи, система и методы судебной психиатрии Тема 2. Правовое положение и организационные формы судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения Тема 3. Проблема невменяемости. Экспертиза свидетелей, обвиняемых, потерпевших и осужденных. Понятие недееспособности Тема 4. Краткие сведения о строении нервной системы, высшей нервной деятельности и ее нарушениях при психических заболеваниях Тема 5. Общее понятие о психическом заболевании и современной психиатрии Тема 6. Травматическое поражение головного мозга Тема 7. Инфекционные психические заболевания Тема 8. Шизофрения Тема 9. Эпилепсия. Маниакально-депрессивный психоз Тема 10. Олигофрения Тема 11. Алкоголизм и другие виды наркомании Тема 12. Психопатии Тема 13. Реактивные состояния Тема 14. Симуляция психических расстройств Тема 15. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.
Структура дисциплины (модуля), виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. К видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, самостоятельные работы.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - роль судебной медицины и психиатрии в работе правоохранительных органов по укреплению законности, правопорядка, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений; - методологию судебной медицины и психиатрии, их учений и теорий, назначение, устройство и принципиальные возможности научно-технических средств и лабораторного оборудования, используемых в процессе обнаружения, закрепления, изъятия и сохранения объектов биологического происхождения; возможности методов и методик в ходе установления психического состояния обследуемых лиц; - закономерности возникновения, собирания и исследования следов медико-биологического характера, типичные комплексы этих следов при различных причинах смерти; - признаки психических расстройств и признаки обнаружения их симуляций; - современные возможности судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы и перспективы их развития; - организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в РФ. Уметь: -обнаруживать, закреплять, сохранять вещественные доказательства биологического происхождения и производить их предварительное исследование; - осуществлять осмотр и описание механических повреждений тела человека; - производить исследование и оценку трупных явлений, изучаемых в курсе судебной медицины, при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия); - назначить судебно-медицинскую экспертизу трупа, живых лиц, ве­щественных доказательств, а так же, экспертизу по материалам дела; - анализировать и правильно оценивать содержание заключение судебно-медицинского эксперта (специалиста) с юридической и судебно-медицинской точек зрения; - правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-медицинской экспертизы и предварительных исследований; - использовать научно-технические средства, предназначенные дня работы с судебно-медицинскими объектами. - назначить судебно-психиатрическую экспертизу; - оценивать заключение эксперта-психиатра с юридической и психиатрических точек зрения. Владеть: - навыками применения знаний симптоматики психических болезней с точки зрения их влияния на вменяемость; - навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств.
Технология проведения занятий Занятия в интерактивной форме: Раздел I. Судебная медицина Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза повреждений от некоторых физических воздействий (семинар-диспут) Тема 10. Экспертиза тяжести вреда здоровья (разбор конкретных ситуаций). Раздел II. Судебная психиатрия Тема 8. Шизофрения (разбор конкретных ситуаций).
Используемые информационные, инструментальные и программные средства Учебная литература, монографии и статьи, справочно-поисковая система «Гарант». Использование интерактивных и мультимедийных средств.
Формы текущего контроля успеваемости Семинарские (практические) занятия, в том числе с использованием интерактивных и мультимедийных средств, самостоятельная работа под контролем преподавателя, подготовка рефератов, тестирование, ситуационный анализ.
Форма промежуточной аттестации Зачет

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...