Аннотация рабочей программы дисциплины «Судебная медицина и психиатрия»
Автор-составитель: Старикова Ирина Леонидовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Цель изучения дисциплины
Образовательная
- дисциплина создает основу для усвоения теоретических положений судебной медицины и психиатрии;
- дисциплина создает основу для освоения процессуальных особенностей правового регулирования деятельности суда, правоохранительных органов и граждан в сфере уголовного судопроизводства в связи с доказыванием виновности (невиновности) лица в совершении преступления;
- дисциплина базируется на применение в уголовной процедуре доказывания международных норм и стандартов;
- дисциплина направлена на формирование у студента знаний о сущности медико-биологических явлений.
Практическая
- формирование у студента знаний о сущности медико-биологических явлений применительно к практике работы органов юстиции;
- изучение закономерностей возникновения, собирания, исследования и оценки доказательственной информации в следах биологического происхождения;
- изучение приемов и средств работы со следами биологического происхождения;
- формирование знаний о современных возможностях судебно-медицинской экспертизы.
- формирование у студента знаний о сущности явлений психических расстройств применительно к практике работы правоохранительных органов, о закономерностях возникновения, проявлении и оценки доказательственной информации;
- изучение симптоматики расстройств психического характера;
- формирование знаний о современных возможностях судебно-психиатрической экспертизы.
Воспитательная
- формирование правового мировоззрения будущих работников органов предварительного расследования, работников органов прокуратуры, судей в соответствии с конституционными принципами судопроизводства;
- дисциплина создает основу для привития студентам навыков правомерного поведения в процессе реализации своих прав в сфере уголовного судопроизводства;
- дисциплина создает основу для формирования целевой установки на недопустимость совершения студентами противозаконных действий, влекущих за собой наступление неблагоприятных последствий для участников правоотношений
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина судебная медицина и психиатрия относится к профессиональному циклу дисциплин Б.3.В.7 по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
а) общекультурные компетенции (ОК):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
б) профессиональных компетенций (ПК):
в правоприменительной деятельности:
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
в правоохранительной деятельности:
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и за-щищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного судопроизводства (ПК-16).
Содержание дисциплины (модуля)
Раздел I. Судебная медицина
Тема 1. Предмет, метод, система и задачи судебной медицины
Тема 2. Учение о смерти и трупные явления
Тема 3. Основы судебной травматологии
Тема 4. Расстройство здоровья и смерть от повреждений тупыми орудиями
Тема 5. Повреждения от острых орудий и оружия
Тема 6. Повреждение от огнестрельного оружия и взрыва
Тема 7. Задушение (асфиксия) от действия механических факторов
Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза повреждений от некоторых физических воздействий
Тема 9. Повреждения от действия ядовитых веществ
Тема 10. Экспертиза тяжести вреда здоровья
Тема 11. Экспертиза определения состояния здоровья, притворных и искусственных болезней
Тема 12. Экспертиза при преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Другие виды экспертиз живых лиц
Тема 13. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела
Тема 14. Судебно-медицинская экспертиза по делам о нарушении медицинским персоналом профессиональных обязанностей
Тема 15. Осмотр, предварительное исследование и судебно-медицинская экспертиза следов биологического происхождения
Тема 16. Судебно-медицинское исследование трупа
Тема 17. Подготовка и назначение судебно-медицинской экспертизы. Оценка заключения эксперта/
Раздел II. Судебная психиатрия
Тема 1. Предмет, задачи, система и методы судебной психиатрии
Тема 2. Правовое положение и организационные формы судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения
Тема 3. Проблема невменяемости. Экспертиза свидетелей, обвиняемых, потерпевших и осужденных. Понятие недееспособности
Тема 4. Краткие сведения о строении нервной системы, высшей нервной деятельности и ее нарушениях при психических заболеваниях
Тема 5. Общее понятие о психическом заболевании и современной психиатрии
Тема 6. Травматическое поражение головного мозга
Тема 7. Инфекционные психические заболевания
Тема 8. Шизофрения
Тема 9. Эпилепсия. Маниакально-депрессивный психоз
Тема 10. Олигофрения
Тема 11. Алкоголизм и другие виды наркомании
Тема 12. Психопатии
Тема 13. Реактивные состояния
Тема 14. Симуляция психических расстройств
Тема 15. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.
Структура дисциплины (модуля), виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
К видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, самостоятельные работы.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:Знать:
- роль судебной медицины и психиатрии в работе правоохранительных органов по укреплению законности, правопорядка, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений;
- методологию судебной медицины и психиатрии, их учений и теорий, назначение, устройство и принципиальные возможности научно-технических средств и лабораторного оборудования, используемых в процессе обнаружения, закрепления, изъятия и сохранения объектов биологического происхождения; возможности методов и методик в ходе установления психического состояния обследуемых лиц;
- закономерности возникновения, собирания и исследования следов медико-биологического характера, типичные комплексы этих следов при различных причинах смерти;
- признаки психических расстройств и признаки обнаружения их симуляций;
- современные возможности судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы и перспективы их развития;
- организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в РФ.
Уметь:
-обнаруживать, закреплять, сохранять вещественные доказательства биологического происхождения и производить их предварительное исследование;
- осуществлять осмотр и описание механических повреждений тела человека;
- производить исследование и оценку трупных явлений, изучаемых в курсе судебной медицины, при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия);
- назначить судебно-медицинскую экспертизу трупа, живых лиц, вещественных доказательств, а так же, экспертизу по материалам дела;
- анализировать и правильно оценивать содержание заключение судебно-медицинского эксперта (специалиста) с юридической и судебно-медицинской точек зрения;
- правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-медицинской экспертизы и предварительных исследований;
- использовать научно-технические средства, предназначенные дня работы с судебно-медицинскими объектами.
- назначить судебно-психиатрическую экспертизу;
- оценивать заключение эксперта-психиатра с юридической и психиатрических точек зрения.
Владеть:
- навыками применения знаний симптоматики психических болезней с точки зрения их влияния на вменяемость;
- навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств.
Технология проведения занятий
Занятия в интерактивной форме:
Раздел I. Судебная медицина
Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза повреждений от некоторых физических воздействий (семинар-диспут)
Тема 10. Экспертиза тяжести вреда здоровья (разбор конкретных ситуаций).
Раздел II. Судебная психиатрия
Тема 8. Шизофрения (разбор конкретных ситуаций).
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Учебная литература, монографии и статьи, справочно-поисковая система «Гарант». Использование интерактивных и мультимедийных средств.
Формы текущего контроля успеваемости
Семинарские (практические) занятия, в том числе с использованием интерактивных и мультимедийных средств, самостоятельная работа под контролем преподавателя, подготовка рефератов, тестирование, ситуационный анализ.