Уровень 1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики.
Интегральная модель исторической динамики: структура и ключевые понятия. Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по за- ранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиновать- ся законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды. Георгий Плеханов Думая о будущем мира, мы всегда предполагаем, где он окажется, если будет двигаться в том же направлении, в каком, по нашему разумению, движется сейчас. О том же, что мир движется не по прямой, а по кривой, направление которой постоянно меняется, мы не думаем. Людвиг Витгенштейн Универсальная модель исторической динамики. Под исторической динамикой здесь понимаются качественные и количественные изменения существенных характеристик больших социальных целостностей. Существенность прямо зависит от цели исследования, точки зрения, принятых критериев. В данной работе существенными будем считать все те изменения, которые прямо связаны с расцветом и упадком обществ. Универсальность модели означает ее предназначенность для описания и объяснения динамики всех типов обществ. Разумеется, ценой такой универсальности является высокая степень абстрактности модели. По сути дела, здесь будет представлен лишь понятийный каркас, требующий последующей конкретизации для разных типов и фаз развития обществ, для разных цивилизаций. Данная модель строится также как интегральная, поскольку объединяет концептуальные схемы многих подходов макросоциологии и теоретической истории. Даже этот абстрактный каркас весьма сложен, поэтому для его описания применяется иерархия нескольких уровней. Принцип иерархии состоит в том, что понятия каждого высшего (k+1) уровня строятся путем синтеза понятий предыдущих (1...k) уровней.
Каркас универсальной модели исторической динамики. Уровень 1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики: индивиды и группы, техноприродные ниши, социальные формы, культурные образцы (в том числе технологии), психические ментальности, социально-значимые решения, поведения, периоды, базовые процессы, события. Уровень 2. Локусы, режимы синхронии, механизмы развития, 11 базовых факторов исторической динамики, локальные вызовы и ответы, стратегии, тенденции исторической динамики, локально-исторические события. Уровень 3. Общества, социетальные вызовы и ответы, 14 типов динамических стратегий, тренд-структуры, мегатенденции, (средне)исторические события. Уровень 4. Типы, стадии и фазы развития обществ и макроисторические события - трансформации обществ из типа в тип и межфазовые переходы. Уровень 5. Исторические системы (мир-империи, мир-экономики, цивилизации) и мегаисторические события - рождение, трансформации и гибель исторических систем. Уровень 6. Ход истории - структура Всемирной истории, объясненная через закономерности динамики обществ и исторических систем. В данной работе будут перечислены и кратко описаны основные компоненты низших уровней 1 и 2. Основное внимание будет посвящено развертыванию средних связующих уровней 3 и 4. Затем крупными мазками намечены идеи исследования высших уровней 5 и 6. Уровень 1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики. Социальная синхрония есть условная категория, объемлющая все существенные компоненты и процессы общества (исторической системы, ойкумены), которые считаются в рамках принятой в исследовании точки зрения неизменными или рутинно повторяющимися. Базовые факторы исторической динамики суть закономерности изменений, относительно однородные по своей природе и не сводимые к другим закономерностям в рамках принятой точки зрения.
Представление данного (микро)уровня модели преследует амбициозную идею задания списка необходимых и достаточных базовых понятий для последующего конструирования механизмов, процессов и закономерностей (макро)исторической динамики. Основными компонентами социальной синхронии и базовых факторов динамики будем считать: индивиды и группы, характеристики которых в рамках модели определяются тем, что они являются обитателями техноприродных ниш и носителями социальных форм, культурных образцов, психических ментальностей, решений и поведений, о которых см.ниже; кроме этого, индивиды обладают биологическими телами (организмами) с известными психофизиологическими характеристиками; техноприродные ниши - совокупности окружающих материальных объектов и их социально-значимых свойств (ландшафты, ресурсы, коммуникационные возможности среды, климатические и прочие условия, а также объекты "второй природы" - всевозможные строения, инфраструктура, дороги и другие линии коммуникаций и т.д.); социальная значимость свойств ниш определяется возможностью удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей, особенно регулярных; социальные формы - структуры позиций (ролей), позиционных норм, ожиданий и интересов, служащие каркасом всех взаимодействий между индивидами, группами и сообществами (типы семей, кланов, институтов, государств - все являются социальными формами); об основных типах социальных форм - социальных отношениях, социальных структурах и социальных институтах см. Розов 1992, глава 2; термин и обобщенное понятие социальных форм заимствовано у С.П.Никанорова (Никаноров 1995); культурные образцы (далее просто образцы) - отчуждаемые от индивидов идеальные объекты с различными материальными носителями, передающиеся из поколения в поколение, определяющие функционирование и ориентации сознания и поведения людей; технологии как типовые программы деятельностей являются особой группой культурных образцов, см. подробнее Kroeber 1960, Розов 1992; психические ментальности, т.е. многообразные потребности, мотивы, установки, ценности индивидов и групп; ментальности являются аналитическими единицами целостных менталитетов и составляют пердмет исторической психологии (Поршнев, Блок, Февр)
поведения индивидов и групп, в которые наряду с биологическими телами и элементами техноприродных ниш всегда включаются социальные формы, культурные образцы и психические ментальности, носителями которых являются индивиды и группы, осуществляющие данные поведения; особую роль в социальной жизни и истории играют деятельности как целенаправленные и продуктивные поведения, как правило, следующие тем или иным технологиям (не обязательно материальным); решения - особый тип психических процессов, в результате которых на основе имеющихся культурных образцов и ментальностей формируются цели, задачи, проекты и программы последующих поведений (главным образом, деятельностей); Каждая из указанных групп компонентов составляет основу одной из четырех соответствующих сфер бытия (онтологических слоев или "миров") социально-исторической реальности: биотехносферы, социосферы, культуросферы и психосферы (Розов 1997а), чем обеспечивается принципиальная полнота компонентного состава. В ряду психофизиологических качеств и ментальностей индивидов особую роль играют потребности и ценности, требующие регулярного удовлетворения (питание, сон, одежда, общение с себе подобными, поддержание социального статуса, ориентация в среде, обретение и защита материальных благ, секс, потребность иметь детей и воспитывать их, а также разнообразные надстроечные социокультурно обусловленные потребности и ценности). На это направлены базовые поведения и деятельности, вызывающие в техноприродной и социальной среде соответствующие базовые процессы, продуктом которых является удовлетворение регулярных потребностей и ценностей. Базовые процессы, как правило, имеют в качестве входов следующие элементы: индивиды с ментальностями, в которых закреплены неотчужденные социальные формы и культурные образцы решений и поведений,
техноприродная ниша и социальная среда с совокупностями условий протекания процесса, отчужденные от индивидов, представленные в знаковой форме социальные формы и образцы, организованные в технологии. Технологии и сооветствующие базовые процессы делятся на материальные, антропные, социальные и культурные по онтологическому статусу главного целевого продукта. Материальные технологии и процессы (к примеру, добывание и приготовление пищи, строительство домов и дорог, производство, военное и полицейское насилие) не требуют пояснений. Социальные технологии и процессы (борьба за власть, налаживание обмена и торговли, военная мобилизация, установление законов, судопроизводство) направлены на установление или модификацию социальных форм. Культурные технологии и процессы (организация ритуалов, создание и воспроизводство литературных, философских, религиозных, научных и прочих текстов, произведений искусства и т.п.) направлены, соответственно, на создание и воссоздание культурных образцов. Антропные технологии и процессы (воспитание, образование, обращение в религию, пропаганда, физические тренировки) направлены на человека, точнее на целенаправленное изменение ментальностей и физических качеств индивидов. Базовые процессы являются по определению повторяющимися и рутинными. Если в их рамках прнимаются решения, то это рутинные решения. Процессы принятия рутинных решений будем считать частью базовых процессов. Через понятие периодов в схему вводится историческое время: условно считается, что базовые процессы, входящие в них техноприродные ниши, социальные обраазцы, социальные формы, рутинные поведения и решения в принципе неизменны в течение каждого периода; историческими считаются изменения этих и прочих компонентов при смене периодов; продолжительность периода - "резиновая" величина и зависит от задач исследования (от дней, недель и месяцев в истории революционных событий до столетий и тысячелетий в истории палеолита, мезолита и раннего неолита), но мы будем иметь в виду под периодом среднее время роста и обретения потомства индивидами - 20-30 лет. Данное теоретическое рассмотрение основано главным образом на категориях структур и процессов, поэтому особое внимание уделим наиболее популярной в эмпирической категории события. Под событиями будем понимать более или менее быстрые изменения (превращения) объектов и ситуаций, ведущие к следствиям разного масштаба значимости. Очевидно, что оценка "быстроты" прямо зависит от точки зрения и принятой длительности периода. Поэтому правильнее будет сказать, что событие происходит в течение одного периода. Поэтому событиями являются и столкновения в течение нескольких часов или дней при изучении войн и революций, и многотысячелетние изменения, такие как палеолитическая революция (овладение огнем и каменными орудиями). В системном теоретическом смысле события следует понимать как процессные узлы, т.е. точки пересечения разнородных процессов, трансформации процессов, прекращения одних процессов и возникновения процессов иного рода. В зависимости от масштаба задействованных процессов и их отнесенности к онтологической структуре истории (Розов 1997б) будут ранжироваться события по своей исторической значимости.
Социально-значимые события в качестве своих следствий имеют изменения в жизни индивидов, групп и в их отношениях, существенных для них самих. Исторически значимыми будем считать лишь те социально-значимые события, которые приводят к существенному качественному или количественному изменению хотя бы одного из режимов (экологического, социального, культурного или антропного) во всем ареале текущего исторического исследования. Как правило, события большей исторической значимости (к примеру, войны и революции) являются комплексами событий меньшей исторической значимости (бои, столкновения, разрушение и создание институтов). Социально-значимые события можно разделить на чисто природные (к примеру, стихийные бедствия такие как ураганы, землетрясения, наводнения), социально-природные (экологические изменения вследствие человеческой жизнедеятельности) и чисто социальные (разного рода столкновения между индивидами и группами, географические и научные открытия, появления, превращения и исчезновения вещей и процессов, значимых для функционирования технологий, социальных форм, образцов и ментальностей). Все остальные сущности (системы) в рамках модели составляются только из указанных первичных - базовых сущностей, их комбина- ций и процессуальных изменений. В то же время нет ограничений на появление новых отношений и структур. Нет ограничений также на появление новых потребностей и цен- ностей, новых культурных образцов, технологий и социальных форм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|