Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции и перспективы развития таможенного дела и таможенной политики в современной России

C одержание

 

Введение

1. Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура

. Таможенное декларирование и таможенные документы

. Тенденции и перспективы развития таможенного дела и таможенной политики в современной России

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) до его отмены действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу союзного государства.

Новый Таможенный кодекс союзного государства - это закон прямого действия, обязательный к исполнению на территории трех государств - членов ТС. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а административного законодательства, законов в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии Таможенного союза.

В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и вывозе их с этой территории соответствует порядку, применявшемуся в Российской Федерации до указанной даты.

Однако, есть и некоторые изменения.

Основным отличием нового порядка совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза от ранее действовавшего является то, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов ТС и помешенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса "товары Таможенного союза", получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза, Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 г. получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары. которые на указанную дат) признавались отечественными в государствах - членах ТС.

Изменился также и понятийный аппарат. Термин "декларирование" заменен на "таможенное декларирование", термин "таможенное оформление" на "совершение таможенных операций".

Таможенные режимы со введением в действие нового кодекса стали именоваться "таможенными процедурами". Добавились некоторые таможенные процедуры.

Новизна таможенного законодательства союзного государства, некоторые сложности, возможные при его использовании в части определения и помещения товаров под таможенную процедуру определяет актуальность данной темы.

Целью исследования является рассмотрение таможенного дела в Российской Федерации, а так же таможенных документов.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

- исследование понятия таможенного дела и его составляющих;

-  рассмотрение таможенного декларирования как составной части таможенного дела;

-  рассмотрение тенденций и перспектив развития таможенного дела в современной России.

При написании данной работы будут использованы различные информационные источники: нормативно-правовая база, учебные пособия, официальные сайты Internet.

 


1. Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура

 

Таможенное дело - это один из видов профессиональной деятельности, осуществляемой государственными органами, которая заключается в обеспечении соблюдения лицами условий и порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Для более четкого представления о компетенции соответствующих государственных органов в области таможенного дела необходимо обратить внимание на такие термины, как:

регулирование таможенного дела или отношений в области таможенного дела;

Руководство таможенным делом;

Осуществление таможенного дела или реализация в таможенных целях задач в области таможенного дела.

Таможенное дело регулируется актами законодательства РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, (распоряжениями) ФТС и Минфина России. Соответственно, компетенцией по регулированию отношений в области таможенного дела обладают Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, ФТС России и Минфин России. 21 (15)

В современном понимании таможенное дело характеризуется как специфическая область деятельности, тесно связано со сферой Внешнеэкономической деятельность и выступающая одновременно неотъемлемой частью внешнеторговых процессов.

В связи с этим данная область включает сложный комплекс отношений государственных таможенных органов с участниками международного товарообмена, обеспечивая реализацию принципов внутренней и внешнеэкономической политики, функций по защите национальных интересов, экономического суверенитета и безопасности государства.

Таможенное дело имеет многоцелевой характер и представляет собой организационную систему административно- технологических процессов по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также совершения таможенных операций. Действия таможенных органов в этих направлениях опираются на законодательные нормы в части государственного таможенного и внешнеторгового регулирования, а также международного таможенного права.

На данном этапе таможенное дело в России служит влиятельным рычагом в формировании благоприятного торгово-экономического режима на внутреннем рынке и фактором усиления интернациональных процессов.

Сфера таможенного дела является монополией государства и это означает его право на выработку и реализацию таможенной политики, обеспечение функции централизованного федерального управления таможенными органами и государственного регулирования совокупного внешнеторгового оборота.

Одновременно в условиях государственной монополии в сфере таможенного дела обеспечивается решением двух важнейших задач. Первая заключается в наиболее полном использовании ВЭД в целях достижения устойчивого роста отечественной экономики. Вторая задача сводится к обеспечению защитных функции. В частности, к защите внутреннего рынка и экономики в целом от неблагоприятного воздействия внешнеторговых факторов и связанных с ними рисков - конъектурных, спекулятивных, демпинговых, монопольных и другого рода. Кроме того, отнесение сферы таможенного дела к федеральной компетенции несет в себе гарантии сохранения единства таможенной территории и общего экономического пространства. Это означает недопустимость установления региональными органами власти каких-либо препятствий для свободного перемещения товара, транспортных и валютно-финансовых средств на таможенной территории России, и тем более дополнительных таможенных границ, таможенных пошлин и сборов.

Несмотря на то, что таможенное дело складывается из нескольких технологических компонентов или блоков (таможенный контроль, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенное декларирование и т.д.), которые отличаются по характера осуществления, в совокупности все они ориентированы на достижение нескольких важных целевых функции.

Наиболее значимая из них фискальная функция, которую часто именуют экономической функцией. Она реализуется посредством взимания таможенных пошлин и сборов, налогов на импорт в процессе декларирования экспортно- импортных товаров, а так же за счет начисления специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении ввозимой иностранной продукции в ряде конкретных случает.

Таможенные платежи выступают важнейшей составляющей доходной части федерального бюджета России, а доля их совокупного размера сейчас достигает более 50% его объема, или 8% от ВВП.

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

.   Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

.   Таможенные процедуры.

.   Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.

.   Совершение таможенных операций.

.   Таможенный контроль.

.   Предоставление таможенных льгот

.   Введение таможенной статистики и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенной системы.

.   Правовая регламентация ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, а так же путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключается в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Интерес к вопросам таможенного законодательства обусловлен ростом и динамичным развитием внешнеторговых связей стран таможенного союза, международных связей в области науки, культуры, искусства, образования, спорта и туризма и иными факторами, которые вызывают необходимость перемещения товаров через таможенную границу, помещение их под определенные законодательством таможенные процедуры.

В процессе перемещения товаров юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица взаимодействуют с таможенными органами, решая вопросы помещения товаров под определенные законодательством таможенные процедуры, уплаты таможенных платежей и др [6, c.14].

Единую таможенную территорию таможенного союза, составляют территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств - участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (ст.2 ТК ТС) [1].

Таможенное дело в широком понимании - это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенные границы государств.

Практика таможенного дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.

ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит следующее определение таможенного дела:

"Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации" [2].

Таможенным делом также принято называть инструментарий таможенного регулирования - совокупность методов и средств, С помощью которых таможенные органы государств - участников таможенного союза обеспечивают соблюдение таможенных правил.

Традиционно к такому инструментарию относятся [3, c. 26]:

- таможенная политика, принципы перемещения товаров через таможенную границу, таможенные операции и процедуры, таможенно-тарифное регулирование, таможенные платежи, таможенный контроль, таможенная статистика, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, ТК ТС обозначены такие инструменты таможенного регулирования как правоохранительная деятельность таможенных органов (ст.7 ТК ТС), информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами (гл.4 ТК ТС), информирование и консультирование таможенными органами (гл.2 ТКТС) [6, c. 15].

Таможенное регулирование, как и таможенное дело - определенные виды деятельности. Деятельность по установлению таможенных правил -это таможенное регулирование, деятельность по обеспечению соблюдения данных правил - таможенное дело.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации, в соответствии со ст.З ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время Федеральная таможенная служба Российской Федерации - далее - ФТС РФ) [6, c. 16].

ФТС России, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции [7, c. 24]:

-  обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

-        обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

-        применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

-        осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

-        ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

-        содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности население, жизни и здоровья человека, защите животных и растении, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

-        обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

-        выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.

Министерство финансов РФ (Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов), в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

 

2. Таможенное декларирование

 

Таможенное декларирование - это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенному декларированию подлежат товары:

перемещаемые через таможенную границу;

при изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада);

являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных производственном процессе при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения;

незаконно ввезенные на территорию Российской Федерации приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению (п. 2 ст. 391 ТК).

Таможенный кодекс предусматривает следующие формы таможенного декларирования: письменную, устную, конклюдентную, электронную.

Письменная форма таможенного декларирования включает возможность подачи:

отдельной таможенной декларации по установленной форме;

заявление, составленного в произвольной форме;

транспортного (таможенного) документа.

Как правило, конкретный перечень документов и сведений, необходимых для таможенного декларирования, обусловлен избранным таможенным режимом. В целях получения общего представления о применяемых пи таможенном декларировании документах, последние можно разделить на следующие группы.

.   Организационные документы. К организационным документам относятся учредительные и регистрационные документы, т.е. документы, подтверждающие сведения о декларанте.

.   Договоры международной купли-продажи и другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок.

.   Коммерческие документы. К документам данной группы относятся документы, подтверждающие совершение сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (счет-фактуры (инвойсы), отгрузочные и упаковочные листы, спецификации и другие документы).

.   Транспортные (перевозочные) документы (коносамент, железнодорожная накладная и др.). В указанных документах, как правило, отражены особенности транспортировки товаров, используемые таможенными органами для целей контроля за правильностью исчисления таможенной стоимости товара, проверки маршрута его движения.

.   Таможенные документы. Таможенные документы характеризуются тем, что составляются исключительно для таможенных целей. Такие документы, как правило, либо изначально выдаются таможенными органами (например, свидетельство о включении таможенного брокера в соответствующий Реестр таможенных брокеров, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, разрешение на применение таможенного режима переработки на таможенной территории) либо ими регистрируются (например, экспортная таможенная декларация, если требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе товара в режиме реимпорта).

.   Платежно - разрешительные документы, не охваченные предыдущими примерами. Это лицензия (выдаваемые Минэкономразвития России на право ввоза/вывоза отдельных видов товаров), сертификаты соответствия, сертификаты, подтверждающие страну происхождения товаров, платежные поручения, таможенные приходные ордеры, гарантии банков по обеспечению уплаты таможенных платежей др.).

Совершение таможенных операций состоит из трех стадий: уведомительной, предварительной, основной.

Основная стадия совершения таможенных операции представляет собой совокупность операции по под готовке и представлению участниками ВЭД (или декларантами) в таможенные органы необходимых для таможенных целей документов, подтверждающих правомерность использования избранной таможенной процедуры. Обычно процесс совершения таможенных операции отождествляют с процедурой декларирования.

Однако в практической деятельности последний значительно шире, чем процедура декларирования товаров, так как после завершения стадии совершения таможенных операции может последовать несколько действий со стороны таможенных органов. В частности, товары либо передаются в полное распоряжение декларанта (в случаи их выпуска), либо ограниченное распоряжение (при условии выпуске), что вызвано обязательством декларанта соблюсти определенные требования. Кроме, того при несоблюдении норм Таможенного кодекса ТС (гл. 28) выпуск товаров не осуществляется. Неоднозначность этих действий указывает на то, что здесь имеют место разрешительно- распорядительные операции, отличные от процедуры декларирования, но, тем не менее, совершаемые в рамках процесса основной стадии совершения таможенных операции.

Таким образом, в составе основной стадии совершения таможенных операции присутствуют два оперативных блока - декларирование и распоряжение. Принципиальным различием между ними являются то, что в первом случае сведения о перемещаемом через таможенную границу товаре и его таможенной процедуре заявляются участниками ВЭД (декларантами), а во втором - решение о возможности (или не возможности) передачи товара в распоряжение уполномоченного лица принимается таможенным органом.

В п. 1 ст. 180 ТК установлены виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары: 1) декларация на товары представляется при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п. 1 ст. 181 ТК). Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры; 2) транзитная декларация представляется таможенному органу отправления при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (п.1ст.182ТК); 3) пассажирская таможенная декларация применяется при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме (п. 3ст.355ТК); 4) декларация на транспортное средство подается перевозчиком таможенному органу для таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки (п. 1 ст. 350 ТК). Перечень обязательных для заполнения сведений в транзитную декларацию установлен ст. 182 ТК. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Перечни сведений, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации, могут быть сокращены в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта либо решением Комиссии, либо законодательством государств - членов Таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии Таможенного союза. Сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, может только Комиссия Таможенного союза. В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК или решением Комиссии Таможенного союза (п. 4 ст. 180 ТК). Во исполнение п. 4 ст. 180 ТК Комиссия приняла решение от 20 мая 2010 года N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" (tsouz.ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ R_263.aspx). Данным решением предусматривается, что при соблюдении определенных условий можно использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров. Дополнительно законодательством государств - членов Таможенного союза в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.

Статьей 350 ТК предусматривается возможность применения в качестве таможенной декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, в зависимости от вида транспорта. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство. Согласно п. 2 ст. 182 ТК в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие необходимые сведения. Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определен решением Комиссии от 17 августа 2010 года N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" (tsouz.ru/ KTS/ KTS20/ Pages/ R_438.aspx).

Данным порядком предусмотрено, что таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК: -заполненные листы транзитной декларации; -книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами; - карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенции о временном ввозе 1990 года (далее - Конвенция о временном ввозе) с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства - члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства); - транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью. Однако таможенная декларация является не единственным документом, представление которого необходимо для таможенного декларирования товаров. В соответствии с п. 1 ст. 183 ТК подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов установлен указанной статьей, он может быть сокращен в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц. Если в документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. При подаче таможенной декларации в электронной форме документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, установленные ст. ст. 240, 253, 265, 294, 299 и 308 ТК, не представляются таможенному органу, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 6 ст. 183 ТК). Кроме документов, указанных в п. 1 ст. 183 ТК, согласно ст. 184 ТК, представляются дополнительные документы при заявлении: 1) таможенных процедур переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории, для внутреннего потребления); 2)таможенной процедуры реимпорта; 3) таможенной процедуры реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; 4)таможенной процедуры - "свободная таможенная зона"; 5)таможенной процедуры - "свободный склад"; 6)специальных таможенных процедур. Основанием для представления документов в более поздний срок является разрешение таможенного органа, выдаваемое в письменной форме по мотивированному письменному обращению декларанта. По общему правилу таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров. Нормами национального законодательства устанавливается и предельный срок для представления документов. Так, в Российской Федерации согласно п. 8 ст. 208 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы в письменной форме разрешают представление документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Необходимым условием получения указанного выше разрешения таможенного органа является письменное обязательство декларанта представить необходимые документы и сведения в срок, определенный в разрешении таможенного органа. Отказ таможенного органа в выдаче названного разрешения должен быть мотивирован и может быть обжалован. В п. п. 4 - 7 ст. 183 ТК установлены основные требования к представлению документов. Документы могут быть представлены в виде оригиналов или копий. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, в Российской Федерации согласно п. 3 ст. 208 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных при таможенном декларировании документов их оригиналам в случаях, если эти копии заверены лицом, их представившим, декларантом либо органом, выдавшим такие документы. После проверки оригиналы документов незамедлительно возвращаются лицу, их представившему. Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов. Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов Таможенного союза и на иностранных языках с правом требования перевода сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза. В ст. 185 ТК установлены сроки подачи таможенной декларации. Стандартным правилом 3.23 Генерального приложения к Киотской конвенции предусмотрено, что установленные национальным законодательством сроки для подачи декларации на товары должны быть достаточными, чтобы позволить декларанту заполнить декларацию и получить требуемые подтверждающие документы. В соответствии с данным правилом установлены следующие сроки подачи таможенной декларации: - при ввозе товаров таможенная декларация подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца; - при вывозе товаров таможенная декларация подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза. Иные сроки могут быть установлены ТК. Так, в п. 3 ст. 185 ТК установлен срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию. В ст. 186 ТК указан круг лиц, которые могут выступать в качестве декларанта. Ключевая характеристика декларанта по ТК - предоставленная ему возможность распоряжаться товарами на таможенной территории. В каждом конкретном случае лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта, должно определяться в зависимости от основания, на котором возникает право распоряжения товаром. Отправной точкой в этом вопросе служит наличие внешнеэкономической сделки, в связи с которой товар перемещается через таможенную границу. Если товар перемещается через таможенную границу на основании внешнеэкономической сделки, декларантом является лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее такую сделку, либо от имени, либо по поручению которого эта сделка заключена (преимущественно это сделки купли-продажи, мены, аренды). Если товар ввозится на таможенную территорию или вывозится с этой территории не в рамках внешнеэкономической сделки, декларантами могут быть: - лицо государства - члена Таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами; - иностранные лица (физические лица, перемещающие товары для личного пользования, лица, пользующиеся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК, лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза). Перечень обязанностей декларанта, установленный в ст. 188 ТК, также не являетсяисчерпывающим. Согласно стандартному правилу 3.8 Генерального приложения к Киотской конвенции декларант несет ответственность перед таможенной службой за достоверность сведений, указанных в декларации на товары, и уплату пошлин и налогов. Положения ст. 189 ТК об ответственности декларанта соответствуют правилу Конвенции. Так, декларант несет ответственность за неисполнение обязанностей, в числе которых упомянута обязанность уплатить таможенные платежи, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 190 ТК таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Данное положение должно обеспечить возможность подать декларацию на товары любому таможенному органу на территории Таможенного союза, но п. 1 ст. 368 переходных положений ТК установлен поря

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...