Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фотоснимки, киноленты, видеозаписи, фонограммы в системе доказательств в уголовном процессе




 

Что же касается источников фактических данных, то из логики доказательственного права можно сделать вывод, что ими будут являться сами аудио-, видеозаписи, которые отражены в протоколах осмотра этих записей. Носителем же этих доказательств будут следователь, понятые и лица, представившие эти записи. Таким образом, использование аудио- и видеозаписи в уголовном процессе не будет противоречить закону и теории доказательственного права.

В литературе неоднократно дискутировался вопрос о возможности включения аудио-, видеозаписей в перечень самостоятельных доказательств. И.А. Зинченко писал: «Предложения о расширении круга источников доказательств за счет включения в него фотоснимков (кинолент, видеограмм) высказывались в публикациях последнего времени. С этими предложениями нельзя согласиться по следующим соображениям:

- установленный в законе перечень источников доказательств является универсальным: он позволяет определить процессуально - правовую природу любого носителя доказательственной информации;

- фотоснимки, киноленты и видеограммы весьма неоднородны. Они могут быть образцами для сравнительного исследования, могут выполнять и вспомогательную роль. Следовательно, выделять их в самостоятельный вид источника доказательства нецелесообразно;

- выделение тех или иных приложений к протоколу в самостоятельную группу источников доказательств должно повлечь за собой дополнительную разработку порядка процессуального оформления этих объектов определенными документами. Они... будут дублировать записи о применении технико - криминалистических средств, содержания в протоколах следственных действий»[12].

Все вышеизложенное позволяет И.А. Зинченко сделать вывод, что «фотоснимки, киноленты, видеограммы... являются приложением к соответствующим протоколам».

В настоящее время с этим мнением нельзя согласиться как с противоречащим сложившейся практике. Во-первых, фонограммы и видеограммы уже используются как доказательства в уголовном процессе, при этом представляется необходимым исследовать их значение и дать соответствующую оценку в рамках теории доказательств.

Во-вторых, каких-либо дополнительных разработок порядка процессуального оформления этих объектов определенными письменными документами не требуется. На практике уже сложился такой порядок: Закон РФ «Об оперативно - розыскной деятельности», определяя в ст. 6 такие оперативно - розыскные мероприятия, как прослушивание телефонных разговоров и коммуникаций, в ст. 11 установил, что результаты этих мероприятий могут быть переданы органам следствия и суду, а ведомственные приказы выработали механизм передачи этих результатов.

К сожалению УПК РФ сохранил прежнюю систему доказательств, не включив в перечень доказательств информацию, имеющуюся на фонограммах и видеограммах, и результаты оперативно - розыскной деятельности, добытые законным путем и оформленные надлежащим образом.

Однако в уголовно - процессуальном законе до сих пор отсутствует правовой механизм использования результатов применения научно - технических средств, в том числе аудиозаписей и видеозаписей, как доказательств.

В.Л. Будинков отмечает, что на практике возникают следующие трудности:

1. Аудио- и видеозаписи, фотоснимки, киноленты, произведенные до возбуждения уголовного дела, согласно закону не могут быть приобщены к материалам уголовного дела, и следователи, чтобы реализовать их в ходе следствия, идут на различные ухищрения, чтобы приобщить их к делу и использовать информацию, записанную на них, в качестве доказательств. Неурегулированность процедуры дает возможность аннулировать информацию аудио-, видеозаписей как доказательство в суде, особенно если следствие допустило ошибку в приобщении их к делу.

2. Если аудио-, видеозапись, фотосъемка произведена после возбуждения дела, то возникают трудности в процессуальном оформлении и приобщении этих записей к делу. В законе не предусмотрена возможность для следователя самому произвести запись для получения доказательственной информации при отсутствии условий для ее процессуального оформления (сообщения по телефону, угроза в адрес следователя или свидетелей, случайный разговор с каким-либо источником, который отказывается давать письменные показания).

3. Аудио-, видеозапись, произведенная оперативными службами как до возбуждения уголовного дела, так и во время следствия, не находит реализации, так как следователь не имеет возможности процессуально изъять ее. Полномочия оперативных служб и следствия по вопросам применения научно - технических средств не определены[13].

Аудио-, видеозаписи, фотоснимки при условии, что они не смонтированы (это должно проверяться путем специальной криминалистической экспертизы), объективно отображают какое-либо событие. Соответственно, задача следствия состоит в том, чтобы правильно переложить услышанное или увиденное в протоколе осмотра записи, не допустив какого-либо субъективного осмысливания. Важно учитывать и то, что аудио-, видеозапись неизменяема с момента фиксации какого-либо события, соответственно, сомневаться в ее объективности не будет никаких оснований, и уж тем более - исключать из перечня доказательств, если следователь допустил какую-либо ошибку при ее оформлении в деле. Кроме того, большинство следственных действий можно повторить, исправив таким образом процессуальные нарушения, однако произвести аналогичные действия в отношении аудио-, видеозаписей невозможно.

В настоящее время назрела необходимость не только усилить гарантии прав обвиняемых, но и принять меры к обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших. Высокая латентность преступности объясняется и тем немаловажным фактором, что потерпевшие и свидетели, опасаясь угрозы своей безопасности, скрывают от правоохранительных органов необходимую доказательственную информацию по изобличению преступников. Получению такой информации и способствует грамотное и законное использование в доказывании аудио- и видеозаписей, фотоснимков, киносъемки и ряда иных технических средств доказывания.

 


Заключение

 

Проведенная работа позволяет сформировать ряд выводов.

В науке уголовного процесса под доказательством понимается факт, на основании которого в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В свою очередь, доказывание - это урегулированная законом деятельность по установлению и обоснованию обстоятельств уголовного дела, на основе которых может быть разрешен вопрос об уголовной ответственности.

В уголовно-процессуальном праве говорится о технических средствах, предназначенных для обнаружения, фиксации, изъятия, исследования, накопления и переработки криминалистической информации о расследуемом преступном событии, а также технических средств и способов предупреждения и пресечения преступлений.

Действующий уголовно - процессуальный закон содержит перечень источников доказательств, используемых по уголовным делам. В последнее время в качестве доказательств на практике все больше используется информация, добытая при помощи аудио- и видеосредств. Это обусловлено объективными причинами - с помощью магнитофонов, видеокамер, фотоаппаратов стали фиксироваться различные события в науке, технике. Особенностью аудио- и видеозаписи является отражение каких-либо событий объективно и всесторонне. Именно эту возможность используют работники правоохранительных органов для раскрытия преступлений. Наибольшее применение аудио- и видеозаписи находят при доказывании таких видов преступлений, как взяточничество и вымогательство.

В настоящее время в правоприменительной практике назрела необходимость не только усилить гарантии прав обвиняемых, но и принять меры к обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших. Высокая латентность преступности объясняется и тем немаловажным фактором, что потерпевшие и свидетели, опасаясь угрозы своей безопасности, скрывают от правоохранительных органов необходимую доказательственную информацию по изобличению преступников. Получению такой информации и способствует грамотное и законное использование в доказывании аудио- и видеозаписей, фотоснимков, киносъемки и ряда иных технических средств доказывания.

 


Библиографический список

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.

 

Литература

 

1. Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. - М.: СПАРК, 2008. - 786 с.

2. Будников В.Л. Вещественные доказательства в уголовном судопроизводстве. Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 161 с.

3. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Элькинд П.С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. Воронеж, 1978. – 224 с.

4. Еникеев З.Д. Механизм уголовного преследования. Учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГУ, 2004. – 120 с.

5. Зинченко И.А. Доказательственное значение фотоснимков, кинолент и видеограмм, прилагаемых к протоколу следственных действий // Вопросы усиления борьбы ОВД с правонарушениями. М., 1981. С. 82 - 96.

6. Карнеева Л.М. Применение звукозаписи в следственной работе. - М., 2002. – 198 с.

7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1999. – 320 c.

8. Лазарева В.А. Влияние состязательности уголовного судопроизводства на понятия теории доказательств // Юридический аналитический журнал. – 2006. - № 1. - С. 10-18.

9. Лазарева В.А. Проблемы доказывания в современном уголовном процессе России. – Самара: Изд-во СГТЭУ, 2007. – 184 с.

10. Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. Т.1. СПб.: Альфа, 1996. – 321 с.

11. Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. - М.: Проспект, 2004. – 136 с.

12. Татаров Л.А. Методические и методологические проблемы доказывания обстоятельств преступления. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2006. – 25 с.

13. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб: Альфа, 1996. 212 с.


[1] Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. М.: СПАРК, 2008. - С. 157-158

[2] Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Элькинд П.С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. Воронеж, 1978. - С. 97-104.

[3] Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. Т.1. СПб.: Альфа, 1996. – С. 74.

[4] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб: Альфа, 1996. - С. 162.

[5] Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1999. - С. 159.

[6] Татаров Л.А. Методические и методологические проблемы доказывания обстоятельств преступления. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2006. - С. 8.

[7] Лазарева В.А. Влияние состязательности уголовного судопроизводства на понятия теории доказательств // Юридический аналитический журнал. – 2006. - № 1. - С. 14.

[8] Лазарева В.А. Проблемы доказывания в современном уголовном процессе России. Самара, 2007. С. 37, 43.

[9] Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. - М.: Проспект, 2004. - С. 8.

[10] Еникеев З.Д. Механизм уголовного преследования. Учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГУ, 2004. – С. 43.

[11] Карнеева Л.М. Применение звукозаписи в следственной работе. - М., 2002. – С. 27-28

[12] Зинченко И.А. Доказательственное значение фотоснимков, кинолент и видеограмм, прилагаемых к протоколу следственных действий // Вопросы усиления борьбы ОВД с правонарушениями. М., 1981. С. 86 - 87.

[13] Будников В.Л. Вещественные доказательства в уголовном судопроизводстве. Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – С. 68.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...