Тема 3. Этическая мысль Древнего мира
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Ректор БГУ ________________ В.И.Стражев (подпись) (И.О.Фамилия) ___________6.11.08 г._________ (дата утверждения) Регистрационный № УД-1322/уч. Этика Учебная программа для специальности: 1-21 02 01 «Философия»
Срок действия учебной программы – до 2011 г.
2008 г.
Составители: И.Л.Зеленкова, канд. филос. наук, профессор кафедры философии культуры БГУ
Рецензенты: Т. В. Мишаткина, канд. филос. наук, профессор Государственного экологического университета им. А. Д. Сахарова А. В. Барковская, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и методологии науки БГУ
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой философии культуры БГУ (протокол № 8 от 16.05.2008г.)
Научно-методическим советом БГУ (протокол № 4 от 22.05.2008г.) Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 4 от 25.06.2008г.)
Ответственный за выпуск: И. Л. Зеленкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине «Этика» разработана на основе образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности «Философия».
Ее содержание предопределяется спецификой предмета, особенностями данной специальности, количеством выделяемых часов и корреляцией с другими базовыми философскими дисциплинами («Философская антропология», «Социальная философия», «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология», «История философии»). Цель курса: · представить студентам систематизированную информацию по фундаментальным аспектам этического знания в его историческом, теоретическом и прикладном преломлении. Задачи курса: · осмысление преемственных связей в развитии этических представлений, значимости общечеловеческой составляющей этого процесса; · понимание своеобразия этического знания, специфики морали и последствий нарушения моральной автономии; · формирование потребности перевода этической информации в личностные смыслы (определение собственных ценностных позиций, рефлексия над поступками и их мотивацией и т.п.); · осознание самоценности человека не только в своем лице, но и в лице другого, формирование способности толерантного отношения к «иным» нравственным ценностям. В результате изучения курса студенты должны знать: · закономерности, важнейшие направления и школы в развитии этической мысли; · основные идеи ключевых персоналийв истории этики; · стратегии решения фундаментальных проблем теории морали; · возможности и особенности практической адаптации этического знания. В результате изучения курса студенты должны уметь: · ориентироваться в различных концепциях обоснования проблем этического комплекса; · формулировать и обосновывать собственную позицию относительно нравственных ценностей; · анализировать оригинальные этические тексты; · осуществлять этическую экспертизу актуальных проблем нравственного бытия. На изучение данной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом отводится 230 часов, из них 102 часов – аудиторные, которые примерно распределяются по следующим видам учебных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Тема 1. Специфика изучения этического знания Предмет этики. Этика как «практическая философия». Понятия «мораль», «нравственность». Особенности этического знания. Теоретико-методическая модель преподавания этики.
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Тема 2. Методологические проблемыизучения истории этики Классификация основных направлений. Традиции и инновации. Методы и принципы исследования истории этики. Тема 3. Этическая мысль Древнего мира Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и на Западе. Предфилософский комплекс. Этические представления в культурах Вавилонии, Древнего Египта, Древнего Ирана. Социокультурные основания этической составляющей в мировоззренческом комплексе Древней Индии. Ведический период («Веды», «Упанишады»). Послеведический период («Бхагавадгита»). Период философских сутр: интерпретация этической проблематики в астике и настике. Специфика древнеиндийского этического сознания.
Социокультурные предпосылки генезиса и развития этических представлений в Древнем Китае. Периодизация. Культурные события эпохи Шан-Инь и эпохи Чжоу (период Чуньцю – «И-цзин», период Чжаньго – соперничество «ста школ»). Этическая составляющая в конфуцианстве, даосизме, моизме, натурфилософии. Школа фа-цзя в период династии Цинь. Особенности древнекитайской этической мысли. Специфика возникновения и развития древнегреческой этики. Предэтика (Гесиод, гномы семи мудрецов, Гераклит). Демокрит. Этический релятивизм софистов (Протагор, Горгий). Сократ и сократические школы. Теория морали Платона. Этика Аристотеля. Позднеантичная этика (эпикуреизм, стоицизм). Своеобразие генезиса древнеримской этической мысли (Цицерон). Римский эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик), стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антонин).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|