Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательные источники о технике безопасности на спортивных сооружениях

Введение

спортивный занятие безопасность

Занятия в спортивном зале, на стадионе, на специальных площадках - словом, везде, где установлены спортивные сооружения, требуют от учителя или иного организатора занятий серьезного подхода и точного соблюдения правил техники безопасности. Для организации техники безопасности должны быть реализованы организационные и технические методы обеспечения безопасности. Основное содержание мероприятий по технике безопасности это профилактика травматизма, или предупреждение несчастных случаев на занятиях. Не верно рассматривать травматизм на занятиях только в связи с совершенством конструкций и рациональной организацией занятий. Не меньшее значение в возникновении несчастных случаев имеет воздействие на организм человека факторов внешней среды, то есть состояние воздушной среды. В целом это влажность, температура, загрязненность пылью, а так же уровень освещенности места занятий.

Следовательно, условия и безопасность занятий физической культурой и спортом определяются как совершенством применяемых сооружений и организации занятий, так и окружающей занимающихся санитарно-гигиенической обстановкой. Не менее важной является и нормативная регламентация техники безопасности занятий физической культурой и спортом, наличие специальных инструкций для занимающихся и персонала, проведение инструктажей и сдача экзамена или зачета по технике безопасности.

 


Причины травматизма при занятиях на спортивных сооружениях

 

Причины травматизма в их взаимосвязи показаны на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Взаимосвязь причин травматизма при занятиях на спортивных сооружениях

 

Рассмотрим последовательно, в чем может выражаться каждая из причин. Некачественная организация занятий может быть вызвана малым или недостаточным количеством спортивных залов, площадок, бассейнов, в силу уроки физической культуры проходят в рекреации, то есть отделении школьного коридора, достаточно широком, но не оборудованном для занятий.

В результате педагогам приходится проводить урок для двух классов в одном зале или со старшим и младшим классами в одно время.

Это может быть и в итоге некачественного составления учебного расписания, что приводит к скученности, а она, в свою очередь, к невозможности полноценного контроля.

Низкое качество материальной базы может выражаться в том, что имеется моральный и физический износ оборудования, дефекты спортивного инвентаря, оборудования, встречается так же присутствие спортивных снарядов, с которыми не проведено испытание на прочность. Нередки ветхие полы, протечки воды, слабое освещение, дефекты спортивной площадки, то есть незакрепленные щиты, ворота, оградительные сетки.

Низкий уровень квалификации педагогов физической культуры возможен в силу нехватки педагогов, замещения ставки преподавателем, не подготовленным к проведению таких занятий. Это зависит и от дирекции учебного заведения, и от наличия кадров. Нов данном случае степень опасности травматизации повышается так же, как и при слабом медицинском контроле - педагог, как и врач, не готов или не компетентен проверять все соответствия нормативным требованиям.

Можно сделать вывод по первой части работы, что техника безопасности на спортивных сооружениях находится в высокой зависимости от наличия персонала, технической оснащенности и должного уровня контроля.

Законодательные источники о технике безопасности на спортивных сооружениях

 

В законе РФ «Об образовании» сказано, что образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а так же предоставлять помещение с должными условиями для работы медицинских работников. Законодательно так же закреплено, что медицинское обслуживание учащихся образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

В законодательстве об утверждении федеральной программы обучения так же сказано, что совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития.

Федеральный закон гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, говорит о пропаганде физической культуры, спорта, основ знаний о физической культуре и спорте, здорового образа жизни, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, и во взаимосвязи с Законом РФ «Об образовании» предписывает самостоятельно учебным заведениям, с учетом созданных условий, типовых и специальных уставов, ради интересов учащихся, определять формы занятий физкультурой и средства воспитания, виды спорта в секциях, виды двигательной активности, методы, формы и продолжительность учебных занятий, но исключительно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Глава III Закона РФ о физической культуре и спорте отсылает к нормам СанПин. Для соблюдения техники безопасности спортивный зал должен быть размещен на 1-м этаже в пристроенном помещении, размеры его должны обеспечивать выполнение полной программы по физическому воспитанию, создавать возможность внеурочных спортивных занятий.

Площади спортивных залов согласно нормативам приняты 9Х 18 м, 12 Х24 м, 18Х 30 м при высоте не менее 6 метров. Санитарные нормы оговаривают, что количество мест в спортзале должно устанавливаться из расчета 0,7 м2 на одного учащегося.

При спортивном зале обеспечиваются снарядные помещения площадью 16-32 м2, раздевальные для девочек и мальчиков площадью 10,5 м2, душевые площадью 9 м2, уборные для девочек и мальчиков. Должна быть предусмотрена комната преподавателя площадью 9 м2.

Температура воздуха в зависит от климатических условий должна составлять в спортивных залах и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17градусов, в раздевалке спортзала - 19-23 градусов, в кабинетах врачей - 21-23 градусов, в рекреациях - 16-18 градусов выше нуля.

Относительная влажность воздуха по СанПин должна соблюдаться в пределах 40-60 процентов, а в самом спортивном зале, в его тренажерных, душевых, туалетных комнатах должна быть вытяжная вентиляция. Требования к спортивной одежде и обуви заключаются в том, что учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в теплое время, при температуре плюс15 градусов и выше в трусах и майке спортивного образца, при более низкой температуре в тренировочном костюме, а уже на открытом воздухе в спортивной одежде, которая температурным условиям и виду занятий.

Занятия так же проводятся до определенного предела температуры, то есть первый класс - до -10°С, второй-четвертый классы до -12°С, пятый-девятый классы до -15°С, десятый-одиннадцатый классы до -18°С.

Обязательно учитывается спортивная обувь нескользкая, с наличием супинатора, со стопорящим покрытием, то есть кеды, полукеды, кроссовки, «чешки», «балетки», и обязательно носки.

В спортивных залах должно быть обеспечено двухстороннее боковое естественное освещение и комбинированное, то есть верхнее и боковое, при этом искусственное освещение в спортивных залах должно быть не менее 200 ЛК.

Стены спортивных залов обязаны делать гладкими, ровными, они должны быть окрашены в светлые тона, красками, допускающими уборку влажным способом. Сама краска должна быть устойчивой к ударам, не осыпаться, не оставлять следов после ее касания, а приборы отопления закрыты, при этом не должно быть открытых крючков, выступов, окна должны иметь решетки или сетки.

Полы спортивных помещений должны быть без щелей, упругими, с ровной нескользкой поверхностью.

Физкультурно-спортивные зоны учебного учреждения по нормам размещаются на расстоянии не менее 25 метров от здания, за обязательной полосой зеленых насаждений. Нельзя располагать такую зону со стороны окон здания.

Оборудование должно обеспечивать выполнение учебных программ по физической культуре и работу спортивных секций, а так же проведение оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки оборудуются твердым, ровным покрытием, футбольное поле травяным покровом. Занятия на имеющих неровности и выбоины, сырых площадках не проводятся.

Все спортивные снаряды и оборудование должны находиться в полной исправности и быть закреплены. В итоге обязательных испытаний инвентаря и оборудования надежность их установки должна быть проверена, что зафиксируется в специальном журнале. Неисправное оборудование должно быть удалено с площадки.

Соблюдение всех приведенных нормативов должно обеспечить технику безопасности при занятиях на спортивных сооружениях при должном контроле со стороны преподавательского, административного и медицинского персонала учебного заведения.

 


Заключение

 

Можно сделать вывод, что именно администрация школы несет ответственность за подготовку помещений и оборудования занятий, за соответствие условий требованиям СанПин, за соответствие строительным нормам и правилам, требования к расписанию уроков и соответствие количества мест для занимающихся самой площади спортивного зала, то есть отвечает за качество учебно-воспитательного процесса.

Медицинские работники обязаны проводить постоянный санитарный надзор в ходе учебно-воспитательного процесса по физкультуре, а так же составлять списки по группам здоровья, потому что они ответственны за проведение лечебно-профилактических мероприятий в установленном порядке, за оказание первой помощи при травме;

Преподаватель физической культуры отвечает за охрану жизни и здоровья учеников, выполнение правил по технике безопасности занятий, использование надежного и качественного оборудования, санитарно-гигиенические условия мест проведения занятий согласно СанПин, школьной программы по физической культуре, нормативам учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.


Литература

 

1. Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании» от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, Ст. 51, п. 1, 4 - Система Гарант-Студент 2011

.   Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ раздел III, п. 1 - Система Гарант-Студент 2011

.   Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ - - Система Гарант-Студент 2011

.   СанПин 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002 г.- Гарант Плюс, версия он-лайн, 2011

.   Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2001. - 543 с.

.   Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р.Педагогика физической культуры и спорта. Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. С.Д. Неверковича. Academia 2010 - 543 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...