Страны Басков . 1.1 Исторические и культурные факторы развития стремления к независимости
Страны Басков 1. 1 Исторические и культурные факторы развития стремления к независимости Предпосылки возникновения сепаратизма в Испании имеют огромную историю, берущую свое начало со II века до н. э. (завоевание Испании Римом) и продолжавшуюся в VIII веке, когда в страну вторглись арабы и в кратчайшие сроки завоевали большую часть Пиренейского полуострова. Часть населения отдала предпочтение остаться в подчинении у захватчиков, однако другая отступила в Астурию и через некоторое время начала освободительную борьбу против арабских завоевателей, известную как Реконкиста. Данный процесс завершился лишь в 1492 году, династическим браком королевы Кастилии Изабеллы I и короля Арагона Фердинанда II. Освободительная борьба длилась больше 8 веков лишь потому, что пиренейские христианские короли вместо того, чтобы сосредоточить все силы на борьбу с захватчиками, предпочитали сражаться друг против друга и расправляться со своими неверными феодалами. Данный факт говорит нам о том, что между королевствами не было единства и каждое из них боролась с оккупантами самостоятельно, поэтому регионы полуострова развивались изолировано друг от друга. Таким образом, Испания сформировалась под воздействием двух великих держав-колонизаторов: Римской империи и Арабского халифата (а также благодаря значительному культурному вкладу еврейского населения). Все, начиная испанским языком и заканчивая испанской архитектурой и музыкой несет на себе отпечаток этого грозного присутствия. Однако, баски оставались относительно нетронутыми, так как окружены горами и лесами, поэтому им удалось избежать вторжения, оккупации и ассимиляции. Хотя нет никаких оснований полагать, что римляне или арабы не смогли бы оккупировать всю Страну Басков. Например, Памплона, нынешняя столица Наварры, имеет римское происхождение, к тому же в Алаве были раскопаны обширные римские руины, существовали значительные торговые поселения, по крайней мере, на побережьях Бискайи, Гипускоа и Лабурда. Но, по-видимому, к северу от Кантабрийских гор не было обнаружено никаких признаков присутствия римской и арабской администрации и следовательно их уж точно не могло быть в Баскский Пиренеях. Общее отсутствие римских и арабских укреплений вокруг их прибрежных торговых постов, было воспринято как неудачная военная кампания со стороны Римской империи и Арабского халифата по завоевании Испании. Однако, это может свидетельствовать как раз об обратном: баски не оказывали существенного сопротивления присутствию иноземных торговцев и вступали с ними во взаимовыгодные отношения не только без конфликтов, но и с небольшим культурным взаимодействием.
Баскские националисты датируют культурную самобытность басков к гораздо более далеким временам. Историк Роджер Коллинз, после тщательных размышлений считает, что лингвистические документы, обнаруженные в топографии и археологии, склоняют чащу весов в пользу объяснения присутствия басков в Пиренеях с периода неолита и даже раньше. Но как указывает Маккленси, существует контраргумент, что баски прибыли туда совсем недавно, так что их происхождение остается открытым вопросом до сих пор[6]. Несмотря на все это, период от завоевания римлянами до конца XII века является решающим, в течение которого среди всех доиндоевропейских народов Европы только баски смогли выжить, противостоять культурной ассимиляции и сохранить язык, отдельный от всех других языков континента. В то же время эти столетия характеризуются неспособностью басков создать политическое единство или даже найти импульс для этого. Таким образом их культурная стойкость была полностью отделена от любой формы политической сплоченности, основанной на независимом самоуправлении или росте государственности.
Последующее объединение Испании повлекло за собой стандартизацию кастильского языка, что было традиционно представлено как консолидация кастильской и испанской идентичности и рост господства Кастилии в XVI веке. Усилия по централизации власти продолжались и в XVIII веке при Бурбонах, которые ликвидировали каталонское самоуправление в 1714 году, однако в XIX веке Испания стала формироваться как нация и интериоризироваться ее населением. Восстания 1808 года против наполеоновских войск и Конституции Кадиса 1812 года, которая предусматривала формирование единой испанской родины, стали ключевыми событиями, посредством которых родилась идея единой Испании. Однако девятнадцатое столетие – это также период, когда появился не-кастильский национализм в ответ на усилия государства по консолидации нации, оправданные ориентированным на Кастилию испанским националистическим дискурсом. Корни изначально региональных, культурных движений в Каталонии, Галисии и Стране Басков, как проявления не-кастильской идентичности к началу двадцатого столетия приняли форму националистических движений. Стоит отметить, что в Стране Басков подобные настроения начали появляться еще в 1880-е годы. Однако, (1931–1939) режим Второй республики был более открытым для культурного и политического плюрализма, чем режимы, предшествовавшие ему (военная диктатура Примо де Ривере и Франсиско Франко). Как следствие, Каталония в 1932 году приняла свой статус автономии, а Страна Басков И Галисия предложили свои проекты сецессий незадолго до начала Гражданской Войны в 1936 году. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что желание данных регионов отделиться от Испании или же получить большую автономию, вполне естественно, однако их попытки на самоопределение и приобретение самостоятельности всегда жестоко прерывались верховной властью, и теми, кто придерживался идеей создания единого централизованного государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|