Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Актуальность позиций французских просветителей

 

Жан-Жак Руссо преподал уроки здравой морали, которые остаются актуальными и в наши дни. Ядро всякой деятельности составляет мудрость. Даже "при самых неблагоприятных обстоятельствах человек мудрый всегда имеет возможность стремиться к счастью и пользоваться попутным ветром, чтоб достичь его" [3], что нет истинного счастья без мудрости и что мудрость доступна людям во всяком состоянии. Те, кто повелевает другими, не мудрее и не счастливее их. "Если б люди могли читать в сердцах друг друга, было бы больше желающих спустится, чем жаждущих возвыситься."[4] Следуя этому правилу человек будет спокойно оставаться на своем месте. Данный принцип исключительно важен в современных условиях, именно строгое разграничение обязанностей и четкое их исполнение и есть залог успеха любой деятельности.

Руссо говорит о том, что общество не ценит высоких доблестей, поднимаясь слишком высоко, часто рискуешь упасть. Продвигаясь по служебной лестнице необходимо всегда помнить о том, что поднимаясь выше, больнее падать. Одновременно с продвижением по службе возрастают и требования к государственному служащему, предъявляются определенные критерии к оценке квалифицированности, моральному облику. Помимо профессионализма он должен обладать и положительными личностными качествами, причем оцениваемые таковыми окружающими.

Кроме того, Руссо подчеркивает и то, что на любом рабочем месте человек должен добросовестно выполнять возложенные на него обязанности. Постоянное добросовестное исполнение мелких обязанностей требует не меньшей силы воли, чем героические подвиги, и может принести больше пользы для честной и счастливой жизни, и что несравненно лучше постоянно пользоваться уважением окружающих, чем изредка внушать им удивление.

Однако, следует знать и помнить, что достоинства и способности сами порождают препятствия. Человек сам порой не может извлечь максимальной пользы из них. Они должны служить не только ступенями, чтобы подняться к благосостоянию, а и средством обойтись без него. Благосостоянием может распорядиться и глупый человек, а способ его достижения и цель являются критериями оценки деятельности человека.

В своей "Исповеди" Руссо мы находим и повествование о том, что крестьянин зажиточный спасается от разорения лишь прикидываясь бедняком. Край, который природа одарила щедрыми богатствами, плодородный край, становится жертвой бесчеловечных сборщиков податей. Ни эта ли картина предстает перед нами сегодня? Сокрытие налогооблагаемых доходов - один из способов уберечь свои деньги, имущество и т.д.. Государство, в свою очередь, увеличивает количество налогов, так как не в силах повысить их собираемость. Эта проблема, на мой взгляд, кроется не в государственном управлении, а прежде всего в сознании людей, где не закреплены обязанности гражданина перед государством. Но существует и другая сторона, которую затронул Руссо еще в восемнадцатом веке, и которая остается актуальной и по сей день: государство, в лице государственных служащих, еще не научилось рачительно и эффективно распоряжаться ресурсами, которыми одарила нас природа. Парадокс, но самая богатая в данном случае страна является одной из отстающих, растрачивающей невосполняемое богатство, не заботясь о следующих поколениях.

В работах французских просветителей мы встречаем и причины, по которым государство в целом слабеет, падает уровень жизни населения и преступаются законы государственными служащими. Их позиция такова: когда люди руководствуются личными интересами, анархия частных интересов ослабляет государство и ведет его к гибели. В наше время, к сожалению, еще не придуман механизм пресечения удовлетворения личных интересов чиновников с помощью власти, вверенной ему. Зачастую с этой целью преступаются законы. И, в конечном итоге, для многих продвижение по служебной лестнице становится, по их мнению, единственным способом быстрого наращивания собственного благосостояния.

Французские моралисты заложили базу современной методики поведения на переговорах. Партнерский подход к ведению переговоров был основан на теории "разумного эгоизма", развитой французскими мыслителями восемнадцатого века. Эта теория развивает идеи сознательного подчинения собственных интересов общему делу с тем, чтобы общий "выигрыш" позволил реализовать уже личные интересы. Этот подход основан на понимании сторонами необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию и заняты поиском таких решений, которые в максимальной степени отвечали бы интересам обеих сторон.

В основу подхода, получившего название "совместный анализ проблемы", положены два принципа теории "разумного эгоизма":

· тщательный анализ интересов, в том числе собственных;

· собственные интересы реализуются полнее, если партнер достигает своих интересов.

Такой подход продуктивен, но он предполагает более высокий уровень доверия между партнерами. Только "открыв карты" можно реально анализировать ситуацию. Доверительность отношений должна сочетаться с необходимостью сохранять коммерческие тайны.

Таким образом мы можем говорить о возможности применения концепций, развитых в восемнадцатом веке просветителями Франции, в наше время, об их универсальности.

 

Заключение

 

 

Список использованной литературы

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.

2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). - М.: Наука, 1995.

3. Жан-Жак Руссо. Избранные сочинения в 3-х томах. Том 1. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.

4. Жан-Жак Руссо. Исповедь. - М.: Гослитиздат, 1949.

5. История философии в 4-х томах. Том 1. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1957.

6. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.

7. Кондрашов В.А., Чичина Е.А.. Этика. Эстетика. - Ростов н/Д: Издательство "Феникс", 1998.

8. Кропоткин П.А. Этика. - М., 1994.

9. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1998.

10.Очерк истории этики. - М.: "Мысль", 1969.

11.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х томах. Том 3. - ТОО ТК "Петрополис", 1996.

12.Философия: Учебник. - М.: Русское слово, 1997. С. 401.

13.Холопова Т.И., Лебедева М.М. протокол и этикет для деловых людей. - М.: ИНФРА-М, 1995.

14.Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов в 2-х частях. Часть 1. - М.: Прометей, 1994.

15.Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: Текст, 1998.


[1] Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М, 1998. С.344.

[2] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. - М.,1969. С.160.

 

[3] Жан - Жак Руссо. Исповедь. - М.: Гослитиздат, 1949. С. 107.

[4] Там же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...