Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущий 1 ( Ведущий начинает пословицу, а зрители продолжают)





2. Как пословица звучит на самом деле?

Баба с возу
Не родись красивой,

Смотришь в книгу
Не плюй в колодец
Куй железо....
Не зная броду....
Береги платье снову.....

 

Ведущий 2

У вас на столах на листочках напечатаны «половинки» пословиц. Необходимо подобрать соответствие каждой и составить пословицы.
3.Собери пословицу. (Все пословицы разделены на части).
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Лентяй праздники знает /да будней не помнит.


4. Инсценирование сказки Даля «Ворона»

 

Ведущий 1: А сейчас мы будем отгадывать загадки.
5. Отгадай загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? (Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

Добавитьзагадки

 

Ведущий 2.
6.Разберите “ремешки”- пословицы по темам.

Мороз невелик, да стоять не велит.
Красна весна, да голодна.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Век живи – век учись.
Слезами горю не поможешь.
Будет и на нашей улице праздник.
Несчастья бояться - счастья не видать.
Завьём горе веревочкой.
Лодырю всегда не здоровится.
Кто не сеет, тот и не жнёт.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Всякое дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Темы-“Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие-лень”, “Радость-горе”


8. Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает)
Авсень (встреча весны)
Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Кондуит (список, с отметками о поведении учащихся)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)
Заключительное слово учителя:
Второго Даля, как и второго Пушкина, мы вряд ли дождемся. Во Франции или, к примеру, в Японии составление словарей обеспечено государственной поддержкой, т.к. входит в сферу национальных интересов. У нас лексикография (составление словарей)-это чаще всего удел энтузиастов. И причина в том, что всякий замечательный словарь у нас – это авторское произведение. Как роман или поэма. Мы так и говорим: «Посмотри у Даля…Проверь по Ожегову…Загляни в Ушакова…Справься у Фасмера…»
Как и столетия назад, составление словаря в Казахстане, России требует от взявшегося за этот труд, не просто времени, а колоссального труда, вложение души, отдача целой жизни. Не одного упорства, а полного самоотречения, готовности годами жить в забвении. Жить с мыслью, что сделанное тобой, возможно, оценят только потомки…
Музыка из фильма «Мой ласковый и нежный зверь…»
Литература:
1. Журнал “Читаем, учимся, играем” №9 2006год
2.Приложение к журналу “Школьная библиотека” серия 2, выпуск 6.М, 2006год.
3.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.4 тома. М. “Русский язык”1989год.
4.Даль В.И. Пословицы русского народа. Т 1 и 2.М, 1996год.
5.Булатов М.А., Порудинский В.И. Собирал человек слова...: Повесть о Дале. - М.1969год
6. Андреева М. С., Короткова М. П. Владимир Иванович Даль. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Школьная библиотека, 2006
7. Ткаченко А. Владимир Даль. – М.: Издательский дом Фома, 2010. – 22с.

 

Ворона

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.
Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!
Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.
— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!
И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:
— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!
Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.
Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.
И стал орел ворону допрашивать:
— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!
— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!
— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!
Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...