Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деревня Старая Чамзина. Деревня Алтышева Пичевельская выстовка. Текст воспроизведен по изданию: Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года. (Труды НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете министров Мордовской АССР, Вып. 6




Деревня Старая Чамзина.

А в ней мордовских жилых дваров:

дв. Лукашка Тюляпин, у него приимыш Живайка Начаров;

дв. Ненашка Лукадеев;

дв. Ариска Мамаев, у него сын Кормилка да племянник Петрунка Гуляев;

/л. 211 / двор пуст Беляшки Богданова, пропал в бунт.

И всего в деревне Чамзине в живущем 3 двора, людей в них по имяном 6 человек. Вытного под ними тягла — выть. А с того тягла денежного плотежю: Ямских денег 2 рубли полтрети денги, да в даполнку в ясак 4 алтына 4 денги.

Стрелецкого хлеба с выти 7 чети ржи, овса — тож.

Да медвенного оброку с Сурского ухожья пуд, пошлин 5 денег.

Полонеником на окуп по 8 денег з двора, / л. 211об. / И всего в деревне Чамзине за живущими дворами всякова денежнова плотежю 2 рубли 9 алтын полшесты денги.

Да пустой двор, вытного под ним тягла было четь выти.

А с того тягла денежнова плотежю: ямских денег 16 алтын полпяты денги полполденги, да в дополнку в ясак 7 денег; стрелецкова хлеба 2 чети без полуосмины ржи, овса — тож; медвеного оброку с Сурскова ухожья полпуда, да пошлин полтрети денги; полонеником на окуп 8 денег з двора, / л. 212 / И всего за пустым дваром было всякова денежнова плотежю 19 алтын 4 денги и полполденги.

Деревня Алтышева Пичевельская выстовка.

А в ней мордовских жилых дваров:

дв. Бойтуганка Похомов, у него сын Венгайка;

дв. Тотарка Китаев, у него брат Нечайка Слушев;

дв. Ремайка Атюшов, у него сын Томилка;

дв. Брайка Орчаев, у него сын Тренка; [164]

дв. Якайка Начаров, у него брат Макулка;

дв. Восяика Кодышев, у него сын Мишка.

/ л. 212об. / И всего в деревне Олтышеве 6 дваров, людей в них по имяном 12 человек. Вытного под ними тягла нет потому, что живут на оброчной полянке. Оброку с той полянки плотят 2 гривны. Полонеником на окуп по 8 денег з двора.

И всего в деревне Алтышеве всякова денежного плотежю 14 алтын 4 денги. / л. 213 / И всего в Низсурском и в Чюкалском станех в живущем 450 дваров, людей в них по имяном 721 человек. Вытного под ними тягла — 75 вытей 3 чети и полполчетверти. Денежнаго платежю — 227 рублев 9 алтын з денгою и с полполденгою. Стрелецкого хлеба — 530 чети с осминою и с четвериком и с получетвериком / л. 213об. / ржи, овса — тож. Медвенного оброку 173 пуда дватцет полсемы гривенки.

Да пустых 27 дваров. Вытнаго под ними тягла было 5 вытей с полполчетвертью. Денежнаго платежю — 15 рублев 10 алтын полшесты / л. 214 / денги. Стрелецкова хлеба — 35 чети 3 четверика с получетвериком. Да медвенного оброку — 17 пуд с полупудом.

И всего в Алатарском уезде во всех станех мордовских в живущем — 1974 двора, людей в них по имяном — 3146 человек. / л. 214об. / Вытнаго под ними тягла — 244 выти. А с таго вытного тягла и всякого денежного платежю — 779 рублев 30 алтын полчетверты денги и полполденги, стрелецкого хлеба — 1708 чети ржи, а овса — тож.

Комментарии

16. Из опубликованных материалов было известно только о том, что на Ардатовском перевозе на пересечении р. Алатыря столбовой дорогой из Симбирска в Москву в сентябре — октябре 1670 года стояла застава разинских повстанцев (Крестьянская война под предводительством Степана Разина, т. II ч. I, стр. 226, 233). Сообщение настоящей переписной книги не оставляет сомнения в том, что расположенная рядом д. Ардатова (ныне г. Ардатов Мордовской АССР) была одним из центров значительных выступлений разинских повстанцев в Мордовии в 1670 году.

17. Знамя — родовой знак владельцев на бортных деревьях (дуплистых дубах, пригодных для поселения диких пчел в лесах, которые считались с древних времен объектом частного владения и эксплуатации в отличие от самих лесов, состоявших в общинной собственности. В дальнейшем родовыми знаменами стали отграничиваться и отдельные участки промыслового использования в лесах, называвшиеся ухожьями. Выморочные знамена — участки, владельцы которых умерли, а новые еще не введены общиной в права владения ими.

Текст воспроизведен по изданию: Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года. (Труды НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете министров Мордовской АССР, Вып. 64). Мордовское книжное издательство. Саранск. 1979

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Алтын — московская денежная единица, равная 6 деньгам (3 коп. ).

Батман — мера веса, равная одному пуду.

Бобровый гон — обиталище речных бобров, культивируемое как промысловое угодье.

Водяной оброк — плата за промысел речных зверьков, преимущественно бобра и выдры; называется также оброком «с реки», или «за кар бобр», или «за ярец бобр», или просто «за бобры».

Вотчина — наследственное владение землей и промысловыми угодьями, передаваемое по родству «по старине без дач», то есть без дополнительного подтверждения прав царской жалованной грамотой.

Выморочное знамя — земельное и промысловое угодье, владелец которого умер, не оставив наследника по родству.

Выставка (выстовка) — выселок из деревни на дальний участок земли сельского общества.

Выть — поземельная единица податного обложения крестьян; выть делилась по системе двух: полвыти — 0, 5 доля выти, четь выти — 0, 25 доля, полчети выти — 0, 125 доли.

Выходцы (выхотцы) — переселенцы, вышедшие из тягла по старому месту жительства.

Гривенка — мера веса, равнозначная фунту; в пуде — 40 гривенок.

Гривна — московская денежная единица, равная 20 деньгам.

Двор живущий — крестьянское хозяйство одной семьи. В переносном значении двор — единица податного обложения (тягла), состоящая из живущего двора и принадлежащих его владельцу надельных полевых и луговых земель. Как податная единица, двор делился на доли: двор без чети — 0, 75 часть двора, полудвор — 0, 5 доли, четь — 0, 25 доли.

Наддача — прибавление к прежней сумме оброчного платежа при очередном пересмотре доходности промыслового угодья.

Оброк — подать с угодий, отставленных от включения в основное тягло населения ввиду их особого промыслового значения и доходности, как выдреные и бобровые гоны, рыбные ловли, хмелевые и бортные угодья, звериные ловли, а также с отдельных пашенных и луговых участков, исключенных из частного владения крестьян за превышением установленных норм наделов и по другим причинам.

Оброчное поле — ухоженная земля, не состоящая в частном владении и отдаваемая под оброк на временное пользование до очередного перекупа тем, кто больше наддаст оброка.

Окуп — выкуп.

Осмина (осьмина) — мера сыпучих тел, составляющая половину четверти; полуосмина — четвертная доля четверти.

Полевой оброк — плата за пользование оброчным полем.

Полоняники (полоненики) — жители Русского государства, угнанные в рабство турецко-крымскими и ногайскими ордами, совершавшими ежегодные разбойные набеги на его южные пограничные территории ради грабежа имущества, захвата скота и людей.

Полоняничьи деньги (полоненикам на окуп) — всенародный подворный сбор, предназначенный на выкуп из плена людей, угнанных турецко-крымскими и ногайскими ордами; поступали в ведение Посольского приказа.

Полтина — половина рубля, равная 100 деньгам.

Полуденга (полденьга) — самая мелкая монета московской денежной системы, равная половине деньги и называвшаяся по-иному полушкой, полполденьги — мера денежного счета, равная половине полуденьги.

Посоп — хлебный ясак с нерусского населения Среднего Поволжья; посопная земля — земля с которой платят ясак, посопный хлеб — ясачный хлеб; посопные люди — ясачные люди.

Поместная земля — царское земельное пожалование за службу, не переходившее по наследству.

Пошлина — дополнительный сбор к сумме оброка с промысловых угодий, предназначенный на уплату таможенных расходов, при провозе их продукции.

Приёмыш (приймыш) — принятый в крестьянскую семью новый член мужского пола, обязанный обще с семьей нести ее тягло.

Пуд — основная мера веса Русского государства; пуд содержал 40 гривенок или фунтов.

Пустошь — освоенный под земледелие участок, на котором было поселение, снесенное позднее в связи с переселением жителей на новое место.

Рубль — основная единица московского денежного счета; рубль московский составлял 200 денег, или 100 копеек или 33 алтына 2 деньги, или 10 гривен, или 2 полтины.

Стрелецкий хлеб — так назывался в некоторых уездах Среднего Поволжья хлебный ясак в связи с употреблением его на продовольствие стрельцами. На самом деле хлеб, собранный с ясачного крестьянства поволжских уездов, в первую очередь выделялся на ежегодный «казанский низовый отпуск», отправляемый по весне по Волге в расположенные ниже Казани города на жалованье военно-служилым людям в гарнизонах и продажу прочему населению. Остаток ясачного хлеба шел на удовлетворение местных военно-служилых людей, включая стрельцов, и других ружников, состоящих на царском хлебном жалованье.

Тягло — обобщающее обозначение суммы государственных повинностей (без дифференциации по видам) податных категорий населения; тягло — облагаемая постоянной податыо хозяйственная единица, состоящая у крестьян из жилого двора, пашенных и луговых земель, находящихся в их пределах малодоходных промыслов, приписанных к тяглу «в угодье» без дополнительного обложения.

Денга (деньга) — мелкая монета Российского государства, равная одной двухсотой доле московского рубля.

Знамя — индивидуальный знак собственности на лесные угодья, проставленный в виде зарубок на межевых деревьях; им отмечались также бортные деревья, обычно дубы, в дуплах которых сооружались лесные ульи для пчел. В переносном значении знамя — промысловое угодье, обойденное окружной межой со знаками собственности одного владельца.

Казак — лицо, свободное от податного тягла, но обязанное военной службой на коне за собственный кошт по городу, по которому записалось.

Кар бобр — то же, что и бобровый гон (см). Старорусское слово кара — речная яма, глубокое место в реке; отсюда кар бобр означает «бобровую яму».

Копейка — мелкая монета Российского государства достоинством две денги.

Куница — промысловый зверек. Куний мех как натуральная подать входил в число ясачных платежей нерусского населения Среднего Поволжья. В связи с постепенным истощением куничного промысла в этом районе и развитием товарно-денежных отношений в государстве куничный ясак с поволжских уездов стал взиматься деньгами, а куница стала названием единицы податного обложения.

Курень — шалаш и другое легкое строение промысловика в лесу.

Поставить курень — это значило «остолбить» лес, то есть укрепить в свое владение прилегающее промысловое угодье.

Ловли рыбные — участки рек и озер с прилегающим берегом, используемые для промысловой ловли.

Медвеной оброк — подать за занятие лесным пчеловодством, взимаемая с числа бортей, то есть ульев, устроенных в дуплах деревьев. Последние назывались «дельными деревьями». Оброк вносился либо медом, либо деньгами взамен меда.

Ухожье — лесное угодье промыслового значения: звериные ловли, хмелевое щипанье, бортные деревья.

Фунт — мера веса, равная одной сороковой доле пуда.

Четь (выти) — четвертая часть.

Четь, четверть — мера сыпучих тел, равная 6 пудам; четверть делилась по системе двух: осмина — половина четверти, полуосмина — четвертая часть, четверик — восьмая часть (в одной четверти — 2 осмины, или 4 полуосмины, или 8 четвериков).

Ямские деньги — постоянный денежный сбор на содержание яма и жалованье ямщикам; ям — стоянка сменных лошадей на государственных дорогах.

Ярец бобр — годовалый бобр.

Ясак — поземельная подать, которой было обложено нерусское крестьянство Среднего Поволжья. Ясак с нерусских народов, присоединившихся к Русскому государству, первоначально собирался как выражение подданства, как феодальная рента верховному владельцу государства — русскому царю. По мере развития абсолютизма ясак стал выражением зависимости нерусских крестьян как крепостных всего государства. Ясак как мера обложения исчислялся с земельной площади, состоявшей в постоянном пользовании крестьянской общины (пашенной земли и сенокосных угодий), и как вид подати выплачивался вначале преимущественно натурой — хлебом (рожью и овсом поровну, в некоторых местах также ячменем) и мехами пушных зверей, позднее — в форме денежного и хлебного сбора. Термин ясак вошел в обиход Русского государства из тюркских языков со времени присоединения к нему бывшего Казанского ханства по прежнему наименованию ханской подати. В русском языке существовал равнозначный термин — посоп, почему в некоторых местах хлебную подать с нерусского крестьянства называли то ясачным посопным хлебом, то просто посопным хлебом.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...