Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Происхождение и развитие психики

План:

1. Панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Объективный критерий наличия психики.

2. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект.

3. Проблема локализации психики (теория системной динамической локализации А.Р. Лурия, теория функциональных систем П.К. Анохина).

4. Возникновение и развитие сознания.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как можно определить, обладает объект способностью к психическому отражению или нет?

2. Могут ли обладать психикой существа, которые не располагают нервной системой?

3. С какими задачами могут справляться животные, находящиеся на стадии перцептивной психики?

4. Почему первобытному человеку стало «необходимо» сознание?

5. Какие преимущества обеспечивает человеку наличие сознания по сравнению с животными?

6. Назовите всеобщее свойство материи.

7. Дайте характеристику чувствительности как исходной формы возникновения психики.

8. Назовите примеры, подтверждающие положение научной психологии о том, что психика – свойство мозга.

9. Что является основным свойством психики?

10. Раскройте рефлекторный характер психического отражения.

11. Докажите активность психического отражения.

12. Назовите психологические характеристики сознания.

13. Назовите стадии развития психики. Какой форме поведения животных они соответствуют?

14. Чем характеризуется бессознательный уровень психики человека?

15. Назовите сущность различий психики животных и человека.

16. Можно ли закономерности психики, выявленные у животных, переносить на психику человека? Почему?

17. Используя художественную литературу, подберите примеры описания психических явлений, психических состояний, психологических фактов. Сравните любые психические и непсихические (физиологический, химический, физический и т.п.) процессы, учитывая отличительные особенности психических процессов.

 

Практические задания:

№1. Соотнесите понятия и их определения.

1. Инстинктивное поведение А. Видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных
2. Психика Б. Высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу
3. Поведение В. Общая способность к ощущениям.
4. Сознание Г. Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности
5. Чувствительность Д. Сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

 

№2. Определите, на какой стадии развития находится животное. Аргументированно обоснуйте свой ответ:

А. Если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом — к тому месту, где спрятан хлеб.

Б. Шимпанзе Рафаэль был вывезен в парк и выпущен на плот, находившийся в центре озера. На соседнем плоту, на расстоянии трех-четырех метров от первого, находилась пища. Обезьяна была очень голодна, но не могла овладеть пищей обычным для нее путем, так как этому мешало разделяющее плоты водное пространство. В этих условиях шимпанзе изобрел новый для него способ достать пищу: увидев на плоту длинный бамбуковый шест. Он осторожно уперся им в дно озера рядом со своим плотом, затем некоторое время как бы примеривался к прыжку, оттолкнул шест в сторону второго плота, а когда шест наклонился, быстро взобрался по нему и спрыгнул на плот, на котором находилась пища.

В. Если проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комочек мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох.

Г. Куры, находясь на площадке, отгороженной сеткой только с трех сторон, бегут прямо к зернам, которые насыпаны за сеткой, и пытаются просунуть через нее свои головы.

 

№3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов (по Е.Е. Сапоговой).

1. Таксис — это реакция организма, которая... а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Рефлексы... а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Инстинктивное поведение... а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Импринтинг... а) может быть направлен на любой объект; б) возникает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть актуализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, — это... а) самосознание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Высшие психические функции характеризуются... а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

 

№4. Заполните таблицу, характеризующую основные этапы развития форм поведения в филогенезе:

 

Этап Компоненты Содержание
III Интеллектуальное поведение  
II Навыки  
I Инстинкты  

 

Творческое задание:

По словам английского антрополога, «…любой неандерталец мог бы с успехом учиться в Оксфорде и справиться с его курсами». А как вы считаете? Напишите краткое эссе.

Составьте логическую схему, отражающую трехаспектную структуру сознания.

 

Задания для самостоятельной работы:

№1. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор (по Е.Е. Сапоговой).

1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.

6. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.

7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

 

№2. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Определите соотношение основных уровней развития по названным линиям и выразите его схематично или в виде таблицы. Включите в характеристику третий показатель – развитие нервной системы.

 

№3. Вставьте пропущенные слова в нижепредставленные предложения.

1. Главная особенность психики - способность ….. объективный мир.

2. Живая материя, обладающая психикой, ….. реагировать на воздействия объектов окружающей среды.

3. Формы живой материи ….. по уровню развития психических свойств.

4. Чувствительность характеризует ….. способность к ощущениям.

5. Сознание присуще ….., находящимся на стадии интеллектуального поведения.

6. У всех животных существует ….. приспособление.

7. У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты …..

8. Существует ….. стадий развития психики животных.

9. Животные на стадии ….. поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций.

 

Основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2006. С. 43-57.

2. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.1. М., 2005. С.25-47.

3. Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Стадия интеллекта. Условия возникновения сознания. Деятельность и сознание // Общая психология. Тексты, в 3 тт., Т.1, Введение / Отв. ред. В.В.Петухов. М.:Генезис, 2001. С. 323 – 337, 349 – 361, 361 – 374, 405 – 416.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2005. С. 80 – 95.

5. Соколова Е.Е. Общая психология. Введение в психологию / Под ред. Б.С Братуся. М.: Академия, 2005. С. 186 – 234.

 

Дополнительная литература:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1981. С. 37-69, С. 69-89.

2. Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н.Леонтьева – взгляд через шестьдесят лет// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева. М., 1999. С. 48-79.

3. Северцев А.Н. Эволюция и психика / Собрание сочинений, Т.3, С. 269-342; или: Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М.,1997, С.15-25.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.psychology.ru/

2. http://www.flogiston.ru/

3. http://usite.ru/Psychology/Psychology

4. http://www.voppsy.ru/

 

Основные понятия темы: психика, отражение, раздражимость, чувствительность; зоопсихология, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение; филогенез, онтогенез, высшая нервная деятельность; доминанта, динамический стереотип, высшие психические функции; условия и движущие силы психического развития; «присвоение опыта», культурно-историческая концепция, высшие психические функции, «зона ближайшего развития», тропизм, рефлексия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...