Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Констатирующий эксперимент




1) База исследования и методика констатирующего эксперимента

База исследования - МБДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» п.Новоорск Оренбургской области. В эксперименте участвовало 6 детей младшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально.

Тема: Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Цель: изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста, в частности, выявить уровень развития активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста.

Этапы:

Анамнестический - изучение медицинской документации, сбор
анамнестических данных.

Диагностический. Задачами диагностического этапа исследования являются:

Определить количественные показатели уровня развития активного
словаря;

Выявить качественные особенности активного словаря
прилагательных.

Методика для проведения констатирующего эксперимента состоит из трех серий заданий:

1. Описание предмета на основе представлений о нем;

2. Описание предмета, изображенного на картинке;

3. Описание натурального предмета.

Во всех сериях детям были предложены для описания три предмета: лимон, лиса, варежки.

В первой серии эксперимента детям предлагалась инструкция: «Представь себе лимон. Подумай и скажи, какой он?»

Во второй серии была дана следующая инструкция: «Посмотри на эту картинку. Что на ней нарисовано? Вспомни, что мы говорили о лимоне. Подумай и скажи, какой он?»

Инструкция третьей серии: «Посмотри на этот предмет Что это?».

В случае затруднений детям задавались наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?». О лисе можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?», «Чем питается?». Ответы детей отмечались в протоколе эксперимента. Методика подсчета результатов складывалась из оценки количественных и качественных показателей. Подсчитывалось количество названных прилагательных ребенком на все три слова. Полученный результат делился на «3». Затем был выведен общий средний показатель.

Для оценки качественных показателей мы распределили все употребленные детьми прилагательные на 5 групп:

1. прилагательные, обозначающие цвет;

2. прилагательные, обозначающие форму и величину;

3. прилагательные оценки;

4. прилагательные, обозначающие материал;

5. разнофакторные прилагательные

Пятая группа - разнофакторные прилагательные - была выделена условно. В нее входили различные прилагательные, неподходящие ни к одной из групп.

2) Результаты эксперимента. Результаты исследования по каждой серии представлены в таблицах. Количественные показатели первой серии эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество употребленных прилагательных по представлению

 

 
Имя ребенка На одно слово в среднем Общий средний показатель  
Ваня М. Даниил К. Дима Ж. Ирина В. Паша К. Маша Т. 3,7 5,3 2,3 3,3 3,7 3,3   3,6  
 
 
 
 
 
 
 
       

Как видно из приведенной таблицы, в среднем дети называли по 3,6 прилагательных по представлению. Это довольно низкий показатель. Только один ребенок превысил его. Показатель, почти соответствующий среднему, имеют два ребенка. Остальные дети имеют показатель ниже среднего.

Качественный анализ данных показывает, что больше всего дети называли оценочные прилагательные.

Меньше всего прилагательных, обозначающих материал, величину и форму. Эти данные отражены на рисунке 1.

Рис. 1.Качественное использование прилагательных

Как уже упоминалось выше, больше всего дети называли оценочные прилагательные. Например, про лимон говорили: невкусный, кислый; про лису прилагательных этой группы было больше всего: хитрая, добрая, плохая, хищная; про варежки - хорошие, красивые и др.

Менее всего дети называли прилагательные, обозначающие материал, величину и форму, т.к. без наглядной опоры детям трудно представить их. Прилагательных, обозначающих цвет, было много.

Эта категория прилагательных легче, поскольку два предмета имеют определенный цвет, а цвет варежек дети могли легко представить.

Выявленные особенности соответствуют характеристике качественных нарушений. Результаты свидетельствуют о явном недоразвитии речи дошкольников.

Перейдем к анализу следующей серии - описание предмета изображенного на картинке, результаты которого отражены в таблице 2.

Таблица 2. Количество употребленных прилагательных на одну картинку

   
Имя ребенка На одно слово в среднем Общий средний показатель    
Ваня М. Даниил К. Дима Ж. Ирина В. Паша К. Маша Т. 3,3 4,7 4,3 3,3 3,8  
   
   
   
   
   
   
         

В среднем дети называли 3,8 прилагательных. Этот показатель выше предыдущего результата, показанного ими в первой серии эксперимента. Превысили его четыре ребенка, у остальных двух детей индивидуальный показатель ниже среднего. Из анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что количество употребленных детьми прилагательных возросло. Это говорит о том, что по картинке детям легче описать предмет.

Рис.2 Качественное использование прилагательных

Качественный анализ: возрастает количество прилагательных всех категорий на 1 - 2 слова. По картинке детям легче описать предмет, т.к. отчетливо проявляются некоторые его признаки - цвет, форма, величина.

Но по-прежнему больше всего оценочных прилагательных, а меньше - обозначающих материал, величину и форму.

Обратимся к анализу данных третьей серии - описание натурального предмета, результаты которой отражены в таблице 3

Таблица 3. Количество употребленных прилагательных на основе восприятия натурального предмета

 

 
Имя ребенка На одно слово в среднем Общий средний показатель  
     
Ваня М. 5,6    
Даниил К. 5,3    
Дима Ж. 3,6 4,3  
Ирина В. 3,6    
Паша К. 5,3    
Маша Т. 2,6    
       

Дети называли в среднем 4,3 прилагательных по представлению. Этот показатель выше предыдущего, представленного в таблице 2. Превысили средний показатель три ребенка, у остальных детей индивидуальный показатель ниже среднего.

Анализ таблицы 3 показывает, что в третьей серии эксперимента дети назвали самое большое количество прилагательных.

Качественный анализ последней серии детей экспериментальной группы показывает значительное увеличение употребления прилагательных, обозначающих материал. На основе восприятия натурального предмета этот его признак легче распознается детьми. Практически на том же уровне осталось употребление прилагательных, обозначающих цвет. Этот признак во всех трех методиках оставался достаточно стабильным и часто употребляемым. Употребление оценочных прилагательных остается довольно высоким. Употребление разнофакторных прилагательных и прилагательных, обозначающих величину и форму остается практически на том же уровне

Рис.3 Качественное использование прилагательных на основе восприятия натурального предмета в экспериментальной группе

Во всех сериях эксперимента лидируют по количеству употребления оценочные прилагательные, затем идут прилагательные, обозначающие цвет, причем это довольно часто употребляемая категория прилагательных, которая на протяжении всего эксперимента остается довольно высокой. Меньше всего дети употребили прилагательные, обозначающие материал, величину и форму. Но их количество постепенно увеличивается по мере того, как методика становится легче.

Таким образом, был проведен констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. Эти данные позволяют нам сделать выводы об уровне развития активного словаря, которые можно сформулировать следующим образом:

-количество употребленных прилагательных детьми низкое, но оно увеличивается по мере того как методика становится легче;

-наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных по представлению;

-появляется больше прилагательных, обозначающих материал, величину и форму, когда дети опираются на картинку или натуральный предмет;

Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного словаря прилагательных детей, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...