Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предполагаемые педагогические результаты после второго года обучения

Государственное учреждение «Луганское учебно-воспитательное объединение «Академия детства»

 

РЕКОМЕНДОВАНА Решением педагогического совета _________________ Протокол №______ от ______________   УТВЕРЖДЕНА Директор ________________ ______________ С.Н. Зиновьев Приказ №_______ от____________    

 

 

Рабочая программа кружка

«Спортивное ориентирование»

Второй год обучения

(5лет обучения)

 

 

Составитель рабочей программы:

Нестерова С.А.

руководителя кружка «Спортивное ориентирование»

ГУ «ЛУВО «Академия детства»

 

г. Луганск

2015г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Спортивное ориентирование» разработана на основании образовательной программа для учреждений дополнительного образования «Спортивное ориентирование» ФЦДЮТиК,Москва 2005 год

Авторы: О.Л.Глаголева — заслуженный тренер России, педагог дополнительного образования высшей категории, мастер спорта СССР; А.Д. Иванов — заслуженный тренер России, педагог дополнительного образования высшей категории, мастер спорта СССР

 

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти за­данное число контрольных пунктов (КП), расположенных на мест­ности.

 

В нашей республике этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность: соревнования проводятся во всех возрастных группах начиная с 10 лет до 70 лет и старше. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.

 

Занятия ориентированием содействуют умственному и физичес­кому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и пони­мать природу.

 

Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориенти­рование имеет большое прикладное значение. Умение ориентировать­ся - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

 

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необхо­димые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях боль­ших физических нагрузок, быстрая реакция.

 

Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий спортивным ори­ентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.

 

Актуальность программы также и в ее востребованности, решении наиболее значимых для общества и социума проблем, развитии мотивации личности к познанию и реализуемых программой в интересах личности, общества, государства. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, ухудшение здоровья. Занятие спортом дает возможность отвлечь детей от компьютеров телевизоров и привлечь их к здоровому способу жизни.

 

Новизна программы заключается в изменении типовой программы а именно: из программы исключены такие позиции как техника лыжных ходов. Эта техника предполагает наличие снега и лыж, чего в нашей местности практически нет. В виду малого возраста воспитанников исключена позиция инструктивно судейская практика, но она будет прочитана в следующем годичном цикле. А культурно массовые мероприятия будут проводиться вне сетки программы. За счет этого исключения добавлены часы на практические занятия, и на участие в соревнованиях (у нас по календарному плану больше стартов). Отведено время на изучение базовой туристической подготовки. В виду малого возраста воспитанников введен игровой метод подачи материала.

 

Цель программы: Развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, укрепление из здоровья, психическое и физическое оздоровление организма в процессе занятий спортивным ориентированием.

Данная программа рассчитана на 5 лет. Возраст занимающихся 7-16 лет

В ходе выполнения программы совершенствуются психологичес­кие, эстетические, морально-волевые качества.

 

Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством заня­тий спортивным ориентированием.

Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитатель­ных задач:

- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и обще­ственной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачеб­ного контроля;

- повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

- совершенствование технической и тактической подготовки воспитанников;

- охрана окружающей среды;

- пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;

- профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту;

- формирование представлений о межпредметных связях и полу­чение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.

Структура программы.

Программа состоит из объяснительной записки, пяти годичных циклов дополнительного образования, методических рекоменда­ций, списка необходимого оборудования и снаряжения, списка литературы.

Годовой цикл дополнительного образования состоит из взаимосвязанных

частей:

- тематического учебного плана занятий объединения (с наименованием тем занятий и распределением часов на изучение теоретического и практиче­ского материала);

- рабочей учебной программы занятий объединения дополнительного об­разования;

- предполагаемых педагогических результатов — знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.

В методических рекомендациях даются практические советы по использо­ванию программы, как строить учебный процесс, какие средства лучше ис­пользовать.

Программа рассчитана на пять лет. Время, отведенное на обучение, составляет 324 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проходят с нагрузкой 9 учебных часов в неделю.

Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения — 12 человек, второго года — не менее 10 человек, в последующие годы — не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все учащиеся по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях


Модель структуры программы. Программа состоит из объясни­тельной записки, пяти годичных циклов дополнительного образова­ния, методических рекомендаций, списка необходимого оборудова­ния и снаряжения, списка литературы.

Описание годового цикла состоит из взаимосвязанных:

- тематического учебного плана занятий объединения (с наиме­нованием тем занятий и распределением часов на изучение теорети­ческого и практического материала);

- рабочей учебной программы занятий объединения дополнитель­ного образования;

- предполагаемых педагогических результатов, знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.

В методических рекомендациях даны практические советы по ис­пользованию программы, о том, как строить учебный процесс, ка­кие средства лучше использовать.

Список литературы представлен разделами - список литературы для детей и список используемой литературы для создания программы.

 

Все годичные циклы предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 324 часа, по 9 часов в неделю на протяжении учебного года. Первый годичный цикл рассчитан на повышение уров­ня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и коорди­нации движений; овладение основными приемами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течение первого года обучения по программе воспитанники должны выполнить нор­матив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.

 

Второй годичный цикл предусматривает: совершенствование базовых зна­ний, умений и навыков, полученных в первом цикле, совершенствова­ние техники и тактики быстрого передвижения по незнакомой местно­сти с использованием компаса и карты, развитие морально-волевых качеств. В течение второго года обучения по программе воспитанники должны участвовать в городских и республиканских соревнованиях по возможности выполнить нор­матив III юношеского разряда по спортивному ориентированию.

 

Третий годичный цикл предусматривает: совершенствование знаний, уме­ний и навыков, полученных в 1-2-й год обучения. Увеличение учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей вос­питанников; совершенствование технических и тактических приемов; приобретение опыта судейства соревнований. В течение года воспи­танники должны выполнить II юношеский разряд по спортивному ори­ентированию.

 

Четвертый годичный цикл предусматривает: совершенствование двигатель­ных навыков, расширение функциональных возможностей организ­ма дальнейшее развитие специализированных восприятий ориентировщика (чувства расстояния, чувства направления). В течение года воспитанники должны выполнить I юношеский разряд по спортивно­му ориентированию.

 

Пятый годичный цикл предусматривает: совершенствование технико-такти­ческих приемов ориентирования, схем прохождения дистанций, вы­бора вариантов пути движения. В течение года воспитанники долж­ны выполнить II взрослый разряд по спортивному ориентированию.

 

 

Учебно-тематический план занятий

Й год обучения

№ п/п Наименование темы занятий Всего часов теоретических   практиче­ских
1. Техника безопасности      
2. Теоретическая подготовка      
3. Гигиена спортсмена ориентировщика      
4. Физическая подготовка      
5. Техника бега      
6. Техника ориентирования      
7. Топографическая подготовка      
8. Тактическая подготовка      
9. Психологическая подготовка      
10. Интеллектуальная подготовка      
11. Практические занятия на местности      
12. Участие в соревнованиях      
13. Базовая туристическая подготовка      
  ВСЕГО ЧАСОВ      

Второй годичный цикл предпола­гает совершенствование базовых знаний, умений и навыков, полученных в первом цикле, совершенствование техники и тактики быстрого передвиже­ния по незнакомой местности с использованием компаса и карты, развитие морально-волевых качеств, приобретение инструкторских навыков.

Учебная программа

Й год обучения

1. Техника безопасности 4 часа

Теоретические занятия

Правила пожарной безопасности. Причины возникно­вения пожаров.Правила поведения и техника безопасности на практических занятиях и на соревнованиях. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. Предупреждение травматизма на занятиях спортивным ориентированием.

2. Теоретическая подготовка 8 часов

Теоретические занятия

Характеристика современного состояния ориентирования. Географическое положение края. Растительный и живот­ный мир. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Участники соревнований. Допуск к соревно­ваниям. Спортивное поведение. Снаряжение ориентировщика. Оборудование мест старта, финиша.

3. Гигиена спортсмена ориентировщика

Теоретические занятия

Врачебный контроль, самоконтроль, медико-санитарная подготовка. Понятие о спортивной форме, утомлении и перетренировке. Меры преду­преждения переутомления. Основы спортивного массажа.

Практические занятия

Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, потряхивание. Массаж до и после тренировки и соревнований.

4. Физическая подготовка 54 часа

Теоретические занятия

Принципы: постепенности, повторности, разносторонности, ин­дивидуализации в процессе тренировки. Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерст­ва ориентировщиков.

Практические занятия

Общая физическая подготовка Гимнастические упражнения, подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости, выносливости. Упражнения на расслабление. Спортивная ходьба.

Специальная физическая подготовка

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по рав­нинной и пересеченной местности, открытой, закрытой, заболоченной, бег в гору, специальные беговые упражнения.

Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быстром темпе с вы­соким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упражне­ния с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног, кувырки, перекаты, упраж­нения на равновесие.

Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтя­гивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, уп­ражнения с предметами (набивные мячи, амортизаторы).

5. Техника бега 18 часов

Специальные беговые упражнения. Постановка ноги на грунт. Техника работы рук. Техника бега по пересеченной местности. Техника бега в гору. Техника бега с горы. Техника кроссового бега по различному грунту, по разной местности. Ускорения.

 

 

6. Техника ориентирования 50 часов

Теоретические занятия

Специализированные качества ориентировщика (чувство расстояния, на­правления, чтение карты). Масштаб. Компас. Работа с компасами разных моделей. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Изучение понятий: привязка дополнительная, задняя, последняя. Ориентирование от ориентира к ориентиру. Азимут. Движение по азимуту. Перспективное чтение карты.

Практическое занятия

Чтение карты (точное и грубое), опережающее чтение карты, чтение кар­ты «по большому пальцу». Память (кратковременная, оперативная, долговременная). Слежение за местностью с одновременным чтением карты. Измерение расстояний на карте. Измерение расстояний на местности па­рами шагов, по времени, глазомерно, интуитивно. Контроль расстояния с по­мощью деталей карты, с использованием толщины пальцев. Направление. Контроль направления с помощью компаса и карты, по солнцу, по объектам местности, контроль высоты. Выход на КП с различных привязок (последних, дополнительных, зад­них). Отметка на КП. Уход с КП.

7. Топографическая подготовка 20 часов

Условные знаки. Рельеф. Формы рельефа. Пектограммы.

8. Тактическая подготовка 6 часов

Теоретические занятия

Действия ориентировщика на различных участках трассы. Соотношение скорости бега и качества ориентирования. Последовательность действий при прохождении дистанции. Работа с соперником. Предстартовая информация: параметры дистанции (длина, число КП, на­бор высоты);

параметры карты (размер, масштаб, сечение рельефа);

характер местности (проходимость, тип растительности, тип ландшафта); стартовые параметры (номер, стартовая минута, местонахождение старта и финиша);

параметры района соревнований (границы района, запретные для бега места);

сведения о КП (легенды, наличие совмещенных КП, средства отметки КП), опасные места, стартовые данные соперника.

Практические занятия

Приемы ориентирования (азимут с упреждением, бег «в мешок», парал­лельный заход, бег по ориентирам, удлинение ориентиров).

9. Психологическая подготовка

Теоретические занятия

Особенности проявления волевых качеств у спортсменов-ориентировщиков в связи с индивидуальным характером прохождения тренировочных и со­ревновательных трасс на незнакомой местности. Методы и средства развития волевых качеств. Объективные и субъективные трудности в тренировочном и соревновательном процессе. Утомление. Влияние утомления на качество ори­ентирования. Понятие спортивной мотивации.

Практические занятия

Психологическая самоподготовка к старту. Воспитание воли и регулиро­вание эмоций.

10. Интеллектуальная подготовка 20 часов

Развитие интеллектуальных способностей в сочетании с физическими упражнениями. Упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления.

11. Практические занятия на местности 86 часов

Тренировочные дистанции на местности. Разбор дистанций после соревнований.

12. Участие в соревнованиях 44 часа

Теоретические занятия

Положение о соревнованиях. Условия проведения. Действия участников в аварийной ситуации. Основы безопасности.

Практические занятия

Участие в соревнованиях согласно календарному плану.

13. Базовая туристическая подготовка

Техника пешеходного туризма. Техника скалолазания. Страховка. Самостраховка. Техника разжигания костра. Установка палатки. Укладка рюкзака.

Предполагаемые педагогические результаты после второго года обучения

Воспитанники кружка должны знать:

- место и время проведения занятий кружка;

- правила пожарной безопасности. Правила поведения и техника безопасности на практических занятиях и на соревнованиях. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения.

- достижения луганских ориентировщиков;

- географическое положение края, растительный и животный мир

- причины утомления; профилактические средства, направ­ленные на предотвращение перетрениро­ванности;

- общие положения правил по спортив­ному ориентированию; права и обязанности участников сорев­нований; виды соревнований; способы проведения соревнований; критерии допуска к соревнованиям.

- вспомогательное снаряжение, личное снаряжение, оборудование дистанции;

- специфические особенности бега в лесу;

- роль и значение специальной физиче­ской подготовки для роста мастерства;

- технические приемы: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирова­ние, точечное ориентирование;

- условные знаки, рельеф, формы рельефа, пектограммы

- уметь читать карту;

- как действовать на дистанции, на КП;

- условия проведения соревнований по спортивному ориентированию в задан­ном направлении, по выбору;

- методы и средства развития волевых качеств;

- правила укладки рюкзака и упаковка продуктов, установки палатки, разжигания костра.

Воспитанники кружка должны уметь:

-соблюдать права и обязанности участ­ников соревнований; соблюдать нормы спортивного поведе­ния как на тренировках, так и на сорев­нованиях;

- выполнять самостоятельно разминку и беговые упражнения;

- правильно пользоваться компасом, ориентировать карту, определять расстояние по карте, двигаться по азимуту;

- читать карту с одновременным слеже­нием за местностью;

- контролировать расстояние с помощью объектов местности по карте;

- аккуратно производить отметку на КП.

- грамотно и в полном объеме использо­вать предстартовую информацию: параметры дистанции, параметры карты, характер местности, стартовые параметры, опасные места, стартовые данные соперников - для правильной организации тактической борьбы.

- выполнять упражнения па воспитание воли и регулирование эмоций.

- укладывать рюкзак, установить палатку, оборудова­ть костёр.

 

Рекомендуемая литература

1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена - ориентировщика.- Минск: Полымя,1987.

2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании.-М.:ФиС,1983.

3. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.: Прросвещение,1983.

4. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование.- М.: Воениздат,1982.

5. Васечкин В.И. Справочник по массажу.- Санкт-Петербург: Гиппократ,1992.

6.Елин Е.П. Психология физического воспитания.- М.:Просвещение, 1980.

7.Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. – М.: ФиС, 1973.

8.Елаговский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. – М.: ФиС, 1981.

9. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: ФиС, 1985.

10.Ингстрем А. В лесу и на опушке. – М, 1979.

11.Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. – Тарту, 1979.

12. Киселев В. Совершенствование техники и тактики спортивном ориентировании.- М.: Госкомспорт, 1988.

13.Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ. 1995.

14.Костылев В.Ф. Философия спортивного ориентирования. – М.: 1996.

15.Кяркяйнен О. Спортивное ориентирование. – М., 1989.

16.Коротов В.М. Самоуправление школьников. – М.: Просвещение, 1981.

17.Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

18.Кузнецов В.В. Бег на средние и длинные дистанции.-М.. ФиС,1982.

19.Козловский Ю.И. Скоростно-силовая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции.-Киев: Здоровье, 1980.

20.Лыжный спорт. Учебник для институтов физкультуры. –М.ФиС,1980.

21.ЛосевА.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. –М.ФиС, 1984.

22.Озолин Н.Г. Путь к успеху. –М.:ФиС, 1985.

23.Огородников Б.И.. Моисеенков А.Л.,, Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию.М.:ФиС, 1980.

24.Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. _М.:О-Вестник, 1990.

25.Правила соревнований по спортивному ориентированию. –М.:Федерация спортивного ориентирования РФ, 1985.

26.Подготовка финских ориентировщиков. 1986.

27.Тыкул В.И. Спортивное ориентирование.-М.:Просвещение,1990.

28.Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика.-М.:ЦДЮТур МО РФ, 1997.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...