Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины и предыстория диссидентского движения.




Противоречия «оттепели»

Реабилитация стала наиболее противоречивым явлением того времени. Массовое возвращение из лагерей послужило естественным катализатором общественных настроений, вызвало глубокий социальный стресс. Власть не отвечала на самые жгучие вопросы: сколько же человек невинно пострадало, сколько погибло и главное — за что же их репрессировали. "Молчание" властей порождало самое разное отношение к реабилитированным: от чувства сострадания до полного неприятия, основанного на убеждении, что "просто так у нас не сажают". Исключительно тяжелым было возвращение бывших репрессированных к нормальной жизни, для них были по-прежнему "закрыты" определенные виды деятельности.

Национальная политика, противоречия в этой сфере. В 1956—1957 гг. была восстановлена государственность чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков. Этот важный акт был осуществлен в спешке, без учета исторических особенностей и этнического состава населения. Восстановление государственности велось без соблюдения прежних границ административно-территориальных образований. Так, целые районы, заселенные ингушами, не попали в состав Чечено-Ингушской АССР, а места компактного проживания калмыков остались за границей Калмыцкой автономии. Поволжских немцев, крымских татар восстановление государственности вообще не коснулось. Лишь в 1964 г. были политически оправданы немцы Поволжья, а в 1967 г. — крымские татары. Однако их государственность так и не была восстановлена.

Своего апофеоза хрущевская национальная политика достигла в момент "добровольной и безвозмездной передачи Крыма", приуроченной к 300-летию воссоединения Украины с Россией. 19 февраля 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Крымская область Российской Федерации была включена в состав Украины. Официальные "мотивы" такого шага сводились к территориальной близости, общности экономики Крыма и Украины. "Подарок" должен был стать свидетельством "безграничного доверия великого русского народа украинскому". На самом же деле Хрущев, нарушивший без тени сомнения сразу три статьи Конституции РСФСР, всегда считал Украину своей "вотчиной" и проталкивал интересы республики, находившейся "на особом положении". Не следует сбрасывать со счетов и поддержку украинским руководством Хрущева в период его борьбы за власть.

Однако "оттепель" в духовной жизни также была противоречивым явлением. Признаки "заморозков" постоянно витали в воздухе, а порой даже казалось, что снова возвращается "зима". Так, в начале 1957 г. резкой критике за "нигилистическое перечеркивание советской действительности" был подвергнут роман Дудинцева "Не хлебом единым". Поистине скандальный оборот приняло дело Б.Пастернака, удостоенного в 1957 г. Нобелевской премии за роман "Доктор Живаго". За публикацию романа за рубежом 27 октября 1958 г. Пастернак был подвергнут общественному осуждению и исключен из Союза писателей. Его вынудили отказаться от премии, угрожая высылкой из страны. Все события сопровождались гнусными "проработками" в духе "ждановщины", на писателя лились настоящие потоки оскорблений. "Дело" Пастернака продемонстрировало не только пределы дозволенного, но и готовность интеллигенции при малейшем нажиме сверху продолжать исправно служить партийной номенклатуре. Контакты с западом ставились под жесткий контроль.
Начиная с 1957 г. в практику "партийного руководства" интеллигенцией стали входить встречи с деятелями литературы и искусства. Хрущев продолжал настаивать на "отражении" писателями достижений коммунистической партии и советского народа как главной задаче литературы и искусства. Интеллигенцию он считал проводником в широкие массы выбранного идеологического курса. Самый громкий скандал разразился в декабре 1962 г., когда Хрущев во время посещения художественной выставки в Манеже подверг разносу сложные для его понимания работы молодых художников. Досталось представителям практически всех новых направлений художественного творчества. В конце 1950-х годов поэты, писатели, публицисты новой волны стали самостоятельно издавать машинописные журналы, где публиковали свои произведения. Так возник "самиздат", наиболее значительным явлением которого на раннем этапе стал журнал "Синтаксис" под редакцией А.И.Гинзбурга. Здесь были напечатаны наиболее яркие произведения "лагерной" прозы, не прошедшие официальной цензуры — рассказы В.Т.Шаламова и Е.С.Гинзбург, а также не принятые к публикации произведения Ахмадулиной, Некрасова, Окуджавы и др. Арест в 1960 г. Гинзбурга, приговоренного к двум годам лагерей, прервал издание журнала, но уже не мог остановить оформления оппозиционного официальному курсу движения, известного как "диссидентское".

 

1. Инакомыслие — это общественное явление, выражающееся в особом мнении меньшинства общества по поводу официальной идеологической, политической, экономической системы, этических и эстетических норм, составляющих основу жизни данного общества.

Диссиде́нты в СССР Диссидентство» - это общественное явление, возникающее в условиях тоталитарного режима. Имея внутри себя направления различного характера, оно всегда отстаивает свободу личности и ее интересы. Диссидентами можно называть людей, открыто выступавших против беззаконий и произвола, чинимых властями, либо участвовавших в подпольной борьбе с режимом. Они, как правило, не стремились, не желали захватить власть в стране. Действовали только ненасильственными методами, подписывая заявления протеста, сообщали свой домашний адрес и телефон. Характер и социальная весомость деяний диссидентов были различны: подпись под коллективным протестом, бесцензурно написанная книга, публикация документов, участие в неразрешенной демонстрации. Характер поведения диссидентов определялся их личными мотивами и не мог быть навязан внешней дисциплиной. Инакомыслие было не только духовно-нравственной оппозицией политическому режиму, но и альтернативой советскому образу жизни. Каждый из инакомыслящих, а по своему характеру, человеческим качествам это были очень непохожие люди, сам определял меру своего участия в духовном сопротивлении тоталитаризму, и даже неучастие во лжи уже само по себе требовало немалого мужества от тех, кто становился на этот путь. В условиях дефицита правдивой информации, подавлении малейших ростков самодеятельности в сфере социально-политических отношений многие диссиденты могли рассчитывать только на себя, просто не знать о себе подобных и действовать так, как им подсказывала их совесть, исходя из личного понимания правды, чести, свободы. Новый принцип - слово вместо молчания - стал главной заслугой диссидентства.

Социальный протест -Протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического толка. Зачастую перерастает в политическую форму, может носить насильственный характер.

 

Классификация диссидентства.

В исследовании Л. Алексеевой «История инакомыслия в СССР: новейший период» дана подробная классификация движения инакомыслящих в Советском Союзе. Автор выделяет следующие направления: движение за права человека, движение за социально-экономические права, русское национальное движение, украинское национальное движение, литовское национально-религиозное движение, эстонское национально-демократическое движение, грузинское национальное движение, крымско-татарское движение за возвращение в Крым, движение месхов за возвращение на историческую родину, еврейское движение за выезд в Израиль, немцев за выезд в ФРГ, религиозные движения евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, православных. Свой вариант классификации предложил один из активистов диссидентского движения Р. Медведев: 1) «западническое» течение; 2) «этический социализм»; 3) движение «законников» («конституционалистов»); 4) «анархо-коммунистическое» течение; 5) национальное движение; 6) движение за обновление КПСС на демократических принципах. По мнению А. Амальрика, участника и исследователя Демократического движения, советское диссиденство вобрало в себя три альтернативные программы: «подлинный марксизм-ленинизм», «либерализм» и «христианскую идеологию». Первое направление выступало за восстановление марксистско-ленинской идеологии, искаженной в свое время Сталиным; второе — полагало возможным постепенный переход к демократии западного типа с сохранением принципа общественной и государственной собственности; третье — предлагало в качестве основы общественной жизни христианские нравственные ценности и, следуя традициям славянофилов, подчеркивало особый характер России.

А.Ю. Даниэль в статье «Диссидентство: культура, ускользающая от определений?» выделял следующие основные составляющие советского диссидентства:

национальные движения (Украина, Прибалтика, Закавказье, «изгнанные народы» - крымские татары, месхетинцы, немцы - «автономисты» и пр.);

религиозные направления (баптисты-«инициативники»; «христиане веры Евангельской», или пятидесятники; одна из ветвей адвентизма; православные диссиденты; в 1980-е гг. - кришнаиты);

эмиграционные движения (т. н. «отказники»: евреи, немцы, стремившиеся уехать в ФРГ, часть пятидесятников);

политические движения (коммунисты - от «марксистов-ленинцев» до реформистов еврокоммунистического толка; социалисты разных оттенков; представители политически ангажированной части «русской правой» - от умеренных до крайних; идеологи политического и экономического либерализма западного образца);

многочисленные движения, переходные между предыдущими четырьмя типами (например, литовские католики);

люди и группы, пытавшиеся создать в СССР независимое профсоюзное движение;

- литераторы, художники, люди других творческих профессий, отказавшиеся соблюдать в своей работе принятые идеологические ритуалы;

объединения, создаваемые «по интересам»: например, существовала группа, боровшаяся за воссоединение разделенных семей;

небольшая группа людей, чьи интересы сосредоточились на борьбе с нарушениями гражданских прав в СССР независимо от общественно-политических и идеологических мотиваций как правительства, так и его «оппонентов». Эти люди были активистами движения, которое принято называть «правозащитным» и которое часто смешивали с диссидентством в целом. Путаница не случайна: именно правозащитники предложили обществу новую личностную и социальную модель поведения во взаимоотношениях с властью, и именно они стали на рубеже 1960-1970-х гг. ядром, вокруг которого консолидировались остальные диссиденты.

Таким образом, на основе разнообразных проявлений инакомыслия можно создать следующую типологию диссидентского движения:

1) гражданские движения. Самым авторитетным и массовым среди них было правозащитное движение, которое в свою очередь распадалось на две ветви: западников и почвенников. В гражданское движение входили также социалисты и участники борьбы за социально-экономические права;

2) национальные движения;

3) религиозные течения;

4) движение нонконформистов в сфере художественной культуры.

Причины и предыстория диссидентского движения.

Носителями специфических черт политического сознания в конце 50 — начале 60-х годов являлись реабилитированные. В результате политической «оттепели» многие тысячи людей возвратились «на волю», где их ждали не только свобода, но и столкновения с обыденными житейскими проблемами. Вчерашние заключенные выдвигали требования возврата им квартир и вещей, отобранных при аресте. Особенность сложившейся ситуации заключалась в том, что имущество репрессированных часто «наследовалось» работниками органов госбезопасности, проводившими следствие. Реабилитированные и члены их семей настойчиво добивались решения этих вопросов в ЦК КПСС, требуя восстановления своих имущественных прав. Затягивание рассмотрения предъявляемых претензий провоцировало резкую критику работы КГБ и МВД, что находило понимание и поддержку среди окружающих, возбуждая нежелательные, с точки зрения властей, настроения.

Диссидентство 50-х годов еще не являлось антисоветским, оно лишь преследовало цель вернуться к ленинским нормам в партийной жизни. Поскольку эти же задачи, по крайней мере официально, ставила перед собой и власть, то инакомыслие не выходило за рамки спонтанных протестов.

Непосредственно причины.

Важно, что изменение отношений между советскими людьми и властью, защиту гражданами своих прав и достоинства от произвола нельзя объяснить лишь общим усилением недовольства экономической обстановкой в стране. При жизни Сталина материальные условия были ни сколько не лучше. Основы заложили самые первые мероприятия «коллективного руководства». Ликвидация внесудебных органов, исчезновение из газет наиболее угрожающих высказываний в адрес «космополитов» и «врагов народа», а также развернувшаяся в печати кампания осуждения нарушений законности и признание со стороны власти ошибок прежнего правления не могли не произвести в массовом сознании масштабных мировоззренческих и идеологических изменений.

XX съезд оказал непосредственное влияние на формирование будущих лидеров диссидентского движения. 1956 год с полным правом можно назвать отправной точкой расцвета молодежных инициатив. Возбужденная переменами и воодушевленная представившейся возможностью более свободно выражать свое «Я», молодежь начала активно, без оглядки, воплощать в жизнь свои задумки и реализовывать потребность в неформальном общении, создавая кружки самообразования и разного рода семинары. В большей или меньшей степени все они оказывались политизированны.

Дальнейшая радикализация сознания молодежи связана с событиями в Польше и Венгрии. Даже у вполне лояльно настроенных по отношению к власти людей подавление вооруженным путем венгерской «революции», сразу же вслед за XX съездом, оставило неприятный осадок. Часть рассматривала венгерские события как образец для подражания, руководство к действию. В 1957 году ЦК ВЛКСМ сообщил в ЦК КПСС, что в период венгерских событий вся группа семинара литературных переводчиков Литературного института им. Горького в ответ на объяснения происходящего в официальном ключе вскочила с мест с криками: «В Венгрии произошла революция. Нам тоже нужна такая революция, как в Венгрии». Подавление оппозиционного движения в Венгрии стало побудительным мотивом для создания нелегальных политических групп и кружков.

Вторая половина 50-х годов ознаменовалась расширением контактов советского общества с внешним миром. Это оказывало раскрепощающее влияние на советскую молодежь.

Огромное воздействие на молодежь оказал Международный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве. На нем впервые за долгие годы молодые люди могли свободно общаться со своими зарубежными сверстниками.

Первые организации.

Создававшиеся молодежью подпольные политические организации строились по единому образцу, заимствованному из арсенала российских революционеров. Единой была и цель леворадикальной молодежи, заключавшаяся в перестройке советского общества в духе демократического социализма.

Марксистская заданность мировоззрения предопределила методы и средства достижения поставленной задачи. Практически во всех «программах» разработанных молодыми диссидентами содержался тезис о вооруженном восстании. Необходимость его мало кто оспаривал.

Из решительных намерений, однако, не последовало адекватных им действий. Главной формой оппозиции стали выработка компанией друзей определенной политической «платформы»,

распространение «антисоветских» листовок и немногочисленные попытки наладить кустарными способами выпуск собственных газет, после чего группа, как правило, ликвидировалась.

С деятельностью молодежных политических неформальных организаций второй половины 50-х годов связаны первые ростки правозащитной идеологии.

Вторая половина 50-х годов стала временем бурного развития студенческого самиздата, посредством которого молодежь реализовывала потребность в свободном выражении своих взглядов и отстаивала собственные культурные пристрастия и интересы. Довольно долгое время самиздат был почти исключительно художественным. В большой моде были поэтические альманахи, содержащие стихи молодых авторов и произведения А. Ахматовой, З. Гипппиус, М. Цветаевой, Н. Гумилева. В то же время самиздат (вузовские газеты и журналы) уже с самого начала содержали материалы, затрагивающие злободневные, острые вопросы современности: дискуссии о методе соцреализма, о состоянии дел в комсомоле и др.

В конце 50-х годов на новый виток развития выходит поэтическое движение. Поэзия становится знаменем эпохи. Увлечение стихами породило массовые собрания молодежи на площади Маяковского в Москве. Официальное открытие памятника поэту 29 июня 1958 года, закончившееся незапланированным чтением стихов желающими из собравшейся публики, настолько понравилось молодежи, что решено было превратить 14 число каждого месяца в дату регулярных встреч.

Молодежный самиздат постепенно наполнился критической прозой, а на площади и около нее сложились оппозиционные объединения. В изобилии появились разного толка неомарксисты и неокоммунисты.

Радикализация «Маяка» вызвала резкую ответную реакцию властей. Молодых людей, читающих и слушающих стихи, начали задерживать. Их фамилии записывались и сообщались в институты, что обычно влекло за собой исключение из вуза.

В апреле 1961 года во время очередного митинга произошло открытое столкновение с дружинниками и милицией, после чего собрания стали разгоняться. Часть активных «маяковцев» была арестована, и концу 1961 года жизнь на площади замерла.

Значение «маяковского» движения чрезвычайно важно. Поэтические вечера в значительной мере способствовали формированию новых норм общения, стали символом нравственного и эстетического выбора, дали начало вызреванию элементов демократического движения в СССР. «чтения у памятника оказываются звеном в предыстории диссидентства

Стихи становятся здесь как бы ранней, еще незрелой формой общественного противостояния»

Со второй половины 1950-х гг. в разных городах возникали диссидентские подпольные организации, численностью в пределах десятка человек. В Москве — "Русская национальная партия", или "Народно-демократическая партия России" (1955–1958 гг., организатор В.С. Поленов и др.), "Российская национально-социалистическая партия" (1956–1958 гг., А.А. Добровольский). В Ленинграде — кружок под руководством студента В.И. Трофимова (1956–1957 гг.) и др. Деятельность организаций пресекалась органами КГБ.

В конце 1956 — начале 1957 г. на истфаке МГУ сложилась группа марксистского толка под руководством Л.Н. Краснопевцева. Ее участники пытались создать новую концепцию истории КПСС и новую идеологию. Весной 1957 г. они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки об СССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против "сталинского социализма", за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г. распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиления роли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовного кодекса. В феврале 1958 г. девять членов этого кружка были осуждены за "антисоветскую" деятельность на 6–10 лет заключения.

В 1956–1957 гг. в Ленинграде действовал кружок молодого ленинградского математика Р.И. Пименова. Его участники устанавливали связи другими молодежными кружками в Ленинграде, Москве, Курске, пытались консолидировать их деятельность. В сентябре 1957 гг. пять участников кружка были осуждены за то, что "создали из студентов библиотечного института нелегальную группу для организованной борьбы с существующим строем", а фактически — за распространение листовки против безальтернативных выборов.

 

Кроме того, период 1953—1964 годов по сути явился новым, значительно более радикальным этапом развития национальных движений в стране.

Причины этих процессов определяются факторами как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам можно отнести следующие. Например, модернизация в СССР на основе современной российской культуры шла параллельно с целенаправленной политикой размывания этнических черт и особенностей народов многонациональной страны. Все это вызывало, в первую очередь у национальной интеллигенции, озабоченность угрозой утраты традиционной культуры и служило потенциалом для национального движения.

Объективный характер причин национальных движений в СССР во многом усиливался субъективными факторами, которые были обусловлены крайностями противоречивой национальной политики: от создания национальной государственности до варварских депортаций и гонений целых народов и так называемой мягкой русификацией, служившей интересам советского государства, а не русского этноса.

Большую роль в усилении национализма и сепаратизма в республиках СССР сыграла также усилившаяся с 60-х годов коренизация, или этнизация, партийно-хозяйственной номенклатуры, местной интеллигенции. Постепенно в части регионов СССР правящая номенклатура оказалась фактически представлена только коренными жителями. Этнические элиты, почувствовав свою власть, на словах заявляя о преданности союзной центральной власти, на деле проводили все более самостоятельную, учитывавшую интересы только своей республики политику.

Анализ всех национальных движений в СССР позволяет выделить в них общую, характерную для всех национальных движений группу взаимосвязанных причин их появления. В группе этих причин наиболее важными являются: исторические территориальные споры; борьба за национальную независимость; реабилитация попранных прав в результате депортаций и репрессий; религиозно-культурные (состояние памятников культуры, религиозных культов, интерес и поддержка национальных традиций, религии, проблемы национальных языков), экономические (низкий уровень жизни, стремление к децентрализации), правовые (требования четкого разграничения компетенции центра и регионов, отмены существующих договоров), демографические (миграция иноэтнического населения, падение доли коренной нации в общей численности населения республики), экологические (строительство опасных и грязных для окружающей среды объектов производства, разрушение национального ландшафта) проблемы. Все эти факторы и причины, в той или иной последовательности и доминанте во всех национальных движениях выступают в одной связи, и грани между ними довольно зыбкие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...