Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советское общество после войны

 

Ва время этой Великой Отечественной войны в советском обществе были весьма распространены надежды на изменение к лучшему положения в стране. Так, колхозники считали, что после войны будут распущены колхозы, интеллигенция надеялась на ослабление цензуры и расширение контактов с другими странами. Все общество считало, что должны прекратиться репрессии, так как советский народ доказал Сталину свою преданность. Однако эти надежды не оправдались. Более того, налицо был обратный процесс — усиление тоталитарного контроля по всем направлениям. Война, затронувшая буквально каждого человека в Советском Союзе, стала своеобразной чертой, разделившей историю советского общества на две части: до- и послевоенную. Никогда больше общество не возвращалось к тому состоянию полнейшей задавленности всяческого свободомыслия, которое было характерно для предвоенных лет. Укрепив авторитет Сталина (объявленного творцом Великой Победы и присвоившего себе звание генера-лиссимуса) и ВКП (б), война заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно, брать на себя ответственность (фронтовики на передовой, партизаны) без оглядки на высшие авторитеты (как это принято в тоталитарном обществе). Без личной инициативы трудно было выжить и в тылу (крестьяне вновь стали торговать, расцвет «черного рынка» и т. д.). Многие, особенно фронтовики, жившие четыре года в постоянной близости смерти, перестали, устали бояться. Их теперь было гораздо сложнее напугать, а ведь страх — едва ли не главная цементирующая сила тоталитарного общества. Кроме того, война нарушила полную самоизоляцию сталинской державы. Многие сотни тысяч советских людей (солдаты, пленные, «остарбайтеры») побывали за рубежом, получив возможность сравнить жизнь в СССР и в Европе и сделать выводы. Теперь они уже не могли с прежним доверием относиться к заявлениям пропаганды о превосходстве советского образа жизни. Для солдат-колхозников было глубоким шоком увидеть, как живут болгарские или румынские (не говоря уже о немецких или австрийских) крестьяне. А ведь кроме разоренной Европы некоторые солдаты и офицеры побывали и в США (принимая лендлизовскую технику)…

Активизировались националистические движения, воспрянуло уничтоженное было христианство (прежде всего — на территориях, находившихся под немецкой оккупацией). Огромную популярность получили военачальники, которым на время войны была предоставлена известная свобода действий. Во всех этих явлениях Сталин увидел прямую и явную угрозу своей власти.

 

Укрепление тоталитаризма

 

Для поддержания стабильности в стране, прежде всего, было необходимо изолировать вчерашних военнопленных, так как они, во-первых, были свидетелями грандиозных поражений Красной Армии в первой половине войны и мешали пропаганде внедрять в общественное сознание тезис о непогрешимости Сталина и советского военного руководства. Во-вторых, пленные едва ли не лучше других категорий советских граждан, оказавшихся волею военной судьбы за рубежом, видели, как живет Европа (конечно, сами они жили очень тяжело, но не могли не замечать, что происходило вокруг). За это они должны были быть наказаны. Так, только 20 % возвратившихся в Советский Союз военнопленных получили право вернуться домой, тогда как остальные либо были отправлены в лагеря, либо приговорены к ссылке минимум на пять лет, либо к принудительным работам по восстановлению разрушенных войной районов страны. Аналогичная судьба ждала и т. н. «остарбайтеров». Участь тех, кто так или иначе выступил в ходе войны на стороне противника («власовцы», казаки, «хиви», военнослужащие «восточных легионов» вермахта), была самой тяжелой. Многие из них были расстреляны сразу же после попадания в руки НКВД, остальные получили огромные сроки каторжных лагерей. К «пособникам фашистов» приравнивались и участники националистического сопротивления в западных районах СССР, которые подвергались форсированной «советизации». Наибольшего размаха это движение получило на Западной Украине, где ожесточенное сопротивление Красной Армии оказывала Украинская Повстанческая Армия (УПА) и Прибалтика — район действия «лесных братьев». В борьбе с этими отрядами силы НКВД использовали те же методы, что и гитлеровские каратели в годы войны. Тем не менее, окончательно Западная Украина была покорена только в 1950 г., а Прибалтика — и того позже (в Литве последние вспышки сопротивления отмечались еще в 1956 г.). В июне 1946 г. вышел Указ ВС о депортации в восточные районы страны ряда обвиненных в «коллективном предательстве» народов. Фактически, этот указ подвел правовую (если это можно назвать правом) базу под уже совершившееся в годы войны выселение в Западную Сибирь и Казахстан чеченского, ингушского, карачаевского, балкарского, калмыцкого, крымско-татарского (все народы депортированы с октября 1943 по июнь 1944 гг.) и немецкого («русские немцы») народов. Если до этого они (особенно немцы) могли надеяться на то, что с окончанием войны им выйдет амнистия, то теперь становилось понятно — это (ссылка и положение бесправных спецпоселенцев) навсегда. Советский Союз, декларировавший свой интернационализм, пошел по пути, проложенному нацистской Германией (репрессии по национальному признаку). В дальнейшем эта практика была продолжена. Так, в 1949 г. во внутренние районы СССР с Кавказа были выселены все греки и турки. В 1950 г. в Казахстан и Среднюю Азию отправили всех советских корейцев с Дальнего Востока. В 1953 г. готовилась депортация евреев.

Стоит вспомнить и еще об одной «депортации» — в 1947 г. НКВД провела акцию по аресту и вывозу в отдаленные районы инвалидов войны, лишившихся в годы войны родных и брошенных на произвол судьбы государством. В первое послевоенное время они десятками (если не сотнями) проживали на вокзалах, базарах и т. п., прося милостыню в солдатских гимнастерках, увешанных медалями. Разумеется, они сильно портили картину торжества победоносного Советского Союза. Это и решило их судьбу. Большинство из них кончили свою жизнь вдали от посторонних глаз (например, в колонии на о. Валаам или ей подобных).

Мощный удар был нанесен и по интеллигенции, которая в годы войны подрастеряла страх и стремилась выйти (не очень, впрочем, далеко) за рамки установленных свыше идеологических правил. Даже эти робкие попытки глубоко советских, как правило, людей думать и творить самостоятельно (без каких бы то ни было крамольных мыслей!) были неприемлемы для государства. Ведь, как известно, интеллигенты в тоталитарном обществе — не творцы, а «инженеры человеческих душ»! Идеологическое руководство наступлением на интеллигенцию осуществлял один из любимцев Сталина Андрей А. Жданов. По его имени эти мероприятия получили довольно условное название «ждановщина». Целью «ждановщины» было запугать интеллигенцию и добиться от нее полной покорности (или заставить замолчать). Старт этой кампании был дан 14 августа 1946 г. постановлением ЦК ВКП(б) (на самом высоком уровне!) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Основной удар был направлен против против Анны Ахматовой и Михаила Зощенко, которые назывались рассадниками чуждой морали, пошлости и безыдейности. Обоих исключили из Союза писателей, обрекая на нищенское существование, но (внимание, гуманизм!!!) не расстреляли и даже оставили на свободе. Последнее как нельзя лучше свидетельствует, что целью этой кампании было именно запугивание, публичная демонстративная порка нескольких для того, чтобы напугать остальных. Следом за писателями очередь на публичную порку дошла и до кинематографистов. 4 сентября 1946 г. ЦК принял постановление «О безыдейности в кинематографе» (это в советском-то!). Идеологическому разгрому подверглись фильм Л. Лукова «Большая жизнь» о шахтерах Донбасса (за то, что в нем «фальшиво изображены партийные работники» и отсутствует показ «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной за годы сталинских пятилеток») и вторая серия фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (за создание образа царя, который теперь почитался как создатель мощной централизованной державы, как «бесхарактерного человека»). В конце 1946 г. Жданов создает журнал «Культура и жизнь», задачей которого было следить за советской культурой и предавать огласке факты отклонения от идеологических установок партии. Новый журнал начал с кампании против «декадентских тенденций» в театре (вот и до него добрались!) и потребовал исключить из репертуара все пьесы зарубежных драматургов. Это, к счастью, сделано не было, но была установлена жесткая квота «неидеологического» репертуара, превышать которую театр не имел права. В феврале 1948 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О декадентских течениях в советской музыке». Осуждению подверглись композиторы, «придерживающиеся формалистических антинародных направлений»: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян и другие. Им ставилось в вину то, что они «снизили высокую общественную роль музыки и сузили ее значение, ограничив его удовлетворением извращенных вкусов эстетствующих индивидуалистов». Репрессиям подверглась и наука. Так, в сентябре 1946 г. был закрыт «Исторический журнал», редколлегия которого позволила себе порассуждать (абсолютно верноподданически, но самостоятельно!) об Октябрьской революции. Вместо него был создан журнал «Вопросы истории» с уже совсем другой редколлегией… В августе 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ разгрому (не с научных, а с идеологических позиций) были подвергнуты генетики (сама генетика получила сколь обидное, столь и бессмысленное прозвище «продажная девка мирового империализма»). Торжествовала «мичуринская школа» шарлатана Трофима Д. Лысенко — «народного академика». Карьера Лысенко началась в феврале 1935 года на II съезде колхозников-ударников, где он, тогда молодой агробиолог, обрушился на «кулаков от науки». Очень скоро он добился изгнания из Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имена В. И. Ленина настоящих генетиков, своих научных оппонентов и, прежде всего знаменитого генетика и ботаника Н. Вавилова, который умер в тюрьме в 1943 году. Несколько позже буржуазной лженаукой была объявлена и кибернетика.

К 1948 г. по мере ухудшения отношений СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции «ждановщина» стала приобретать все более и более ярко выраженную антизападную окраску. Все, кто, так или иначе, был хотя бы раньше связан с Западом, попадают под подозрение. Так, в 1948 г. распускается Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), а среди его активистов проводятся аресты (руководитель ЕАК — режиссер Соломон Михоэлс был убит агентами МГБ в Минске еще в январе 1948 г.). ЕАК, установивший в годы войны по заданию Сталина тесные связи с американскими сионистскими организациями и получавший от них деньги, направлявшиеся на нужды обороны СССР, обвинялся теперь в шпионаже в пользу США и планах создания Еврейской АССР в Крыму.

Новый 1949 г. ознаменовался началом борьбы с «космополитизмом» (или, что то же самое, «низкопоклонством перед Западом»). Эта кампания свелась к борьбе с любыми проявлениями интереса к Западу, западной культуре, образу жизни. Доходило до анекдотических ситуаций: историки получили команду подтвердить первенство России во всех отраслях научного знания (проще говоря, доказать что все великие открытия сначала были совершены у нас, но из-за «проклятого царизма» незаслуженно забыты). Был переименован ряд городов (Шлиссельбург стал Петрокрепостью) и даже товаров («французская» булка стала называться «городской»). В рамках этой кампании началась борьба с первым в СССР молодежным движением — так называемыми «стилягами», стремившимися воссоздать в одежде и поведении стиль жизни американских сверстников (почерпнутый, впрочем, из американских и трофейных немецких фильмов времен войны, которые шли в советских кинотеатрах в первые послевоенные годы). «Стиляги» были подчеркнуто аполитичны, однако их вызывающее «западничество» раздражало власти. С 1952 г. борьба с космополитизмом приобретает все более выраженный антисемитский характер. Государственный антисемитизм достигает своего апогея после «раскрытия» 13 января 1953 г. «заговора врачей-убийц» из кремлевской больницы, большинство из которых было евреями. Они обвинялись в отравлении многих видных деятелей партии (Калинин, Жданов) и покушении на жизнь Вождя. После того как подследственные «признались» на Лубянке в якобы совершенных ими преступлениях, пропаганда заговорила языком, напоминавшим антисемитские пассажи Геббельса. Полным ходом шла подготовка к публичной казни врачей и депортации евреев. Лишь смерть вождя 5 марта 1953 г. привела к закрытию этого дела.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...