Принципы налогообложения стран ЕС
Налогообложение в странах ЕС В настоящее время структура налогообложения в странах-членах ЕС характеризуется значительной степенью унификации. По состоянию на 1 января 2002г. налоговые системы всех стран-членов ЕС предполагают взимание таких налогов, как: - налог на прибыль, - подоходный налог на доходы физических лиц, - НДС, - социальные налоги. Такие элементы налоговой системы, как порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождения, система контроля за налогоплательщиками со стороны налоговых органов, также являются идентичными. Сходства 1) В частности, в странах-членах ЕС налог на прибыль юридических лиц исчисляется за календарный год или соответствующий финансовый год, установленный в учредительных документах компании (в случае если финансовый год отличается от календарного). Объектом налогообложения в большинстве стран-членов ЕС является прибыль, полученная компанией от деятельности во всем мире. 2) Общим моментом в порядке взимания налога на прибыль в странах-членах ЕС является также наличие инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Данные льготы, как правило, предоставляются в виде права на ускоренную амортизацию объектов основных средств или возможности использования компаниями налогового вычета на сумму расходов, понесенных при осуществлении научно-исследовательской или инновационной деятельности. 3) Порядок взимания налогов, отличных от налога на прибыль, также в значительной степени унифицирован, а в отношении НДС является общим для всех стран-членов ЕС. В качестве примера подобной унификации можно привести то, что система государственного социального страхования работников в большинстве стран-членов ЕС предусматривает получение средств финансирования от работодателей в виде соответствующих взносов во внебюджетные фонды. Налогообложение имущества налогоплательщиков, как правило, осуществляется в странах-членах ЕС на уровне местных властей и муниципалитетов.
В то же время налоговые системы стран-членов ЕС имеют свои особенности, которые, связаны с приоритетами национальной экономической политики, бюджетными взаимоотношениями между различными уровнями власти или иными факторами. Так, в отличие от всех остальных стран-членов ЕС налоговым законодательством Франции предусматривается взимание налога на прибыль по территориальному принципу, который предполагает налогообложение прибыли, полученной исключительно от деятельности в соответствующей стране. Иначе говоря, во Франции компания – налоговый резидент – уплачивает налог на прибыль с суммы доходов, полученных исключительно от деятельности данной компании во Франции. Другим примером специфичности налоговой системы страны-члена ЕС в части налога на прибыль является налоговое законодательство Дании, которое не предусматривает возможности использования налогоплательщиками каких-либо льгот по налогу на прибыль в виде налоговых вычетов или освобождений. Помимо этого налоговые системы некоторых стран-членов ЕС включают в себя налоги на заработную плату, отсутствующие в большинстве стран-членов ЕС. Как и взносы на социальное страхование, налоги на заработную плату уплачиваются работодателем. Однако в отличие от взносов на социальное страхование, представляющих собой инструмент финансирования программ социального обеспечения населения и, как правило, зачисляемых в соответствующие внебюджетные фонды, поступления от налогов на заработную плату включаются в состав доходов соответствующего бюджета, хотя и имеют целевой характер.
Помимо структуры налоговых систем в значительной степени совпадает также направление налоговых реформ, осуществляемых в странах-членах ЕС. В последние годы большинство стран-членов ЕС провели реформы, направленные на уменьшение уровня прямого налогообложения компаний. Основным элементом данных реформ стало уменьшение предельных ставок налога на прибыль. В период с 1990 по 2001 г. снижение налоговых ставок было, в частности, осуществлено в Бельгии (с 43% в 1990г.до39%в 2001 г.), Дании (с 40 до 30%), Франции (с 39,5 до 33,33%), Германии (с 43 до 25%), Великобритании (с 35 до 32,5%). Одновременно реформы прямого налогообложения в Австрии, Германии, Дании, Франции характеризовались расширением налоговой базы, выражающимся в снижении уровня амортизации оборудования, ужесточении порядка переноса убытков в уменьшение будущей прибыли компании.
Кроме того, в Бельгии, Финляндии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Испании, были проведены реформы социальных налогов. Основным элементом данных реформ стало снижение предельных минимальных и максимальных налоговых ставок. Данное направление реформ, с одной стороны, должно способствовать созданию более благоприятных условий для использования труда как фактора производства. С другой стороны, снижение налоговых ставок не должно препятствовать надлежащему финансированию системы социального обеспечения – проблемы особенно актуальной в связи с продолжающимся процессом старения населения Европы. Содержание налоговых реформ не до конца однородно во всех странах-членах ЕС и предполагает отдельные исключения. В частности, в отличие от прочих стран-членов ЕС, понизивших ставку налога на прибыль, в Финляндии было осуществлено повышение предельной ставки налога на прибыль с 28 до 29%, а в Испании и Нидерландах она оставалась на одном уровне.
Одновременно страны-члены ЕС не могут достичь согласия по отдельным принципиальным проблемам, касающимся всего региона. Одним из наиболее показательных примеров является выработка общего подхода к проблеме экологических налогов и налогов на энергоносители, обусловленная соответствующими требованиями Киотского протокола, а также вопросами энергосбережения. В настоящее время при наличии принципиального политического согласия по вопросу экологического налогообложения страны-члены ЕС не сумели принять общую политику в данной сфере. В свою очередь отсутствие согласия в рамках ЕС по вопросу налогообложения энергоносителей стало одной из причин энергетического кризиса, охватившего Европу.
Принципы налогообложения стран ЕС Принцип«налоговой не дискриминации» базируется на двух основных положениях: - невозможности прямого или косвенного обложения внутренними налогами одним государством-членом ЕС продукции другого государства-члена ЕС в размерах, превышающих налогообложение национальной продукции; - государство-член ЕС не должно облагать продукцию других государств-членов ЕС внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции. Принцип «налоговой не дискриминации» часто находит свое практическое применение в арбитражной практике ЕС. Тесно связанным с принципом «налоговой не дискриминации» является принцип «нейтральности налогообложения», заключающийся в запрете на возмещение внутреннего налогообложения при ввозе продукции на территорию другого государства-члена ЕС в размере, превышающем уровень уплаченных прямых или косвенных налогов. Проблемы 1. регулирование налогообложения процентных доходов физических лиц-резидентов стран-членов ЕС. Важность данного вопроса обусловлена возрастанием международной мобильности капитала и, как следствие, увеличением возможностей для размещения денежных средств физическими лицами на финансовых рынках других стран. 2. Основной проблемой в этой области, стоящей перед странами — членами ЕС, является налогообложение доходов от сбережений. Острота ее резко возросла в условиях отмены ограничений на движение капиталов, означающей, в частности, право граждан свободно покупать ценные бумаги и открывать банковские счета в любой стране ЕС. В этих условиях возникает угроза спекулятивного перевода капиталов инвесторами — частными лицами и организациями, занимающимися коллективным вложением личных сбережений (например, средств пенсионных фондов, сбережений на приобретение жилища и др.), в страну с наиболее благоприятным налоговым режимом с целью уклонения от уплаты налога в своей стране и повышения прибыльности накоплений.
Однако предложения Комиссии о гармонизации налогов на сбережения и, в частности, введении единой минимальной ставки налога на проценты по облигациям и банковским счетам, принадлежащим гражданам других стран ЕС, долгое время не получали поддержки членов Совета. Лишь в декабре 1997 г. была достигнута договоренность об основных принципах налогообложения этой категории сбережений. Проект директивы, который пока еще не утвержден Советом, предусматривает либо взимание налога (в размере не менее 20%) банком или компанией, выплачивающей проценты, либо предоставление информации о сумме таких процентов государству-члену, где находится их получатель. В целях предотвращения перевода личных сбережений граждан в банки и финансовые учреждения третьих стран предлагается добиваться внедрения указанных положений в международную практику. Фактически ничего не сделано в области гармонизации личного подоходного обложения (включая взносы в систему социального обеспечения), которое остается полностью в компетенции стран-членов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|