Культурно-исторический очерк
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПЛАН 1. Герб 2. Летопись 3. Страницы истории 4. Культурно-исторический очерк 5. История археологического изучения 6. Карта города 7. Использованный материал ГЕРБ "В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя".
Летопись
862 г. - Первое упоминание в летописи.
Страницы истории Город Ростов вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Легенда утверждает, что его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь. Так или иначе, годом основания Ростова считается первое упоминание о нем в летописях ("повесть временных лет") под 862 годом. Летописи также рассказывают об участии ростовцев в походах князя Олега на вражеские города Киев /882/ и Царьград /907/. Примерно в это же время в городе появляется и славянское население. В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил здесь до 1010 года. Находящийся в 60 км к северу от Ростова Ярославль, был основан Ярославом и назван в его честь.
В 989 году в Ростове решили ввести христианство. В воды озера Неро согнали все население города и разбили его на группы по 10-15 человек. Специально приглашенные византийские священники плавали на лодках между группами и крестили жителей, давая им одно имя на группу. Еще много лет население противилось нововведениям, поднимало восстания, восстанавливало свои капища Велесу и Яриле. Так, в 1071 году был убит первый ростовский епископ Леонтий. В 1073 году Ян Вышатич из Киева подавил последнее из восстаний. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Ростов вместе с Переславлем и прочими входит во владения Всеволода, а затем Владимира Мономаха. Город находится на вторых ролях, управляют им наместники, назначаемые из Владимира. В 1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под названием Москва... С 1207 года Ростов - столица независимого княжества. В 1216 году в него входили Ярославль, Углич, Белоозеро, Устюг. Однако уже в 1219 году княжество разделилось на три части - Ростовское, Ярославское и Угличское. Ростовцы активно воюют со своими соседями, однако в 1238 году монголо-татары накрыли своими полчищами сразу всех. Ростовский князь и его дружина погибли в битве на реке Сить, город был захвачен и сожжен. К 1320 году княжество было настолько сильно раздроблено, что удельным князьям уже не хватало отдельных городов. Ростов был поделен на две части - восточную и западную. Таким образом, им правило сразу два князя. В ходу даже была поговорка: "В Ростовской земле князь в каждом селе". Мелкие княжества постепенно заглатывались Москвой, которая в своих интересах пользовалась поддержкой монголо-татар. В 1322 объединенные татаро-московские силы (Юрий Данилович из Москвы и посол татарский Ахмыл) нанесли серьезный урон Ростову, истребив большое количество живой силы, а в 1339 году Иван Калита, борясь с Тверью, заодно захватил Ростов, который занимал протверскую позицию. В 1474 году Иван III купил последний удел Ростовского княжества, положив конец истории независимости города. Некоторое время Ростов оставался процветающим городом, через него проходил торговый путь на север в Ярославль, Вологду, Кириллов, Архангельск, Великий Устюг. В начале XVII века Ростов был взят польско-литовскими захватчиками /1608/. При этом горожане, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым, оказали героическое сопротивление. Последним их оплотом стал Успенский собор (композиционно связаный со стенами и башнями Ростовского кремля), внутри которого осажденные продолжали сражаться, пока не были истреблены. Предание утверждает, что воевали даже женщины, одна из которых, княгиня Мария Лобанова, убила предводителя нападавших пана Заборовского и союзника поляков ярославского князя Ивана Шамина. Город был сожжен и разрушен.
В 1612 Ростов освобожден войсками Минина и Пожарского. До 1788 года в городе ведется бурное строительство, он растет и богатеет, являясь центром митрополии. В 1788 году митрополиты переезжают в Ярославль. С этих пор начинается упадок города. Сильный урон нанесли городу годы коммунистического правления. Многие церкви были порушены и пришли в запустение. В тридцатых годах Успенский собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе уже возобновлены (как в летнем храме - с мая по октябрь), до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко... Однако, можно сказать, что судьба была благосклонна к Ростову. Центр города оказался не тронут, крупная промышленность и комсомольские стройки обошли его стороной. Сегодня мы видим тихий, умиротворенный город, где рядом с величественным кремлем может прогуливаться обычная корова... Культурно-исторический очерк Впервые Ростов упоминается в древнерусской летописи "Повести временных лет" под 862 годом, однако земли возле озера Неро были заселены еще в доисторические времена. Впоследствии здесь жило угро-финское племя меря. В конце IX века в междуречье Оки и Волги появляются славяне-кривичи и новгородцы. Тогда же, видимо, возникает на берегу озера мерянско-славянское поселение Ростов, ставшее уже в X веке одним из самых больших городов на северо-востоке древнерусского государства. Ростовская дружина воеводы Потани участвовала в удачных походах киевского князя Олега к Царьграду (907, 911 гг.). Олег требовал от Византии дани "на Ростов", и город получал ее.
В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил здесь до 1010 года и в это время основал Ярославль для защиты Ростова со стороны Волги. После смерти Ярослава в 1054 году при разделе Руси между его детьми Ростов достался князю Всеволоду как придача к южному Переславлю. Удаленная от Киева земля крепко держалась за старые обычаи: новая христианская религия с трудом завоевывала в этих местах позиции. Первый ростовский епископ Леонтий в 1071 году был убит приверженниками язычества. Однако и здесь христианство постепенно набирало силу. Строились первые храмы, сначала деревянные. Успенский собор Никоновская летопись называет "чудным и зело преудивленным". Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нем княжество расширилось, а Ростов получил название - Великий. Однако, опасаясь козней ростовских бояр, Юрий избрал себе местожительством Суздаль, поэтому княжество именовалось Ростово- Суздальским. После Юрия княжил его сын Андрей Боголюбский, сделавший столицей город Владимир. При нем в Ростове вместо сгоревшего в 1160 году дубового Успенского собора был построен каменный (1161-1162). После смерти Андрея в период княжеских междуусобиц Ростов и Владимир боролись за первенство, что нередко приводило к военным столкновениям. К первой половине XIII века относится расцвет культурной жизни города. При князе Константине Всеволодовиче в 1216 году становится столицей отдельного княжества, включавшего кроме Ростова, Ярославль, Углич, Бело озеро, Устюг. В городе возобновляется каменное строительство: в 1213 году заложен новый Успенский собор, в 1215 году - церковь Бориса и Глеба на княжеском дворе. Князь Константин был покровителем наук и искусств. Библиофилом был и его современник епископ Кирилл, часть замечательной библиотеки которого сохранилась до наших дней, кроме того, сохранилась и летопись, ведшаяся при епископской кафедре. В 1238 году Ростов был захвачен войсками хана Батыя. В XIV веке шло объединение русских земель вокруг Москвы. Московские князья, начиная с Ивана Калиты, постоянно присоединяли к своим владениям и ростовские земли. Этот процесс был завершен в 1474 году при Иване III. Однако, потеряв политическое значение, Ростов еще долго оставался одним из религиозных центров Руси.
В это время в городе продолжает развиваться своя живописная школа. С ростовской епархией связана жизнь и деятельность великого художника второй половины XV - начала XVI века - Дионисия. При кафедре продолжалось летописание, до нас дошло несколько владычных летописей XV века. Особой славой пользовались библиотеки Ростова, крупнейшая из которых находилась в Григорьевском монастыре. Конец XV - первая половина XVI века - время расцвета ростовской архитектурной школы. Ростовские каменщики в этот период строят во всех концах обширной епархии - от Переславля до Белоозера. Одним из лучших мастеров был Григорий Борисов (Борисоглебский монастырь, Данилов монастырь...). В конце XVI века ростовские епископы получили титул митрополитов. В городе в те времена шло строительство церковных и гражданских зданий. Предположительно в это время был сооружен и дошедший до нас Успенский собор. Через Ростов проходил торговый путь, соединявший Москву с северными городами и Белым морем, что способствовало развитию торговли. Значительную роль играла ростовская ярмарка. В XVI веке во времена Ивана Грозного здесь был построен Гостиный двор. Царь не раз бывал в Ростове, город был взят в "опричнину", он стал владением, принадлежащим лично царю. В 1554 году в Авраамиевском монастыре по указанию Грозного и на средства государственной казны строится Богоявленский собор. Как и храм Василия Блаженного в Москве, это памятник в честь взятия Казани. Вскоре в центре города строится церковь Вознесения, более известная как церковь Исидора Блаженного, сооружаются княжьи терема и Красная палата. Во время польской интервенции отряды "тушинского вора" - Лжедмитрия II под предводительством Сапеги и Лисовского в октябре 1608 года после ожесточенного боя ворвались в город и разрушили его. Ими был взят и разграблен Успенский собор, похищены драгоценности. Был схвачен и митрополит Филарет Никитич Романов - в будущем патриарх русской церкви, сын которого Михаил в 1613 году стал первым русским царем из династии Романовых. Через некоторое время Ростов стал восстанавливаться. В 1631-1633 гг. вокруг города построили земляные валы длиной 2,7 км и высотой более 9 м. Во второй половине XVII века в Ростове широко строятся каменные храмы, монастыри, гражданские здания. Митрополит Иона Сысоевич развернул грандиозное возведение Ростовского кремля. Строительство, начатое в 70-х годах XVII века, продолжалось 30 лет. Кроме кремля в Ростове и его окрестностях представляют интерес и другие памятники старины: Авраамиев и Спасо-Яковлевский монастыри, колокольня села Поречье-Рыбное, деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне. На весь мир знамениты ростовские колокола. Если кремль считается первым чудом Ростова, звоны - вторым, то третье чудо, безусловно, финифть - искусство письма по эмали. Города, как люди: у каждого своя судьба. Одни - из простых приобретают значимость, другие, некогда процветавшие, - теряют былую славу. Ростов Великий или, как его еще именуют, Ростов Ярославский - один из древнейших русских городов. Он старше Москвы почти на 300 лет, ровесник Киева и Новгорода. Ростов на озере Неро упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом, когда на Русь был призван родоначальник династии русских князей - Рюрик. Уже с XII века город именовался Великим. Такое поименование означало не размер города, а величину светской и духовной власти, сосредоточенной в одном месте. Со времени утверждения на русской земле христианства и до конца XVIII века Ростов являлся центром епархии. В истории города отразились и яркие страницы, и трагические события. Был он столицей Залесья, потом - центром удельного княжества. В XIII веке захвачен монголо-татарами, в XVI веке взят в опричнину Иваном Грозным, а в начале XVII века разорен польско-литовскими интервентами. Особенно много сделал для города при его восстановлении митрополит Иона Сысоевич. При нем была возведена резиденция Ростовских митрополитов, которую с XIX века стали именовать Ростовским Кремлем. С его легкой руки прямо здесь отливались колокола. Архитектурный ансамбль Ростовского кремля строился около 30 лет и дошел до нашего времени во всей своей величавой красе. Многообразию архитектурных форм вторит колокольный звон. Ростовские звоны славились по всей Руси. Они имели свои специальные названия: Егорьевский, Акимовский, Ионофанский. Самый торжественный - ионический. Этими звонами восхищались французский композитор Гектор Берлиоз и русский певец Федор Шаляпин. И сегодняшние посетители Ростовского кремля могут послушать мелодичное звучание русских колоколов. Ростовский кремль В настоящее время в архитектурном ансамбле города доминирует уникальный комплекс Ростовского кремля (1670-1683 гг.). К крепостной стене кремля примыкает городская площадь с величественным пятиглавым Успенским собором (1589 год), где почивают мощи ростовского князя Василька, трагически погибшего в битве с монголо-татарами на реке Сити. Рядом с храмом - четырехглавая звонница с пятнадцатью знаменитыми ростовскими колоколами, отлитыми на протяжении XVII-XIX веков (в их числе колокола "Сысой", "Полиелей", "Лебедь"). В кремле, вокруг главного двора с прудом в центре, сосредоточены основные церковные, административные, жилые и хозяйственные постройки, соединенные арочными переходами: Красная палата ("Хоромы для пришествия великих государей"), Белая палата с домовой церковью Спаса на Сенях и Княжьими теремами, трехэтажный Самуилов корпус и другие сооружения. Нигде, кроме Ростова, не встретишь доведенных до такого совершенства надвратных храмов. По стенам кремля можно, не сходя на землю, не только пройти во все храмы, но и обойти другие строения: настоящая средневековая крепость. Здесь снималась знаменитая сцена погони из кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию". Сейчас в кремле располагается Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|