Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации/Р.И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ. 2001.
Министерство образования Республика Беларусь Гомельский Государственный университет им. Ф. Скарыны РЕФЕРАТ Тема: «Государственная, социальная и кадровая политика на современном этапе» Выполнил: Студент гр. ГУ-10з Яковенко Л. В. Проверил: Минчукова Л. А. ГОМЕЛЬ 2010 ВВЕДЕНИЕ Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми. В условиях переходного к рынку периода, сопровождающегося сильной дифференциацией населения по доходу, безработицей, падением уровня жизни и благосостояния народа, что ведет к социальной напряженности в обществе, особая роль в эффективном социально-экономическом развитии страны принадлежит социальной политике государства, направленной на управление социальным развитием, умножение и распределение материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня и качества жизни всех слоев населения, каждого человека. Государству отводится ведущая роль в создании гарантий безопасности в социальной сфере, разработке программных и прогнозных документов, стратегии
действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты. От государства требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма в их развитии, осуществление заботы о подрастающем и старшем поколении, поддержка образования, культуры общества, здравоохранения, так как многие социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирования рыночного механизма. Несмотря на достигнутые положительные результаты реформ в Республике Беларусь, характеризующиеся стабильным и высоким экономическим ростом (в 2004 г. рост ВВП составил 111 %), низким уровнем безработицы (в 2004 г. - 1,9 % к экономически активному населению), снижением уровня инфляции и т.п., многие аспекты жизни населения находятся в критическом состоянии. Так, согласно официальной статистике, несмотря на реальный рост доходов населения, увеличившихся за период 1996 - 2003 гг. в сопоставимом выражении в 2,1 раза, количество жителей Беларуси с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину - 27,1% от общей численности населения или 2676 тыс. чел. Из них 178 тыс. человек живут в крайней бедности, когда доходы в два раза ниже величины прожиточного минимума. В республике по-прежнему остро стоит проблема скрытой безработицы и безработицы среди молодежи, требует внимания демографический аспект развития страны. В связи с вышеизложенным, в настоящее время является актуальным рассмотрение проблем, возникающих в процессе реализации государственной социальной политики с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере. Таким образом, целью данной работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики. Объектом исследования является государственная социальная политика в Республике Беларусь.
Понятие социальной политики, ее цели и функции. Функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Социальная политика. Что это такое? Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика– это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Государственная социальная политика– это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости,
предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. программ социального обеспечения и системы социальных услуг.. Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам). Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами.
В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития. Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы: 1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него. 2. Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части). 3. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу – степени вмешательства государства в социальную сферу претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы. Главная цель социальной политики - стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его некоторого роста. В дальнейшем предусматривается устойчивый рост жизни населения, для чего необходимо обеспечить прирост его реальных доходов на уровне не менее 4 - 5 % в год. В период до 2010 г. Ставятся задачи последовательного повышения уровня и качества жизни на основе ежегодного прироста реальных доходов населения на менее 5 - 5,5 %. Основные цели в области социальной политики: • сокращение масштабов бедности; • повышение доли трудовых доходов и их реального роста; • улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечению комфортных условий и др. Важнейшими задачами социальной политики на современном этапе являются:
•повышение трудовой и хозяйственной активности населения -предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное использование; •регулирование доходов населения; .пенсионного обеспечения, жилищная реформа. Социальная политика, как и любая другая система регулирующих мер, может быть успешно реализована только в том случае, если достаточно четко определена ее цель. Главной целью социальной политики Беларуси в долгосрочной перспективе является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для расширенного воспроизводства качественного человеческого капитала. Реализация социальной политики основывается на следующих принципах: регулирование доходов предпринимателей посредством налогового механизма гарантия заработной платы наемных работников посредством законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы в оплате труда; защита уровня жизни населения посредством индексации заработной платы; Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий. В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП. Система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Существует два основных вида страхования: Осуществляется частными компаниями (добровольное); Осуществляется государством (принудительное); Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов. Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два: - социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни; - социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения; Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий. К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная плата. В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать. Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне. Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание. К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. К формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий. Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления: социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь. Социальная защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей всех граждан, а также лиц без гражданства. Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Одним из главных ее аспектов является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы. Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граждан отводится обеспечению занятости населения. Систему социальной защиты следует рассматривать как механизм долговременного действия, который регулирует в республике оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги из общественных фондов потребления (ОФП) и который реализуется через социальные гарантии. К числу социальных гарантий относятся: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, механизм поддержания основные направления и задачи социального развития находят отражение в социальной политике Республике Беларусь, которая предполагает как минимум сохранение ныне действующих социальных гарантий в сфере доходов населения занятости, социальных услуг; Во многом реализация социальной политики зависит от уровня развития социальной инфраструктуры. На современном этапе основным направлением ее развития должно быть недопущение снижения существующих государственных социальных гарантий в здравоохранении, образовании, культуре, в приобретении жилья, потреблении бытовых услуг. На современном этапе основной целью государственного регулирования отраслей социальной сферы является сохранение существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно эти направления социальной политики представляются наиболее важными. Важное значение имеет обеспечение потребности в жилье. Национальная жилищная стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан. Долгосрочной целью жилищной политики Республики Беларусь должно стать улучшение жилищных условий граждан: преодоление дефицита жилья, улучшение качества жилых помещений, создание оптимальной инфраструктуры жилых массивов с соблюдением физических, эстетических, экологических параметров окружающей среды, с учетом местных условий и приближением в перспективе по этим показателям к уровню экономически развитых стран. Основные принципы жилищной политики таковы: •предоставление бесплатного (социального) жилья гражданам, пользующимися предусмотренными законодательством льготами; •государственная поддержка граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий; •свободный доступ к удовлетворению жилищных потребностей для всех граждан за счет собственных средств. образования, здравоохранения, культуры, обеспечения доступности их услуг населению. Государственная поддержка этих важнейших сфер жизнедеятельности общества должна обеспечиваться введением принятых государственных минимальных социальных стандартов в области образования культуры, здравоохранения, предоставляющих собой тот минимальный уровень государственных гарантий, который оно может обеспечить для удовлетворения потребностей населения в услугах этих отраслей на определенном этапе своего экономического развития. Обращение к проблеме соотношения функций государства и отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) в социальной сфере обусловлено необходимостью разработки эффективной с точки зрения социально-экономических критериев модели социальной политики, отвечающей как требованиям национального значения, так и задачам отдельного предприятия. Постановка проблемы обуславливает необходимость обращения к понятию социальной политики, принципам ее реализации на уровне государства и предприятий.* В самом общем смысле социальная политика призвана решать проблему социального неравенства в обществе. Система социальных гарантий предусматривает удовлетворение, во-первых, потребности всех членов общества в медицинском обслуживании, жилье, образовании, здоровой окружающей среде; во-вторых, потребностей незащищенных членов общества в материальных источниках существования; в-третьих, трудоспособной части населения – в труде. Удовлетворение таких потребностей означает обеспечение благосостояния по его основным социально-экономическим компонентам. Таким образом, среди функций социальной политики можно выделить три основных: защитную, активную, конструктивную. Эти функции предполагают решение следующих задач: - социальное обеспечение наиболее нуждающихся, «экономически» слабых; - создание условий для трудовой активности, регулирования занятости и зарплаты, совершенствования трудовых качеств работника; - развитие личности, поддержание здоровья людей, повышение их культурного уровня. Основная цель социальной политики на национальном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов – достижение благосостояния человека и общества, регулирование социального неравенства и механизмов распределения ресурсов. Государство берет на себя обязанность по обеспечению всем гражданам минимально необходимого прожиточного уровня. Удовлетворение потребностей, превышающих минимальный уровень, осуществляется вне системы государственных социальных гарантий. Как правило, их обеспечение связывается с самостоятельной экономической активностью индивида/предприятия. В основе системы социальных гарантий, предоставляемых государством, – принципы общедоступности и бесплатности их предоставления. Система социальных гарантий государства предусматривает удовлетворение потребностей членов общества на уровне стандартов современного развития общества. Концепция социальной защиты населения предполагает законодательное закрепление минимальных гарантий, поддержание благосостояния населения на минимальном уровне, снижение уровня бедности и социального неравенства. Поэтому в структуре социальной политики важным направлением становится защита экономически слабых, преимущественно нетрудоспособных, тех, кто не в состоянии обеспечить себе источники существования. Понятие социальной ответственности государства воплощается в социальной активности законодательной и исполнительной власти всех уровней. Она охватывает весь процесс обеспечения и предоставления гарантий: от определения их конкретного содержания, принятия и подкрепления их соответствующими законодательными актами до разработки и применения практических мер по их осуществлению. Социальную политику современного предприятия следует рассматривать исходя из определения предприятия как субъекта, выполняющего экономическую функцию, основное содержание которой состоит в максимизации прибыли. Соответственно, социальная политика в этом случае представляет собой инструмент экономического роста предприятия. Социальные программы являются одним из направлений реализации стратегии развития предприятия, которое задействует социальные факторы в качестве эффективного механизма повышения производительности труда работников. Цель социальных программ как внутрифирменного механизма мотивации труда состоит в том, чтобы побудить работника работать более инициативно, творчески и результативно – с максимальной отдачей для предприятия. Таким образом, разница в содержании конкретных задач социальной политики на уровне предприятия и государства определяется соотношением выполняемых социальных и экономических функций, в котором последние являются приоритетом для предприятий. Распределений ролей в реализации социальной политики: государство и предприятие. Современный этап Сегодня, ведущим при определении объема социальных гарантий на предприятии является его экономическое положение. Хотя темпы массового отказа от объектов социальной инфраструктуры заметно снизились, многие предприятия не готовы вернуться к уровню развития социальной сферы советского времени. Причиной этого становится, как правило, не дефицит средств и кризисное финансовое положение, а расчет экономического эффекта социальных программ. Можно говорить о тенденции изменения структуры принципов и мотивов менеджмента в предоставлении социальных льгот на предприятии. Следует отметить, что отказ от объектов соцкультбыта на современном этапе обосновывается следующими соображениями: предприятия освобождаются от тех объектов, которые отягощают его бюджет, снижают возможность приспособления к внешним условиям (детские сады, дома культуры, санатории). Предприятия сегодня руководствуются основным принципом: оставить те объекты, которые могут приносить прибыль. В условиях рыночной экономики государство перестало быть основным работодателем, а потому в соответствии с новым Трудовым кодексом предоставляет работникам только минимум социальных гарантий. Дополнительные льготы определяются в рамках конкретного предприятия следующим образом: – формально – в положениях индивидуального контракта, если условия касаются непосредственно работника, или в коллективном договоре, если затрагивают интересы всего персонала или отдельных категорий трудового коллектива; – неформально – в рамках негласных правил, существующих на предприятии обязательств и решений руководства, для которого отсутствие четкой системы предоставления льгот выгодно, поскольку дает возможность использования социальных льгот в качестве личного «рычага воздействия» и контроля. На уровне отрасли вопросы социальных выплат регулируются на основании соглашений между профсоюзами, работодателями и органами власти. Таким образом, сегодня государственное участие в решении вопросов социальных гарантий заключается в законодательном закреплении базисных льгот и премировании отдельных предприятий, проявивших себя в качестве организаций, осуществляющих социально ответственный бизнес, в различных конкурсах социально-ответственного бизнеса. Цель проведения подобных конкурсов заключается в продвижении успешных практик предприятий, вкладывающих средства в мотивацию, развитие и социальную поддержку персонала, уделяющих особое внимание социальной политике. Актуальность реализации социальной политики на предприятиях на современном этапе обусловлена рядом причин. Во-первых, конкуренцией и появлением на рынке предприятий с иностранным капиталом, где собственниками являются западные компании, предлагающие своим российским сотрудникам социальные программы (хотя и уступающие социальным пакетам на аналогичных предприятиях в странах Западной Европы, но более привлекательные в сравнении с отечественными предприятиями- конкурентами). У руководства российских предприятий появляется осознание того, что конкурировать на рынке труда можно не только по уровню заработной платы, но и по объему и содержанию социальных пакетов. Появляется стимул к внедрению современных социальных пакетов и систем оплаты труда. Для предприятий нового частного сектора, созданных 5 – 6 лет назад, возникла необходимость осознания своего места на рынке. Кроме решения финансовых, технологических и организационных вопросов, актуальных на первых этапах развития фирмы, возникла необходимость интенсификации внутрифирменных отношений, определение своих отличительных характеристик, среди которых – формирование особого стиля внутрифирменных отношений, корпоративной этики. И в этой ситуации основным аргументом при выборе достойного социально пакета для многих является то, что компании, предлагающие своим сотрудникам различные льготы, принято считать более надежными и стабильными. Частные предприятия, пытающиеся привлечь необходимые им кадры, оказываются перед выбором: либо предлагать высокую заработную плату, которая компенсировала бы работникам отсутствие социальных льгот и гарантий, либо участвовать в их предоставлении наравне с предприятиями, где такие льготы сохранились с советского периода и предоставляются традиционно. Описать конкретное общество, понять закономерности его развития, особенности функционирования различных общественных сфер позволяет такая наука как социология. Для социологической науки общество всегда предстает в качестве конкретной социальной структуры. Понятие «социальный состав» населения страны по своему содержанию близко к понятию социальная структура общества. Оно отражает не просто наличие тех или иных групп в обществе, но и их численность. В социальной структуре любого общества выделяются в первую очередь группы людей по месту жительства – население города или деревни. В социальном составе населения обязательно выделяются группы, которые сложились исторически – этнические. Выделяются также религиозные общности (католики, православные, баптисты, мусульмане). Всегда выделяют группы людей на основании их отношения к собственности, профессиональные группы, в отдельные группы объединяются люди по месту в управлении обществом, по размерам доходов и т. д. По данным последней переписи, которая состоялась 16 февраля 1999 года, в нашей стране проживало 10 млн.45 тыс. человек (сейчас эта цифра составляет 9665,8 тысяч человек). По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ. Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км. Почти 70% населения нашей страны проживает в городах, и соответственно 30% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 104 городах и 108 поселках городского типа. 15 городов имеют население более 100 тысяч человек, в них проживает 67% городского населения. В столице нашей страны г. Минске проживает около 1млн.700 тысяч граждан, что составляет около 24% от всего городского населения. По данным последней переписи на 1000 мужчин приходилось 1129 женщин, а в группах старше 50 лет эта цифра возрастает. Большинство современных государства являются полиэтническими, в них проживают представители не одного, а нескольких этносов. Наша страна также является этнически неоднородной. По данным той же переписи 1999 года в стране проживают представители более 130 национальностей. Свою национальную принадлежностьно данным той же переписи 1999 года в стране проживали представители более 130 национальностей.сего городского населения. граждане при последней переписи определяли сами, а национальность детей определяли их родители. 81 % граждан Республики Беларусь признали себя белорусами, 11% – русскими, почти 4 % – поляками, 2% украинцами, 0.3% – евреями. В Республике Беларусь зарегистрировано 25 конфессий и направлений, всего более 3000 религиозных организаций. Социальная структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые характерны для современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.). Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики. Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. В нашей стране в последние годы наблюдалась положительная динамика роста доходов населения. Доля малообеспеченного населения сократилась с 42 % в 2000 году до 6, 1 % в 2008 году. Это один из лучших показателей среди стран СНГ. Главным средством достижения поставленной цели является усиление роли заработной платы как фактора повышения эффективности экономики и обеспечения роста реальных денежных доходов населения. Основным источником формирования денежных доходов граждан является заработная плата, пенсии, пособия, стипендии. Их доля в общей сумме денежных доходов населения составила в 2008 году 75, 9 %. В конце 2008 года средняя зарплата в стране составляла примерно 1 млн. рублей. Самая высокая зарплата в нашей стране наблюдается в финансово-банковской сфере, государственном управлении, строительстве, самая низкая – в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении. Важным направлением в деятельности государства является обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда, то есть установление и соблюдение минимального размера заработной платы. Минимальная заработная плата – законодательно установленный предел оплаты труда, ниже которого не может опуститься ни один наниматель, конечно при условии выполнения наемными работниками норм рабочего времени и объемов работ. В декабре 2008 года в долларовом эквиваленте минимальная заработная плата составила 97 долларов (в России 83, в Украине – 90). Для социального состава страны еще одним важным показателем является численность работающих или «занятых» по отраслям национальной экономики. В этой сфере сло<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|