Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кондрашихина Оксана Александровна

Кафедра психологии

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ

РАЗЛИЧИЙ В ПСИХИКЕ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛОВОЙ

 ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ

 

 

Курсовая работа студентки

Группы П-21

Специальности «Психология»

Юрхановой Катерины Юрьевны

 

Научный руководитель:

Кондрашихина Оксана Александровна

 

 

Севастополь – 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ…………………………………………..5

ГЛАВА II. ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ РАЗЛИЧИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

    2.1. Психометрические исследования половых различий в познавательных способностях………………………………………………………………………..22

    2.2. Значение биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин……………………………………….…………29

    2.3. Социально-психологические факторы в развитии познавательных способностей…………………………………………………………….………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…….39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

"мужчины" и "женщины" с безнадежным постоянством противопоставляются друг другу, подобно белым и красным шарам, которые лишены всяких различий между собою в пределах одного цвета!

                                  Отто Вайнингер

 

      В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различиями между полами, которые представлены стереотипами мужественности и женственности. Проблеме половой стереотипизации посвящено ряд исследований и публикаций. Первые исследования гендерных стереотипов были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. С 60-х гг. большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов.

     Традиционно социальная значимость женщин сводится к семейным ролям, а ориентация женщины на профессиональную деятельность оценивается многими как неженственная или антисемейная. Работа может быть для женщины только "занятостью", но не профессией, а тем более карьерой. В то же время мужская и профессиональные роли представлены как тождественные. Типично мужской образ - это образ активного, независимого, ориентированного на достижения человека.

   Влиятельными остаются и традиционные взгляды на отношения мужчин и женщин как иерархические, где выделяются преимущества мужчин, тогда как женская роль выглядит второстепенной.

    Треть опрошенных россиян (33%) считают, что разделение профессий на "женские" и "мужские" предопределено природой – иначе говоря, и у мужчин, и у женщин есть свое естественное предназначение, анатомией и биологией заданные склонности и способности. Половина опрошенных (51%) склонны думать, что такая дифференциация профессий предопределена устройством общества[13].
   Известно, что гендерное неравенство выражается, помимо прочего, в разделении профессий на "женские" и "мужские", причем профессии, связанные с более высоким социальным статусом и более высокими доходами, как правило, "закреплены" за мужчинами.
Изучением различий в психике у мужчин и женщин занимались Фрейд, Вайнингер, Йорсард, Гамильтон, Сандра Бэм, Цукерман, Айзенк, Геодокян, Элис Игли, Фейнгольдом, Ненси Ходоров и др.

Существует множество теорий, объясняющих различия в психике, связанные с половой принадлежностью, но многие теории противоречат друг другу.

Итак, целью данной работы является исследование теоретических подходов и концепций, объясняющих различия в психике и способностях мужчин и женщин.

 

ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

 

 

Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в за­висимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясня­ют. Это теории и концепции[2]:

1) гендерных различий;         

2) гендерной социализации;  

3) психологии женщины; 

4) психологии мужчины;

5) психологии гендерных отношений;     

6) гендерной психологии лидерства.

Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо опреде­ленному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную со­циализацию, и гендерные различия.

Существуют также частные концепции, которые объясняют эксперименталь­ные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощуще­ниям или отсутствие мотивации достижений у женщин). Большинство из них касает­ся различий между полами, что не удивительно — именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит.

 

   Теории гендерной социализации

   Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» (название; которое можно считать символичным) он изобразил женщин завидующими мужской ана­томии (имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны бы­ли быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изо­бражались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлени­ем нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к вла­сти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим [9].

Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформировать­ся лишь под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для жен­щин.

Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кернберг).

С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин — лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная си­туация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и на­личие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).

Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.

По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомне­ния при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличии патологического нарциссизма мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это вы­работка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин — окружение себя похожими сотруд­никами, которые помогают выполнять лидерскую роль.

В рамках когнитивизма известны 3 концепции:

1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона;

2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера

3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стерео­типы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «жен­ское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоня­ется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным по­ведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:

1) каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями);

2) игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);

3)ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереоти­пу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);

4) навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);

5) вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают вылить пива, на футбол).

Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей — в лабораторных условиях.

Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и жен­щин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям. Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типично­стью — типичный мальчик или типичная девочка.

 

Теории гендерных различий

   Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Были проведены исследования:

1) близнецов — по изучению наследственных черт;        

2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с по­ловыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительнопространственным способностям;

3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.

Эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в измене­нии, а женский — в сохранении популяции: мужской пол — это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором — женским по­лом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пла­стичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В. К. Федоровой, Ю. Г. Трошихиной и В. П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллекту­альных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту кон­цепцию неоднозначна. И. С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового димор­физма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе сре­ду развития [6]. Однако, несмотря на критику, концепция В. А. Геодакяна по-прежне­му одна из самых популярных в отечественной психологии.

Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

Одна из наиболее известных в этом подходе — теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, кото­рые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемле­мыми для мужчин, другие — для женщин. Эта теория очень популярна.

Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные сте­реотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Мо­дель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.

Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой»         я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению ав­торов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин — «независимая» я-концепции. Формиро­вание первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких лю­дях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.

В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и не­зависимости, мужчины стремятся получить власть над другими.

Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социаль­ность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин — родоплеменная (они ориенти­рованы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчи­ны компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин — нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем жен­ские, т. е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.

Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маску­линных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе — андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интег­рировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предло­жив теорию гендерной схемы.

Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей раз­личных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, — токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях [2].

Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:

1) «мать» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

2) «соблазнительница» здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;

3) «игрушка, талисман» — милая, но не деловая женщина, принося­щая удачу;

4) «железная леди» —этим токенам приписывается неженская же­сткость, и они особенно изолированы от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в груп­пе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.

Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологи­ческих и социальных факторов, о чем не раз будет говориться в дальнейшем.

 

Теории психологии женщины

    Строго говоря, концепции, которые пытаются объяснить женское поведение отдельно от мужского (точно также, как и наоборот), постоянно обращаются к сравнению мужчин и женщин. Поэтому трудно провести грань между гипотезами из раздела гендерных различий и психологии женщины и психологии мужчины. Так, часто в книгах по гендерным различиям или по психологии женщины можно встретить одни и те же имена и одни и те же концепции. И это естественно. Говоря об одном поле, трудно абстрагироваться от другого. Мы рассмот­рим две наиболее известные концепции Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган.

Концепция Нэнси Ходоров посвящена материнству. Его назначение — подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мама по-разному ведет себя по отношению к дочери и сыну. В итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир. Ходоров отмечала, что, становясь матерями, женщины преимуще­ственно отвечают за воспитание детей и практически не делают какого-либо су­щественного вклада в общественные достижения (науку, искусство и пр.).

Отвергая биологические объяснения материнства и отцовства (к примеру, А. Росси предполагала, что существуют биологические основания для большего вклада в ребенка со стороны матери, чем со стороны отца, по крайней мере, в пер­вые месяцы жизни), Ходоров доказывала, что процесс воспитания продуцирует дочерей, которые хотят быть матерью, и сыновей (у которых другие условия вос­питания), которые отвергают женщин, стремясь к автономии от них. Чтобы разорвать этот цикл у мальчиков, она призвала отцов принять равное участие в воспи­тании детей.

Критика упрекала Ходоров в том, что свои доказательства она основывала на клинических случаях, а также в узости подхода (в частности, меньший вклад женщин в науку и искусство может объясняться и другими факторами — экономическими; препятствиями, которые создает им общество, и т. п.). Также ставился во­прос о том, как отцы будут принимать равное участие в воспитании детей, если они, по мнению автора концепции, не готовы это делать в силу своего негативного опыта развития?

Кэрол Гиллиган в своей статье «Другим голосом» утверждала, что женщины отличаются от мужчин по отношению к морали, принятой в общест­ве. Они подругому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщин важны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассмат­ривают в этом плане. Мужчины же рассматривают моральные суждения с пози­ции принятых законов и непредвзятости. Мужчины являются большими индивидуалистами, отражая ценности индивидуалистической культуры США, и такое половое различие поощряется обществом. Возражая Колбергу, который считал нормой мужское поведение, а женщину рассматривал лишь как дополнение к мужчине (она слушает, приносит удовольствие и помогает ему), Гиллиган, напро­тив, настаивает на большей ценности женщин. Норма заботы о других не менее важна для общества, чем норма справедливости и законности, которой придержи­ваются мужчины.

Ее положения легли в основу и других теорий — в частности, о независимой и взаимозависимой я-концепциях Кросс и Мэдсон, о которой говорилось выше.

Эту концепцию также критиковали за то, что она не учитывала многие данные об отсутствии половых различий по моральным суждениям. Помимо этого, взгляды Гиллиган противоречат представлению об андрогинии.

 

     Теории психологии мужчины

      То, что было сказано о концепциях в области психологии женщины, в равной мере относится и к психологии мужчины. Практически нет ни одной концепции, кото­рая бы не сравнивала мальчиков и мужчин с девочками и женщинами. К тому же разработанность этого раздела гендерной психологии еще меньше, чем раздела психологии женщины. В основном существующие гипотезы рассматривают сущ­ность маскулинности (Кон, 2001).

Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин, к примеру, мужскими гормонами (в частности, в зрительно-пространственных способ­ностях, в особенностях строения и функционирования мозга). Обычно привлека­ется и материал о поведении животных. Проявления доминантности у мальчиков и мужчин, к примеру, находят аналогии в поведении самцов приматов.

Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается мизогинией, эмоциональным отчуждением от женщин и утверждением своего мужского превосходства, гордо­стью своей анатомией. Мальчик идентифицирует себя с отцом, усваивая и те ком­поненты его маскулинности, которые связаны со страхом кастрации и которые продуцируют мужскую тревогу [9].

Т. Парсонс и Р. Бейлз рассматривали мужскую роль как инструментальную.

Э. Маккоби демонстрирует формирование особой мужской субкульту­ры, отличной от женской. Этот процесс протекает в основном под влиянием сверстников мужского пола и включает особые (физические) игры, использование особой лексики, норм поведения — в частности, подчеркнутое отделение от всего «женско­го». Это усиливается и влиянием отцов, которые иначе относятся к сыновьям, чем к дочерям, стараясь также удалить любые проявления «фемининности» в поведении мальчика. Объясняется это влиянием более глобальной маскулинной культуры, которая распространена во многих индустриальных странах.

 

Теории психологии гендерных отношений

Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Элеонор Маккоби в своей книге. По ее мне­нию, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девоч­ки первыми начинают эту сепарацию (отделение) от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишеские группировки создают особый, «маскулин­ный» дух внутри этих группировок и регламентируют поведение мальчиков, за­прещая им общаться с девочками. В итоге создаются две гендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек.

В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни, и наиболее ярко это проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегацией появляется другая тенденция — конвергенции полов (их схожде­ния). Зарождение ее можно заметить в особых «предсексуальных» играх младших школьников. Конвергенция полов проявляется в разных сферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире — в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительских отношениях.

От того, какая тенденция превалирует на определенном возрастном этапе и у определенной пары представителей обоих полов, зависит и характер отно­шений между полами (более или менее благополучный).

Отношения между индивидами одного пола также меняются на протяжении всей жизни, будучи то более, то менее значимыми (по сравнению с межполовыми отношениями) на каждом возрастном этапе.

Родители по-разному воспроизводят свои гендерные роли в семье. Матери одинаково относятся к мальчикам и девочкам, а отцы — более строго контролиру­ют мальчиков, стараясь уберечь их от «фемининных» проявлений.

Теория блестяще подтверждается массой экспериментальных фактов. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, между сверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнерами, супругами, родителями и детьми. Также имеет она отношение и к гендерной со­циализации.                                          

 

  Теории гендерной психологии лидерства

Одни теории и концепции объясняют различия между лидерами разного пола (или отсутствие этих различий), другие — отношения между менеджером и под­чиненным.

Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства является бихевиористская динамическая модель обмена в диаде «лидер—последователь»Г. Граена и коллег. В последнее время изучает­ся влияние гендера на LMX.

Парадигма подобия-аттракции Д. Берна, согласно которой сходство между дву­мя индивидами увеличивает их взаимную симпатию и, следовательно, влияет на их взаимодействие и поведение, предсказывает, что взаимоотношения высокого LMXбудут с большей легкостью формироваться в однополых диадах и что жен­щинам-лидерам труднее формировать такие отношения, поскольку их начальни­ками по-прежнему остаются мужчины, 1994) [2].

Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отли­чаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресур­сами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами. В частности, речь женщин, с позиций этого подхода, является «речью безвластных», а женщины, занимающие должность, дающую им формальную власть, будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно так же и мужчины-подчиненные будут в своей речи похожими на женщин. Ре­зультаты, полученные Катрин Джонсон, частично подтвердили действие формальной позиции на вербальное, а гендерного эффекта — на невер­бальное поведение.

По мнению Игли и коллег, вышеописанный подход недооценивает роль стереотипов в восприятии лидеров разного пола.

Концепция гендерного потока, выдвинутая Барбарой Гутек и коллегами считает фактор пола доминирующим: он является столь мощным, что распространяет свое влия­ние на другие роли, в том числе и на лидерскую, заливая, подобно потоку, все вокруг. Возникает так называемый «гендерный эффект», когда пол становится бо­лее значимым, чем все остальные факторы. Согласно этой концепции, восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит прежде всего от его пола.

Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн и коллеги, С. Саттон и колле­ги) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъ­являют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отноше­нию к женщинам эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубежде­ний против нее.

Концепция инграциации связана с концепцией токенизма (о которой говори­лось выше). Свое неблагоприятное положение в группе токены (составляющие меньшинство) могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент  — способ повлиять на других людей, сфор­мировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов. Одним из проявлений такого менеджмента является ингра­циация. Это понятие было введено Е. Джоунсом (а теоретическая модель разработана Р. Лайденом и Т. Митчеллом) и означает способность челове­ка быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви. Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют ингра-циатором, а объект инграциации — мишенью. Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь.

Джоунс и Т. Питтмен эмпирически установили 4 типа инграциационных стра­тегий [2]:

1) самопрезентацию (мишень убеждают в наличии позитивных качеств у ингра-циатора: к примеру, женщина-начальник сообщает подчиненному, что она яв­ляется опытным работником, что усиливает ее воспринимаемую компетент­ность);

2) усиление других (похвала и лесть: к примеру, подчиненный признается своему начальнику, что ему очень нравится работать с ним);

3) сходство мнений (согласие с суждениями партнера и демонстрация сходства ценностей);

4) выделение фаворитов.                                                           

В исследованиях было установлено, что менеджеры наиболее часто применяли инграциацию по отношению к своим подчиненным при выборе своего заместите­ля, а также в случаях, когда им надо было убедить окружающих, что они подходят для руководящей должности. Считается, что инграциация может помочь женщи­нам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности в установлении хо­роших взаимоотношений с подчиненными, тем более что, согласно стереотипам, роль инграциатора больше подходит женщине, чем мужчине.

Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером и коллегами, имеет много приверженцев: это М. Локхид и К. Холл, Л. Карли, Б. Меккер и П. Ветцель-О'Нил, Э. Игли. Согласно этой теории, поведение челове­ка в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных по­лов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально вос­принимается как высокостатусный, а женщина — как низкостатусный индивид. Чтобы стать лидером в группе, последнему приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с первым, даже если он имеет боль­шие знания и способности, чем кто-либо еще в группе — это обнаружили Коухен и Роупер при изучении детских групп, состоящих из представителей разных рас, в отношении черных детей. По мнению Э. Маккоби и К. Жаклин, аналогично дело обстоит и с женским лидерством.

Эта теория объясняет множество эмпирических данных, обнаруживающих как сходство, так и различие лидеров разного пола по эффективности, стилю, речево­му поведению в деловых ситуациях, причем, в отличие от других направлений, она предсказывает действие гендерного эффекта и в лабораторных, и в полевых условиях. Учитывает она и стереотипы в отношении мужчин и женщин.

Теория социальных ролей Элис Игли, речь о которой шла выше, объясняет и различия в поведении лидеров. Гендерная роль требует, чтобы человек вел себя в соответствии с гендерными стереотипами. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт меж­ду гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщинлидеров могут вызывать у них снижение самооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение продуктивности работы. И хотя компетентные женщи­ны способны преодолеть эти сложности, мужчины получают преимущество при сравнении их с женщинами в роли лидера, так как подобных барьеров для них не существует. Элис Игли считает, что смягчение ролевого конфликта у женщин-лидеров приведет к росту их достижений. Этому смягчению могут способствовать:

1) реальные успехи женщин;    

2) выбор ими той области занятий и должности в тех организациях, где лидер­ская роль по стереотипу не слишком маскулинизирована, а скорее андрогинна (к примеру, руководитель детского образовательного учреждения, а не военно­го ведомства или бизнес-компании);

3) демонстрация относительно фемининного лидерского стиля демократиче­ского и ориентированного на взаимоотношения.

Две последние теории (статусная и гендерно-ролевая) являются наиболее пер­спективными в гендерной психологии лидерства, хотя в целом можно констати­ровать, что ни один из подходов не объясняет всех существующих эксперимен­тальных фактов.

Также пока нет и всеобъемлющей теории, которая годилась бы для объяснения всех многочисленных эмпирических фактов, полученных в гендерной психологии.

 

  Итак основными теориями и концепциями являются: в гендерной социализации — психоаналитическое представление о формиро­вании гендерной идентичности и нарциссизма и теория гендерной схемы С. Бэм; в области сравнения мужчин и женщин — биологический и социокультурный подходы; в психологии женщины основными являются концепции материнства Нэнси Ходоров и теория Кэрол Гиллиган об ином ценностном подходе у женщин. В разделе психологии мужчины выдвинуты различные гипотезы маскулинности: биологические (гормональная и связанная со строением и функционированием мозга), психоаналитические, представление об инструментальности мужской гендерной роли Т. Парсонса и Р. Бейлза и теория Э. Маккоби о формировании в маскулинном мире особой мужской субкультуры, отличной от женской. В психологии гендерных отношений наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов Маккоби. В разделе гендерной психологии лидерства известно несколько теорий и концепций: теория LMXГ. Граена, статусно-должностной подход Р. Хау­за, концепция трансформационного лидерства Б. Басса, концепция гендерного потока Б. Гутек, теория гендерного отбора лидеров Дж. Боумена, концепция инграциации Р. Лайдена и Т. Митчелла, статусная теория М. Локхида и теория со­циальных ролей Э. Игли.

 

 

ГЛАВА II. ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ РАЗЛИЧИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

2.1. Психометрические исследования половых различий в познавательных способностях

 

С чем связано оч

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...