Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Основные принципы организации декоративной композиции

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель дисциплины: освоить студентами различные способы художественной обработки материалов и приемов декорирования изделий интерьера.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов профессиональные художественные компетенции на основе развития цветового объёмно-пространственного мышления;

- воспитать чувство цвета и колорита.

- изучить технологии материалов, графических возможностей и техники рисунка;

- овладеть творческими методами работы.

Дисциплина «Декоративная композиция» относится к вариативной части «Общепрофессионального цикла» дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям института (бакалавриат) и ООП вуза по направлению подготовки Дизайн.

Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо знание школьного курса рисования, дисциплин: история искусств, академическая живопись, шрифт, психология художественного творчества, основы производственного мастерства, пропедевтика, основы теории и методологии дизайн проектирования.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: технология полиграфии, ландшафтный дизайн, дизайн упаковки, дизайн интерьера, компьютерная анимация, учебная и производственная практика.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции:

 

Код компетенции Содержание компетенции (или ее части) Структурные элементы компетенции Формы контроля
ОК-8   осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Знать: основы декоративной живописи. контрольные вопросы
Уметь: уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям. практические задания контрольная работа
Владеть: приемами работы с цветом и цветовыми композициями. просмотр упражнений
ПК-2.7   владеет приемами работы с цветом и цветовыми композициями.   Знать: основные правила и закономерности построения цветовой декоративной композиции. контрольные вопросы зачет
Уметь: создавать живописные композиции различной степени сложности с использованием разнообразных техник. практические задания, контрольная работа
Владеть: практическими навыками разработки монохромных и полихромных иллюзорно-пространственных изображений на плоскости. просмотр заданий курсовая работа  
ПК-3   разрабатывает проектную идею, основанную на концептульном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений Знать: декоративно-плоскостные возможности цвета. контрольные вопросы
Уметь: использовать знание по колористике в своей творческой и практической деятельности при проектировании современных объектов, пространств и форм. практические задания в цвете и графике
Владеть: приемами моделирования, необходимыми для достижения образной выразительности композиции, методами изобразительного языка декоративной живописи, основными техническими приёмами живописи. просмотр заданий в цвете и графике зачет экзамен

Содержание разделов (темы) дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование разделов и тем Распределение часов по разделам и темам 5, 4/3 лет заочная форма обучения З И Ф Коды компе-тенций
Л ПЗ, ЛР СРС Всего
I Основные принципы организации декоративной композиции.            
1.1. Организация декоративной композиции           ОК-8  
1.2. Равновесие           ОК-8
1.3. Соотношение форм           ПК-3
1.4 Виды равновесия           ПК-3
1.5. Членение плоскости на части           ПК-3
1.6. Ритмическая организация мотивов           ПК-3
1.7. Доминанта — композиционный центр           ПК-3
1.8. Оптические (зрительные) иллюзии           ПК-3
1.9. Особенности построения монокомпозиции           ОК-8
1.10 Явление оверлеппинга и его роль в декоративной композиции.           ПК-3
1.11 Построение пространства           ПК-3
1.12 Изображение объемных форм в декоративной живописи           ОК-8  
1.13 Способы организации пространства           ПК-3
II. Цвет в декоративной композиции            
2.1. Две основные группы цветов: хроматические и ахроматические           ОК-8 ПК-2.7
2.2. Основные признаки цвета           ОК-8
2.3. Одновременный световой контраст           ПК-2.7
2.4. Одновременный цветовой контраст.           ПК-2.7
2.5. Пограничный цветовой контраст           ПК-2.7
2.6. Последовательный цветовой контраст           ОК-8 ПК-2.7
2.7. Несобственные качества цвета           ПК-2.7
2.8. Теплые и холодные цвета           ПК-2.7
2.9. Цветовой круг как замкнутый спектр           ПК-2.7
2.10 Первые теории гармонических цветовых сочетаний           ОК-8 ПК-2.7
2.11 Теория гармонических сочетаний по системе В. Козлова           ПК-2.7  
2.12 Движение цвета в пространстве (теория В. Кандинского)           ПК-2.7
2.13 Изменение собственного цвета           ПК-2.7
2.14 Цветовая система М. Матюшина           ПК-2.7
III Стилизация в декоративной композиции            
3.1. Понятие стилизации и стиля           ПК-3
3.2. Стилизация в орнаменте           ОК-8
3.3. Декоративная стилизация в натюрморте           ПК-3
3.4. Стилизация природных форм           ПК-3
3.5. Декоративная стилизация в композиции на тему природных форм           ПК-3
IV Изображение фигуры человека.            
4.1. Рисование, приближенное к реальности           ОК-8
4.2. Изображение объектов с элементами стилизации           ОК-8
4.3. Изображение стилизованных объектов и композиций из них           ПК-3
4.4. Изображение фруктов           ПК-3
4.5. Изображение драпировок           ПК-2.7
4.6. Изображение растительных форм           ПК-3
4.7. Изображение объектов животного мира           ОК-8
4.8. Изображение морских камешков и ракушек           ПК-2.7
4.9. Графическое изображение натюрмортных постановок           ПК-3
Всего по дисциплине            
Зачет            
Экзамен            
Итого            

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

В современных условиях наше восприятие окружающей предметной среды рассматривается ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй декоративной композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе декоративной композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом. Важнейшими средствами упорядочения элементов декоративной композиции в единую систему являются цвет, ритм, стилизация.

Ритмические закономерности позволяют дизайнеру создавать интересные, образные произведения декоративного искусства. В декоративном искусстве стилизация - это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом. Стилизация, как процесс работы, является декоративное обобщение объектов (фигур, предметов), изображаемых с помощью ряда условных приемов изменения формы, тональных и цветовых отношений.

Жанр натюрморта наиболее характерен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В этом жанре работали многие великие мастера. История мирового и отечественного искусства дает нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного натюрморта.

К числу причин изучения учебной дисциплины «Декоративная композиция» необходимо отнести требования, которым должны соответствовать специалисты малого и среднего бизнеса в сфере дизайна. Одним из условий успешной деятельности специалиста в современной дизайнерской деятельности является их нацеленность на преобразование окружающей действительности по законам красоты.

Объектами изучения дисцплины «Декоративная композиция» являются декоративные изображения объектов: фруктов и растительных форм, животного мира и натюрмортных постановок, которые представляют основной формообразующий материал.

Основными формами организации учебного процесса являются практические занятия в виде творческих разработок декоративных композиций в цграфике и цвете, а также их просмотр, анализ и обсуждение.

Текущая аттестация студентов заочной формы производится в следующих формах:

а) в межсессионный период – на основе выполнения контрольных и курсовых работ;

б) во время экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих получению зачетов и сдаче экзамена.

Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме зачетов и экзамена (в завершении изучения курса), включает в себя ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий.

Обратим внимание, на основные вопросы каждой из изучаемых тем.

Раздел 1. Основные принципы организации декоративной композиции

Организация декоративной композиции. Равновесие. Соотношение форм. Виды равновесия. Членение плоскости на части. Ритмическая организация мотивов. Доминанта — композиционный центр. Оптические (зрительные) иллюзии. Особенности построения монокомпозиции. Явление оверлеппинга и его роль в декоративной композиции. Построение пространства. Изображение объемных форм в декоративной живописи. Способы организации пространства.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «композиция».

2. Назовите способы организации пространства.

3. Дайте определение понятию «декоративная композиция».

4. Перечислите способы организация декоративной композиции.

5. Дайте определение понятию «равновесие».

6. Что вы понимаете под «соотношением форм в композиции»

7. Назовите виды равновесия.

8. Дайте определение понятию «доминанта».

9. Приведите примеры ритмической организации мотивов.

10. Дайте определение понятию «оптические (зрительные) иллюзии».

11. Перечислите особенности построения монокомпозиции.

12. Дайте определение понятию «оверлеппинг».

13. Расскажите о роли оверлеппинга в декоративной композиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...