Как мы воспринимаем то, что видим
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Успех дизайна и верстки издания во многом зависит от того, как будет воспринята Ваша работа. Оценку дизайнерской работы дает читатель. А человек – существо сложное, его физически и психический комфорт определяются самыми разными факторами. Поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия человека и, в частности, зрительной его составляющей. Свойства зрительного восприятия В словарях дается следующее определение: восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. По статистике, человек воспринимает зрительно 83% поступающей к нему извне информации, на долю слуха приходится 12%, на долю вкусовых ощущений и осязания - 2%, на долю обоняния – 3%. Визуальные образы “интернациональны”, они позволяют легко преодолеть языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой. Нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов. Может быть, поэтому сейчас, когда на человека обрушилась лавина информации, так возросла потребность в художниках и дизайнерах?
Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них. Последовательность Любое изображение или объект, которые находятся у нас перед глазами, состоят из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходить к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно.
При знакомстве с объектом он как бы “ощупывает” его взглядом. В зрительной памяти остаются характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами. Запоминаемость Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7+2. При верстке полос или создания коллажей нельзя перегружать свою работу. Избирательность Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине значат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, -глаза, нос и губы. Точки, в которых при рассматривании зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Они наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий используются художниками для создания наибольшей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы. Ассоциативность Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т.д. Приведем в качестве примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании различных линий возникают различные вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление – это элементы выразительности.
Образность Образность - основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан. Порой объект, не виденный ранее, способствует возникновению какого-то близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект. В психодиагностике используют тест Роршаха. Глядя на бесформенные пятна, человек пытается определить, напоминают ли они растения или животных, явления природы или достижения цивилизации. Появляющиеся образы обусловлены формой пятен, цветом, фоном. Отношения к цвету – показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект, правда излишняя оригинальность свидетельствует о вычурности мышления. Художественная выразительность достигается разными путями. Яркий пример тому -творчество импрессионистов: Ван Гога, Гогена. Тулуз Лотрека. Для выражения своих мыслей они шли на сознательное искажение натуры, и от этого выразительность их произведений только усиливалась Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями. Так, на все замечания по поводу неточностей в картине “Боярыня Морозова” В.Суриков ответил: “Суть исторической картины – угадывание. Если сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все в точку – противно даже”. Алена Веселова,
Copyright © Все права защищены. 2000-2004 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДИЗАЙНА Приближенность Согласно правилу приближенности, взаимосвязанные смысловые элементы должны быть сгруппированы, расположены как можно ближе друг к другу, чтобы они выглядели как одна логическая группа, а не набор бессвязных элементов. Элементы или части текста, не имеющие отношения друг к другу, не должны располагаться рядом с теми элементами, которые дают читателю мгновенный зрительный ключ к пониманию организации и содержания страницы. Основная цель правила приближенности – организовать текст. Если информация хорошо организована, вероятность того, что ее прочтут и запомнят, более высока. В результате достигается еще и побочный эффект – более привлекательные пробелы (так любимые дизайнерами).
Как этого достичь? Слегка прищурьтесь и сосчитайте, сколько раз ваш взгляд остановился на зрительных частях текста, расположенных на странице. Если на странице более 5-6 групп, подумайте, какие отдельные части можно было бы сгруппировать, чтобы зрительно слить их в единое целое. Чего следует избегать? Избегайте расположения на одной странице слишком большого числа отдельных элементов.
Не лепите информацию по углам или только в середине.
Избегайте располагать одинаковые пробелы между элементами текста, за исключением случая, когда каждая группа текста является частью подраздела. Избегайте даже малейшей путаницы между заголовком, подзаголовком, подписями, рисунками и прилегающим к ним материалам. Не связывайте между собой элементы, которые не имеют отношения друг к другу. Выравнивание Правило выравнивания гласит, что ничто не должно быть расположено на странице случайно. Каждый элемент текста должен быть зрительно связан с другими элементами страницы. При выравнивании частей текста на странице получается связное целое. Даже, если элементы текста фактически отделены друг от друга пробелами, их и зрительно, и мысленно связывает невидимая линия, по которой эти элементы выровнены. Как правило, именно строгое выравнивание (конечно, в сочетании с соответствующим шрифтом) придает тексту либо изысканный, либо официальный, либо смешной, либо серьезный вид. Чего следует избегать Избегайте использования более, чем одного вида выравнивания на странице: то есть не ставьте один текст в центр, а другой - а правый край. И, пожалуйста, постарайтесь избавиться от привычки выравнивать текст по центру, за исключением случаев, когда вы сознательно создаете более официальную, уравновешенную презентацию.
Повтор Правило повтора гласит, что следует повторять некие элементы оформления на протяжении всего проекта. Повторяющимися элементами могут быть жирный шрифт, подчеркивание, какой-нибудь специальный символ, цвет, особый формат. Это может быть что угодно - то, что читатель будет узнавать.
Правило повтора выходит за пределы простой естественной последовательности – это сознательно объединение всех частей оформления. Повтор заметных элементов оформления на протяжении всего текста объединяет и скрепляет текст, связывая те его части, которые в противном случае оказались бы разъединенными. Цель повтора - объединить и добавить внешней привлекательности. Если текст выглядит интересно, вероятность того, что его прочтут, значительно возрастает. Как этого достичь? Сначала найдите уже существующие повторы, а потом просто усильте их. Когда вы привыкнете к самой идее повтора и создаваемому им внешнему виду, начните создавать повторяющиеся элементы, с тем чтобы усилить эффект и сделать более четким смысл. Чего следует избегать? Постарайтесь избегать чрезмерного количества повторяющихся элементов, тогда повторение начинает раздражать или подавлять. Контраст Контраст – один из самых эффективных способов придать странице интересный внешний вид, благодаря которому читателю захочется обратить на страницу внимание, - и один из способов показать организованную соподчиненность различных частей текста. Важное правило, о котором необходимо помнить, создавая эффект контраста, - то, что контраст должен быть сильным. Не робейте. Контраст получается тогда, когда два элемента сильно отличаются друг от друга. Когда два элемента как будто различны, но это различие практически незаметно, то никакого контраста не будет, поскольку есть несоответствие. Вот в этом и заключается ключ к успеху - правило контраста утверждает, что если две детали текста не совсем похожи, сделайте их разными. Абсолютно разными.
Контраст можно создать различными способами. Можно противопоставить крупный шрифт и мелкий; изящный шрифт старого стиля и рубленую жирную гарнитуру; прохладный цвет и теплый; ровную верстку текста и “рваную”; горизонтальный элемент (например, длинную строку текста) и вертикальный элемент (длинную узкую колонку текста); маленькие рисунки и большие рисунки.
Контраст преследует две цели. Первая – придать странице интересный вид. Вторая – помочь организовать информацию на странице. Контрастирующие элементы ни в коем случае не должны запутывать читателя или создавать центр, который центром быть не должен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|