Расчетная синхронизация операций: сущность, методика, экономическое значение.
Синхр-я - приведение неск процессов или операций к такому протеканию во времени, когда выпуск предметов труда из одной опер совпадает с моментом запуска этих предметов в послед опер. Все опер подразд-ся на крупноинтервал (прод-ть соизмерима с Пф) и мелкоинтервал (прод-ть кратна или приближается к такту). Синхр-и могут подвергаться мелкоинтервальные опер. Крупноинтервал вмонтируются в пр-ный процесс без разрушения синхронизации на основе 2-х методов координации: способом интервалов и заделов, в некот случаях - способом перерывов. Расч-я синхр-я - м-д орг-ции функц-ния процесса, когда технолог-кие опер по прод-ти равны и кратны такту, что позволяет запускать и выпускать предметы труда партиями ч-з такт, причем такт соблюдается для всех опер. 1-й этап расч синх р-и – опред-е расч-го числа испол-лей на каждой операции процесса: Крi=ti/𝝉=ti*Рсм/Пфi*bi ti – прод-ть обработки партии предметов труда на i-той опер. 2-й этап- опред-е загрузки кажд раб места на кажд i-той опер Зi=Крi/Кфi, при условии, что 1-Зi≤0,1 для машинных опре и 0,15-0,2 для ручных. 3-й этап – опред-е расч прод-ти опер tрi, что явл-ся устан-ем расч синхр-и tрi=Кфi*𝝉 4-й этап – т к расч синх-я ведет к относ потерям и значит-м абсолют потерям от некратности прод-ти опре такту потока, м б предприняты меры ликвидации таких потерь: абсолют потери Набс потери= для всех . относ потери Нотн потери= Меры по устранению потерь: 1. устан-ся регул-vst параметры в опред-и расч числ-ти исполн-й ti-const, Пфi-const, тогда Крi=f(Pсмi,bi), т.е. регул-ми явл-ся смен задание и величина передат-й партии; 2. исп-я смен задание как регулир-й пар-р, его вариации в больш или меньш сторону по критерию макс загрузки опер и процесса в целом либо по критерию мин потерь от некратности, можно установить оптима смен задание (при вариации с опред шагом 5-10% от ПМ), Рсм ≤ ПМ;
3) варьирование величины передат-й партии b, в различ процессах позвол снижать затраты времени на обработку ед прод-и за счет экономии времени на приемах ручн работы, что обеспеч повыш-е загрузки испол-лей на опер. 33.) Действит. синхронизация операций: условия, м-ды расчета, значения. Синхронизация – приведение неск. процессов или операций к такому протеканию во времени, когда выпуск предм труда из одной операции совпад. с моментом запуска этих предм труда на последующую операцию. При проведении расчетной синхр-ции не достиг max загрузка исполнителей. Целесообразно проводить действит. синхр-цию – это м-д орг. согласованной работы людей путем такой концентрации операций, кот позволяет максимизировать загрузку исполнителей. Концентрация м.б. технологич. и орг-ная. Технологическая осущ. путем создания и проектирования машин и механизмов, кот. агрегируют опред. часть технолог. процесса для комплексного преобраз-я предм труда в продукт при усл сопряженности мощностей по смежным операциям. Если вместо опред. кол-ва операц. машин N общей производительностью Р=А (А – выпуск прод.) уст. 1 многооперац-й агрегат производительностью А/N, при этом выпуск увелич. на величину а, то при исп. однооперац. машин кол-во исполнителей составит, например, 2N=Кф. Тогда производительность труда Р1=(А+а)/2N < А/N. При применении многооперац. машин кол-во исполнителей увелич. на n < N,а производ. труда сост Р2=(А+а)/(N+n) > (А+а)/2N. Организационная концентрация предст собой совмещение вып-я на 1 раб месте неск технологич элементарных неделимых операций по критерию максимум загрузки исполнит. Для её проведения уст критерий макс загрузки исполнителей и уст след. требования: 1.технологич. совместимость операций, т.е. ТУ, регламент, режимы допускают совмещение вып-я операций одним рабочим. 2.вып-е операций может осущ с исп либо одного вида оборуд-я либо инструм, приспособл. 3.совмещаемые операции должны иметь одинак. или близкую тарификацию работ. 4.сумма времени на вып-е совмещаемых элементарных операций д.б. равна или кратна такту поточных линий. 5.в разл. орг.формах пр-ва м.совмещаться как смежные, так и несмежные технологич. операции, напр. в конвейерных потоках – только смежные, в поточных линиях типа ДОО, ДОД – как смежные, так и несмежные.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИТ. СИНХР-ЦИИ ОПЕРАЦИЙ: 1)принятие исх. усл; 2) опред. такта; 3)проведение расч. синхр всех операций. Загрузка раб мест. Выявление потерь от некратности; 4)опред. оптим. сменного задания по критерию макс загрузки исполнителей; 5)анализ возможностей совмещения вып-я на раб месте неск операций путем их орг. концентрации по критерию макс. загрузки: -выявл. рабочие, способные вып. неск совмещаемых операций по специальности и квалиф-ции, -предусм. с-ма обучения рабочих, -предусм. с-ма стимулирования рабочих за проф.мастерство, -рассчит. орг. параметры процесса с учетом совмещения; 6)опред. оптим. сменное задание для синхронизир. процесса. 34.) Орг-ция перемещения предм. труда в пр-ве. На п. легк. пром. осн. стадиями изготовл. изд. явл. заготовит.-обрабатывающая, сборка и обраб. узлов или компонентов изд., сборка и отделка изд. На этих стадиях предм. труда существ. образом меняют свою мат-веществ. форму. В этой связи осн. критериями выбора трансп. устройств на всех стадиях пр-ва явл.: соотв-е физ. сост. предм. труда и технологии изготовл. прод.; соотв. применяемым принципам и м-дам орг-ции труда и пр-ва; соотв. габаритам изд., партиям предм. труда и их массе; рац. исп.произв. площади; надежность конструкции транспортера; удобство обслужив-я раб мест и работы исполнителей. Для перемещения предм. труда в пр-ве примен.: 1.бесприводн. трансп. средства (перемещение предм. труда либо с пом. тележек, лотков, наклонных плоскостей либо передача из рук в руки). 2.транспортные машины разл. конструкций: *вертик.-замкнутые транспортеры (ось вращения нах. в гориз. плоскости, а рабочей явл. верхняя ветвь транспортера; *гориз.-замкнутые – ось вращения нах. в вертик. плоскости. Точка запуска и выпуска совпадают; *непрерывно движ. с опред. скоростью; *челночного типа; *пульсирующие (момент движения – остановка – и т.д.). Все эти транспортир. машины м.б.: 1)вертик.-замкнутые: многолинейные, многорядные; 2)гориз.-замкнутые: одно- или многоярусные. Трранспортир. машины м.б. конвейерные и неконвейерные. Конвейер вып. 3 ф-ции: перемещение предм. труда м/у операц., регулирует темп и ритм, распред-е работы м/у людьми на кажд. операции. Конвейеры подраздел. на: *распределительные (предм. труда сним. с транспортера и обрабат. на раб. месте); *рабочепредметные (предм. труда обраб. на транспортере); рабочие (на транспортере располаг. как предм. труда, так и оборуд-е).
35.) Сущность и задачи ОП на предпр. В своем развитии пр-во прошло фазы: кустарное пр-во – доминировало до конца 16ст. В городах формиров. кварталы и улицы кузнецов,гончар., ткач., кожевенников. Мануфактура – (17ст. с появл. товарно-ден. отнош.) различ. гетерогенную (соединение неск. разнородн. пр-в в рез-те кот. созд. продукт) и органическ. мануф-ры (соед. последовательн. стадий обработки сырья). Машинное пр-во – (втор. половин 17 – нач. 18ст.) возник. в связи с накоплением капитала, бурж. революциями. Происх. милитаризция многих гос-в Европы формиров. арсеналы, кот явл. не только кузницами оружия,но и кузнецами кадров по ОП. Первой основат. работой по ОП явл. книга Бэббиджа «Экономика машин», 1830г. Конвейер (конец 19в.) – основоположник Генри Форд. Конвейер позвол. сжать произв. процесс в пространстве, уплотнить во времени и орг. непрерывн. движение и обраб-ку предм. труда. Конвейер явл. одной из разновидност. поточной формы ОП. В легк. пром. перв. конвейеры появ. в 30-е г. 20в. на обувн. предпр. Гибкие произв. с-мы и автоматич. пр-во на основе его компьютеризации – для изготовл. люб. продукта в произв. процессе все его эл-ты соед. в разл. сочетаниях, соотношениях, пропорциях. Этими эл-ми явл.: живой конкр. труд людей, средства труда (машины, оборуд.), предм. труда (сырье, мат-лы). Т.о. ОП – это комплекс мероприятий, направл. на рац. сочетание и исп-е в пространстве и во времени всех эл-тов произв. процесса с целью достижения в опред. сроки наиб. производств. рез-та с наименьш. затратами. Задачи ОП: 1.Разработка и соверш. прогрессивной произв-технологич структуры п. на основе принципов прямоточности и непрерывности. 2.Синх-зация и корд-ция произв. процессов во врем. по критериям минимум запасов и макс приближение к непрерывности преобразования предм труда в продукт. 3.Формир-е усл. рац. исп-я раб.силы, сырья и оборуд. во всех подразделениях п. 4.Разработка орг. форм пр-ва реализующих принципы рац. его орг-ции: специализации, пропорцион-сти, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и автоматичности. 5.Совершенст. подготовки пр-ва нов. видов прод., созд. нов. видов прод., созд. усл. для расширения ее ассортимента, улучшения качества в соотв. с динамично меняющимся спросом. 6.Орг-ция диспетчирования как с-мы операт. управления пр-вом и контроля реализации орг. и операт.-календ. планов п. 7.Соверш. орг-ции вспом. цехов и обслужив-х хозяйств п.
36.) Хар-ка совр. этапа развития и функционир. предпр. легк.пром. Для совр. этапа хар-ны: *частая смена ассортим. в связи с измен. моды и потребит. спроса; *возрастающая и ужесточающаяся конкуренция как на внутр. так и на внешн. рынках.; *реструктуризация п. в большинстве подотраслей пром-сти; *комплексн. механизация и автоматизац. осн. произ. процессов; *тенденция ускор. развития примен. технологий, новых искусств. и синтетич. мат-лов, совершенств. методов обработки натур. мат-лов. Однако эти и иные изменения усл. пр-ва не всегда сопровожд. совершенств. его орг. форм. Вместе с тем, развитие рын. отнош. не только кардин. меняет подходы к ОП, но и выдвигает нов цели и задачи, предполаг. формир-е мобильной, маневренной произв. с-мы, чутко реагир. на измен. конъюнктуры на рынке, обеспеч. выпуск конкурентоспособ. прод. в треб. сроки с наименьш. затратами всех видов рес. 1.) Классиф-ция орг. форм осн.пр-ва в легк. пром. Выбор орг. форм пр-ва, их преобраз-е, реорганизация завис. от след. факторов: хар-ки п. и отрасли, в кот. оно функционир. (тип пр-ва, объемы пр-ва, ассортимент и произ-технол. структура); степень раздел. труда и уровень его механизации; хар-р, форма и физ. сост. предм. труда; хар-р и порядок технологич. воздейств. на предм. труда; хар-ка и конструкц. особенности технологич. оборуд-я; хар-р действ. и конструкция трансп. машин. С учетом этих факторов все орг. фомы м. подраздел. на прерывные (представлены цеховой с-мой с исп. партионных и единичных м-дов орг-ции, хар-ны для серийного и единичного пр-ва. Предм. труда перемещ. и обрабатыв. по разл. операциям, технологич. переходам, стадиям непрерывно, не нек. время выпадая из произв. процесса) и непрерывные (предст. поточной с-мой, исп. поточные м-ды орг-ции, хар-ся потоком предм. труда по операциям, стадиям пр-ва и непрерывно либо движутся либо обраб. Для этой формы хар-на синхр-ция операций и координация всех стадий пр-ва во времени.). Произв. поточные линии м. подраздел. по след. классиф-ции: темп и ритм (со своб. темпом и ритмом, с регламентир. темп и ритм, с автоматич. регулируемым тактом агрегир. операций); число разновидностей прод. (специализир. поточные линии, многоассортимент. потоки); использ-мые трансп. средства (бесприводные, приводные).
2.) Классиф-ция и критерии выбора трансп. устройств в осн. пр-ве. На п. легк. пром. осн. стадиями изготовл. изд. явл. заготовит.-обрабатывающая, сборка и обраб. узлов или компонентов изд., сборка и отделка изд. На этих стадиях предм. труда существ. образом меняют свою мат-веществ. форму. В этой связи осн. критериями выбора трансп. устройств на всех стадиях пр-ва явл.: соотв-е физ. сост. предм. труда и технологии изготовл. прод.; соотв. применяемым принципам и м-дам орг-ции труда и пр-ва; соотв. габаритам изд., партиям предм. труда и их массе; рац. исп.произв. площади; надежность конструкции транспортера; удобство обслужив-я раб мест и работы исполнителей. Транспортирующ. машины м.б. классифицир.: 1.Подача изд. для обработки (-транспортеры для регламентир. ритма, -для относит. регламентир. ритма с отключающимися площадками, -для потоков со своб. ритмом); 2.Способ адресования изд. на раб. места (-адресование изд. на раб. место по графику закрепления ячеек при невозможности совмещения несмежн. операций, -адресование изд. на раб. место путем циркуляции контейнеров на непрерывно движ. транспортера, -поток со своб. ритмом, раб. в режиме ДОД, совмещение несмежн. операций возможно); 3.По способам подачи трансп. партий (-подача 1 изд. или комплекта, -подача партии изд. в раб. зону, -подача с пом. многоярусн. транспортеров, -подача с пом. многолин. транспортеров, подача изд. ля орг-ции работы по принципу закрытых смен); 4.Положение транспортир. машин в пространстве (-вертик.ззамкнутые, -гориз.-замкнутые, -пространственные); 5.Конструктивные особенности транспортера (-тяговый орган (цепь, лента, трос), -несущий орган (прутковая люлька, ячейка, контейнер, коробка, площадка), -перемещение тягового органа (плавное, пульсирующее, возвр.-поступательное), -изменение скорости движ. тягового органа (плавное, с наростанием или убыванием, ступеньчатое, с пом. варианта скоростей)). 3.) Соц.-псих. проблемы на конвейерн. поточных линиях. Конвейеризация пр-ва как одна из фаз или стадий в развитии технологии и орг-ции пр-ва позволили сжать произв. процесс в пространстве, уплотнить во времени и орг-вать непрерывн. поток предм труда по раб. местам и операциям. При проч. равн. усл. это позвол. повысить производ. труда в 4-5раз. При этом существ. сниж. объемы НЗП, сокращ. цикл, ускор. оборачиваемость обор. средств. Вместе с тем любая орг. форма пр-ва огранич. степень свободы действий люб. конкр. исполнителя, а конвейер обуславл. возникновение и развитие ряда противоречий, проблем соц.-псих. хар-ра: 1*Расчленение изготовл. продукта на больш число мелкоинтервальн. операций обуславл. большую повторяемость одних и тех же раб. действий в коротк. интервалы времени. Также сниж. содержательность труда при узкой специализации. 2*Это формирует однообразие в работе исполнителя с нарастающ. в теч. смены монотонностью. Это приводит с одн. стороны к функциональной физиологич. усталости рабочего к оконч. смены, а с др. – к накапливанию психофизиол. усталости в теч. раб. недели. Это негативно влияет на его восстановление сначала к след. раб. неделе, а затем и к кажд. очередн. смены. 3*Конвейер в силу воздейств. фактора скорости и с-мы распределения работы по серии управляет темпом выпуска прод., ритмом и интенсивностью работы кажд. рабочего. Это означает, что механич. с-ма диктует усл. работы, управляет исполнителей и подавляет его волю. 4*Вышеперечисл. вызывает неудовлетвор. исполнителя избранной профессией и содержанием выполн. работы. Как следствие, сниж. мотивация кажд. рабочего к производит. и кач. труду, не растет производ. труда, причем эта тенденция не преодолевается разл. с-мами стимулир-я и ростом ЗП. 4.) Мероприятия по преодол. проблем поточного пр-ва. Осн. задачами таких мероприят. явл.: гуманизация труда рабочих; расшир. возможност. исполнителя по регулир. темпа и ритма работы; преодал. однообразия и монотонности; реализац. резервов экономии времени работы людей; выявл. и исп. индивид. возможностей повышения производительности и качества работы кажд. рабочего. Для реализ. этих задач м.б. разработ. разл. меры орг. хар-ра: *на п. легк. пром. габариты и масса предм. труда позвол. варьировать величину передаточн. партии, что существ. образом влияет на возможности исполнит. регулировать темп и ритм работы. При запуске больш. партии предм труда увелич. доля затрат маш. врем. на маш-руучн. операциях. А экономия достиг. на ручных приемах работы. *поскольку в усл. глубокого раздел. труда быстро повтор. одни и те же раб. действия целесообразн. подготовить рабочих к чередованию вып-я неск. операций в теч. смены. Подбор таких операций осущ. с учет. специальности и квалиф-ции рабочего на основе анализа сов-сти раб. действий в процессе вып-я чередуем. операций. Целесообр. чередование след. операций: задейств. разл. группы мышц, изменить раб. позу исполнителя, изменение усл. и треб. к оперативн. зрительн. контролюпроцесса обработки изд. Указ. меры сниж. нагрузку на исполнителя; снимают функцион. усталость, накопл. при превой операции, что должно привести к росту произв. труда на 20-25%. *исп. конвейера позвол. в режимах работы учит. психо-физиол. сост. исполнит. в теч. смены. Для этого исп. вариаторы скоростей: 1)врабатываемость (0,7-0,8 v), 20-30 мин., предполаг. разогревание раб-ка; 2) достижение средн. произв-сти и интенсивности труда 1 v, 30-40мин.; 3) макс производит. и интенсивности 1,7-1,2 v, чуть более 2-х часов; 4) поскольку к обед. перерыву накапл. усталость 1 v, за 30-40мин. до обед.перерыва. После обед. пер. указ. режимы повтор. с пониж. скорости на 5-8%, поскольку исполнитель в сост. двойной работы (работа + переваривание). *вариация скоростей м.сочетаться с исп. функциональной музыки, ритмич. рисунок кот. соотв. скорост. режиму. Громкость д.б. чуть больше самой шумной машины. *однообраз. и монотонность работы сглажив. при исп. разл. вариантов широкоассортим. запуска. 5. Принципы и классификация поточных линий со свободным темпом и ритмом. Создание потоков, использующих все преимущества поточной системы, но снимающих противоречия конвейера, явилось важным этапом развития организационных форм пр-ва. Осн принципами, полож-ми в основу этих организ-х форм, являются:1)непрерывность потока. Предм труда в движении и/или обработке,2)предоставление исполнителям на всех раб местах возможностей самим определять ритм работы при условии вып-я сменного задания,3)орг-я управления такими процессами, учитывающая, что свободный ритм работы каждого обуславливает и свободный темп выпуска пр-ции, что взывает необх-ть контроля сменного задания непрерывно в течении всего времени функц-ния,4)своб ритм и темп в таких процессах, позволяющий каждому исполнителю исп-ть свои индив-е взмож-ти.Данная организ-я форма пр-ва явл высокоэфективной при условии высокого уровня технической подготовки пр-ва, исполн-й и позволяет существенно повысить эфективностьпр-ва в целом.К потокам со своб темпом и ритмом относ:1)потоки функционирующие в режиме дисп-опер-опер(доо).Они оснащены полуавт-ми и автомат. распред-ми транспортерами, осн ф-ция кот доставлять контейнер с партией предметов на кажд операцию произв-ого процесса;2)потоки функционир-е в режиме дод(дисп-опер-дисп), оснащаются верт-замкнутыми автомат. и полуавт-мираспределит-ми транспортерами, кот могут функцион-ть по челночному типу и быть пульсирующими, а также непрерывно движущимися с использ-ем верхней и нижней ветви транспортера;3)потоки, функцин-е в режиме отключающихся-движущихся площадок(одп), оснащаются гориз-замкнутыми многоярусными транспортерами с каретками на каждом ярусе,кот могут отключатся от движущейся цепи. При этом могут функционир-ть либо все ярусы, либо один из них.Комбинир-е формы орг-ции потоков:1)сочетающие признаки конвейерови вышеуказ типов;2)исп-ют либо линейно-послед, либо групповое расположениеоборуд-я;3)агрегатно-груповые потоки, вкл агрег-е групы раб мест,объед в один агрег-й поток.При этом кажд группа явл либо произв участком, либо секцией,специализир-ся по разл признакам;4)сквозные потоки, вкл в себя все стадии изгот-я продукта;5)потоки, не использующие транспортирующих машин.при этом передача предм труда осущ либо бесприводными трансп средствами, либо перед из рук в руки. 6.Сущность организации работы в потоке ДОО. Поток доо со свобод темпом выпуска пр-ции и ритмом работы исполнит-й функционир-ет в режиме дисп-опер-опер и оснащен горизонтально-замкнутым полуавтоматическим распределительным транспортером. При этом диспетчер осущ запуск на площадки транспортера контейнеров с партией предметов труда, кот последовательно сбрасываются на резервные площадки раб мест, где выполняются операции, соответствующие технологич-ой последовательнсти изгот-я пр-ции. Последовательность расположения раб мест и последов-стьзакрепляемых за ними операций могут не совпадать, равно как и возможно совмещение на раб местах операций смежных и несмежных(напр раб место №1-операции№№1,3 или 1,2; или №№10, 40,41 и т.д.). Последнее обуславливает путь Sк, кот проходит кажд контейнер за полный цикл обработки изделия на потоке: Sк=Lц(ф+1), Lц-длина цепи транспортера, ф-кол-во пересечений каждым контейнером условной линии запуска УЛЗ(точки запуска контейнера на площадку транспортера диспетчером) за полный цикл обработки. 7.Сущность организации работы в потоке ДОД. В наст время на П легк промыш-сти исп-ся 2 типа транспортирующих устройств, применяемых в потоках,организованных по с-ме дод: ленточного или челночного типа.Причем, как правило транспортирующее устройство предст собой вертикально-замкнутый транспортер. Практика использ-я рассматр-х типов конструкций транспортир-х устройств свидет-ет о том что для успешного выполнения задания для потока по выпуску пр-ции и обеспечения беспереб-й работы исполнителей большое значение имеет обоснование пропускной способности потока. Это обоснование заключ в проведении некот рассчетов, связанных с определением баланса времени работы потока. Поток дод функцион-ет в режиме дисп-опер-дисп со своб темпом выпуска пр-ции и ритмом работы исполнителей. Дисп осущ запуск контейнера с партией предм труда на соотв-ю операцию и после его возврата отправляет контейнер на послед операцию. 8. Орграсчет поточной линии в режиме ДОО. Этапы орграсчета:1)Определ такт потока. , Пф-период функционир-я потока в теч смены(час, мин, сек), Рсм-сменое задание потоку(шт, пары и т д),b-величина транспортируемой партии(шт, пары).2) Определ кол-во раб мест по операциям и порядок совмещения операций.3) Определ длина цепи транспортируемого устройства: Lц=2Lп+πDзв, , Lп-погонная длина потока(опред по компановке или расчит по шагу раб места), Dзв-диаметр направляющих звездочек транспортирующего устройства.4)Опред путь, совершаемый контейнером с партией изделий на транспортирующем устройстве за полный цикл обработки: S=Lц(φ+1), φ-кол-во пересечения условий линии запуска. Величина φ зависит от принятой схемы совмещения операций и порядка расположения раб мест. Опред след образом: выписываются номера операций в такой последовательности, кот соотв принятому размещению их в потоке.5) Опред скорость транспортирования изделий: υ=3*l*(φ+1)/τ, l- расстояние м/у центрами смежных площадок трансп-ра. Специфика работы потока типа доо и соотв-его транспорт-его устройства обуславливает нек особенности в опред скорости.Эта особенность закл в том, что скорость трансп устройства д. обеспеч не только бесперебойную подачу на раб места контейнеров с изделиями для обработки, но и циркуляцию контейнеров для совмещения несмежных операций. 6) Опред время пребывания изделия на трансп-щем устройстве: tT=S/υ. 7) Опред общее кол-во транспортных партий в потоке(контейнеров с изд-ми):НПП=tT/τ+2Кр, Кр-кол-во раб мест в потоке. 8) Опред периодичность запуска контейнеров в поток, т е число площадок, ч/з кот осущ очередной запуск: n3=τ*υ/l. 9) Опред величина незавершенного пр-ва: НП=НПП*b+Пс*Кс, Пс- величина произв-ой серии, Кс- кол-во произв-х серий на запуске потока. 10) Длительность произв цикла: Тц=НПП*ТСМ/РСМ=(НП-Пс*Кс)*Тсм/Рсм. 9. Орграсчет поточной линии в режиме ДОД. Этапы орграсчета: 1)Опред время посылки контейнера на раб место и обратно на диспетчерский пункт. В общем случае это время м б определено по ф-ле tпос=tд+tв+2tз.р., tд- время доставок контейнера на раб место, tв- время возврата на пункт диспетчера, tз.р.- время однократной загрузки контейнера на транспортирующее устройство. Эта величина опред-ся хронометражными наблюдениями. В свою очередь время доставки опред: tд=Lтр/2υ, Lтр- длина транспортера(погонная, м), υ- скорость транспортирующего устройства. Время возврата опред аналогичным образом. След-но tпос можно опред по ф-ле tпос= Lтр/υ+2tз.р.. Для ленточного транспортирующего устройства время посылки опред по ф-ле tпос= Lтр/2υ+tз.р. Т. о., прод-сть кажд адресования при применении ленточного транспортирующего устройства меньше, чем челночного, что увелич его пропускную способность при прочих равныхусловиях. Опыт использования транспортирующих устройств челночного типа свид-ет, что даже при рациональной орг-ции работы диспетчера время одного адресования не менее 0,75-1 мин.Применение ленточного транспотр-го устр-ва,благодаря его преимущ-м, сокр-ет это время на 50-75%. 2)Опред число адресования,кот должен осущ-ть диспетчер в течении смены для выполнения сменного задания: N=p/b*n, р- сменное задание потоку, b-величина транспортируемой партии, n-число операций в потоке. Данная ф-ла верна лишь тогда, когда задание по кажд операции равно заданию потока. Если поток явл многоассортиментным и изд отлич по числу операций, то целесообразно опред-ть N пооперационным расчетом по ф-ле N=nсумм1 Рi/b, Рi- задание по i-й операции(i=1,2..,n).3) Опред возможное кол-во адресований, кот может выполнить диспетчер за время смены с учетом неравномерности работы транспортера: Nв=Пф/tпос*Кн.р., Пф-время функционир-я потока в течении смены, Кн.р.- коэф неравномерности работы(0,75-0,85). Для успешной работы потока необходимо, чтобы Nв>=N. Если такое условие не соблюдается(т.е Nв<N), то необх уменьшить число адресований. Это м б достигнуто за счет: а)увеличения транспортируемой партии, б)дополн совмещения технологич операций, в)орг-ции передачи контейнеров непоср на послед операции, минуя диспетчера. Величина транспортируемой партии м б определена по ф-ле: b=Рсм*n/Nb. 4) Величина объема незаверш пр-ва: НП=2*Кр.м.*b+Пс*Кс, Кр.м.-кол-во раб мест в потоке, Пс- величина произв серии, Кс- кол-во произв серий на запуске потока. 10.Сущность и особенности орграсчета в потоках АГП и ПМС. В разл подотраслях легк промышл исп агрегатно-групповые потоки(АГП) или потоки малых серий (ПМС). Их различие в мощности и стр-ре, причем мощность оценивается по кол-ву раб мест:ПМС-до 50 р. м.,АГП-100-150р.м. Структура АГП: 1- пункт комплектования деталей, их предварит обраб-ка, 2-заготовочная секция, вкл групы раб мест, специализир-ся на обработке и сборке разл узлов, 3-пункт комплектования узлов для запуска на монтаж, 4- монтаж, сборка изд из узлов и деталей, 5- отделка. ПМС вкл 2 серии-заготовочную и сборочно-отделочную. Данная форма орг-ции потоков предст собой разновидность секционных широкоассортиментных потоков с глубоким разделением труда, технолог процесс в кот делится на секции. Загот-я секция вкл несколько агрегированных групп раб мест, специализир-х на изгот-ииопред деталей узлов. здесь запуск изд осущ пачками, величина кот зависит от вида изд и типа транспортир-го средства. Раб места в потоке могут располог-ся по отнош-ю к осевой линии потока в продольном или поперечном направлении или под углом. Главным при разм раб мест явл сокр пути движ-я изделий и времени выполн-я вспомог приемов операций на переотдачу изделий от предыдущего исполнителя на раб место последующего. Для этого примен беспроводные трансп средства, посредством кот передаются изд. Трансп средства след размещать в зоне охвата руки слева от рабочего или справо. Отличительной особенностью данных потоков явл предварит-е комплектование операций по принципу технологич-й однородности и специализации рабочих на изгот опред деталей и узлов.Важнейшими этапами проектир-я АГП явл:1)обособление групп раб мест по изгот деталей и узлов,2)синхронизация во времени всех организационных операций, разраб-ка технологич схемы потока,3)размещ раб мест в группе, секции, потоке, с учетом технологич последоват-ти операций. Для перемещ узлов изделия м/у группами раб мест и секциями примен приводные и бесприводные транспортир устройства: ленточные конвейеры, пульсирующие конв, подвесны цепные и винтовые конв и разного рода тележки. В монтажн секции в завис от мощности потока, ассортимента выпуск пр-ции сборка дет и узлов м б организ-на либо паралельными, либопоследов-ми м-ми. Запуск предм труда в секцию только пачковый. В отделочной секции предм труда запускаются поштучно. Их транспортир осущ в подвешенном состоянии. Расчет АГП потока имеет свои отличит особенности в основном для секции заготовки, т к технолог схема сост-сядля обраб каждого узла изд: 1) Опред среднерасчетный такт потока: τ=Тсм/(Р1+Р2+…+Рn), Тсм-продолж смены, Р-задание потоку в смену по видам изд. 2) Запуск дет пачковый. 3) Опред кол-во рабочих К по операциям: К=tср/τ, tср-средневзвеш продолжит операции над ед изделия. 4) Осущ выбор трансп устройств. 5) Сост технолог схема с соблюд требований поузловой специализ раб, выполн операций на одном и том же обор-ии, технолог послед-сти обраб, соотв норм времени на опер-ю такту потока. 6) Осущ размещ раб мест и соотв обор-я. 7) Опред объем незаверш пр-ваи длит произв цикла: НПзаг=НПзап+НПр.м.+НПм.с., НПзап-объм нп на запуске, НПр.м.-объм нп на раб местах, НПм.с.-межсекционный запас. Общий объем НП в АГП составит: НПобщ=НПзаг+НПм+НПотд+НПм.с.+НПвып, НПм- объем нп в монтажной секции, НПотд-объм нп в отделочной секции, НПм.с.---м/у секциями, НПвып----на выпуске. 11. Технология и организационная концентрация операций. Теоретич предпосылками, обоснов-щими целесообр создания многооперац обор-я взамен однооперац-го при работе на конвейерном потоке явл известные выводы о том, что вместо опред кол-ва однооперац-х машин N производ-стью Р=А(А-выпуск потока)утановлен один многооперац агрегат производ-стью А/N и выпуск потока увелич на величину а (а>0,1 А и а<А), то исп одноопер машин кол-во исполнит составит2N, а произв труда Р1=А+а/2N<А/N. Из этого следует что на конвейерном потоке с регламентир ритмом преимущ многооперац машин бесспорны. Организац-я концентрация предст собой совмещенияе вып-я на одном раб месте неск элемент-х операций с учетом технологич, организац и эконом требований по критерию максимизации загрузки рабочих.Требования:1) технолог совместимость, т е технолог условия, регламент, режимы допускают совмещение операций, 2)вып-е операций может осущ с исп-ем 1-го вида или типа обор-я, 3)совмещаемые операцииь д иметь одинаковую или близкую тарификацию работ, 4)сумма времени на выполнениесовмещаемых элемент-х операций д б равна или кратнатакту произв процесса, 5)в разл ии совмещения несмежных операций д. б. организовано перемещение предметов труда в режиме потоков со свободным темпом и ритмом: ДОО, ДОД. 12.Расчетная и действительная синхронизация операций. Расчетная синхр – м-дорг-ции функционир-я процесса, когда технолог операции по продолжит-ти равны или кратны такту, что позволяет запускать и выпускать предм труда партиями ч/з такт, причем такт соблюд-ся для всех операций. 1-й этап расчетной синхр – опред расчетного числа исполнит-й на кажд операции процесса: Кpi=ti/τ=ti*Pсмi/Пфi*bi, ti- продолж обработки партии предм труда на i-й операции,; 2-й этапопределение загрузки кажд рабочего места на кажд i-й операции: Зi=Крi/Кфi; Крià Кфi, при условии что |1-Зi|=<0,1 для машинных операций и менее 0,15-0,2 для ручных операций. 3-й этап – опред расчетной продолжит операций: tpi=Кфi*τ, при Кфi=1; tpi=1 τ, т е затрачивается 1 τ времени на обраб одной партии предм труда; при Кфi=2, кажд из 2 рабочих затрач 2τ времени на обработку одной партии предм труда. 4-й этап – поскольк расчетная синхрониз ведет к относ значит абсол потерям от некратности продолж-сти операций такту потока, м б приняты меры ликвидации таких потерь: Набс потери=сумм(Кфi-Крi), относит потери: Нотнос потери=сумм(Кфi-Крi)/сумм Кфi. Меры по устранен потерь: 1)устанавл регулир-е параметры в определении расчетной численности исполнит-й,2) исп-я сменное задание как регулируемый параметр, его вариации в большую или меньшую сторону по критерию макс загрузки операций и процесса в целом либо по критерию мин потерь от некратности, 3) варьирование величины передаточной партии в разл процессах позвол снижать затраты времени на обраб ед пр-ции за счет экономии времени на приемах ручной работы. Действительная синхронизация – м-д орг-ции согласованной работы исп-й путем такой концентрации операций на одном раб месте, кот позвол максимизир их загрузку. Методика проведения действит синхронизации: 1) выявление исходных условий в произв-м процессе, 2) опред такта процесса, 3)проведение расчетной синхронизации всех операций, выявл абсол и относ потерь от некратности, загрузка раб мест, 4)опред оптимального сменного задания, 5)анализ возможностей совмещения выполнения на раб месте неск операций путем их организац-й концентрации по критерию макс загрузки, 6)опред оптимального сменного задания для синхронизированого процесса, 7)оценка действ синхрониз-и всех операций процесса по критерию макс загрузки раб мест в пр-ве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|