Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 12 Проанализируйте словосочетания, определите их нормативность.

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Задание 1. Обозначьте ударение в словах; укажите, если есть, варианты и сферу их употребления.

Изучите теоретический материал, изложенный в главе 3, пользуйтесь «Орфоэпическим словарем».

Образец выполнения: эксп е ртный, не э кспертный (просторечное); одновр е менно и одноврем е нно.

Августовский, арахис, агент, баловать, бомбардировать, досуг, гусеничный, давнишний, дремота, засуха, задолго, закупорить, инсульт, кожух, кашлянуть, коклюш, квартал, договоры, красивее, мастерски, добыча, мизерный, оптовый, мускулистый, обеспечение, новорожденный, облегчить, петелька, цепочка, искра, шофер, премировать, принудить, по средам, планер, столяр, газопровод, тефтели, феномен, ходатайство, эксперт, хозяева, средства, свекла, туфля, звонит, некролог, вероисповедание, знамение, диспансер, маркетинг, гала-концерт.

Задание 3. Пользуясь «Орфоэпическим словарем», укажите мягкие согласные звуки перед е, подчеркнув их. Если есть, отметьте варианты.

Образец выполнения: пио н ер, свитер и сви т ер.

Айсберг, безе, бактерия, деликатес, депо, декан, депрессия, деспот, интервью, кофе, лидер, менеджер, одеколон, одессит, академотпуск, модель, музей, орхидея, пенсне, свитер, терапевт, фанера, шинель, пресса, сессия, детектив, реноме, террор, крем, декоративный, тент, рельс, резюме.

Задание 4. Определите род имен существительных.

Образец выполнения: такси –ср.р.; Сочи – м.р. (город).

Интервью, рантье, царь-пушка, КНР, кредо, сулугуни, кольраби, шимпанзе, Онтарио, ТЭЦ, бра, авеню, ЮНЕСКО, боа, иваси, хинди, Тбилиси, салями, цеце, жалюзи, Хонсю, крупье, тюль, визави, ООН, инкогнито, Капри, идальго, пушту, киви, ФБР, фиаско, сирокко, МИД, Хоккайдо, пони, табу, плащ-палатка, визави, шампунь, сопрано, аутодафе́, Лимпопо, толь, пенальти, авокадо, контральто, фламинго, штаб-квартира, ЦРУ, Сочи, штаб-квартира, рояль, мозоль, Гоби.

Задание 5

От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения.

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксёндз, торт, унт, ясли.

Задание 6

От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

1. Жирафы, степи, скирды, неряхи, яблоки, ставни, присоски, шинели, медали, унты, гуси, клавиши, манжеты, занавеси, старосты, идиомы.

2. Рояли, рельсы, босоножки, пожарища, погоны, бандероли, запевалы, грозди, санатории, ботфорты, залы, шампуни, мозоли, плаксы, судьи, боты.

Задание 7

Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.

Задание 8

Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный со­трудник, педагог, слесарь

Задание 9

Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них.

1. Факт - фактор, проблемный - проблематичный, стилевой— стилистический, сытый—сытный, методичный — методический, статичный — статический, командированный —командировочный, одеть — надеть, целый — цельный.

2. Абонент—абонемент, боязно—боязливо, неприглядный— непроглядный, осудить —обсудить, цветной — цветовой, фасонный — фасонистый, нетерпимый — нестерпимый,личный — личностный, глинистый — глиняный.

Задание 9 На базе данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные, запишите их. Сформулируйте правила правописания сложных прилагательных с первым компонентом – основой имени числительного.

Триста лет, шесть килограммов, тридцать четыре года, четыре угла, семьдесят пять метров, сто девяносто сантиметров, три тонны, семь – восемь гектаров, три недели, пятьсот – шестьсот лет.

Сорок лет, сто свечей, два этажа, шесть километров, двадцать четыре года, четыре угла, десять дней, семьдесят шесть миллиметров, сто девяносто сантиметров, три тонны, семь – восемь гектаров, три недели, пятьсот – шестьсот лет.

Сорок лет, сто свечей, два этажа, шесть километров, двадцать четыре года, четыре угла, десять дней, семьдесят шесть миллиметров, сто девяносто сантиметров, три тонны, семь – восемь гектаров, три недели, пятьсот – шестьсот лет.

Задание 10. Поставьте данные слова в нужной падежной форме и составьте с ними нормативные словосочетания.

Образец выполнения: несведущий (арифметика) – несведущий в арифметике.

Доказано (Дарвин), благоговеть (творение искусства), вопреки (обстановка), необходимость (крекинг-процесс), обедать (вагон-ресторан), благоприятствовать (выздоровление), импичмент (президент), трагедия (Косово), скучают (мы), баллотироваться (депутат), отдыхать (деревня Алексеевка), рецензия (книга), возразить (замечание), несведущий (арифметика), выходить (салон-парикмахерская), жажда (деятельность), присущий (человечество), согласно (предписание), контрабанда (икра), знакомство (Муртазин), любоваться (Болдино), озабоченность (здоровье).

Задание 11. Спишите текст, вставляя вместо пропусков числительные в нужной падежной форме и расставляя знаки препинания.

Завтра (…) октября с (…) часов (…) минут до (…) часов (…) минуты на улицу лучше не выходить об этом говорит положение Венеры в градусе (…) широты. Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше (…) рублей, а Тельцам на сумму менее (…). Раку в этот день можно рискнуть но не более чем (…) рублями. Если Лев уже располагает (…) рублями капитала ему повезет к этим (…) прибавится от (…) до (…). Дева давно мечтает о (…) которыемогли бы поправить её дела. Завтра эти мечты сбудутся если Юпитер столкнется с Марсом.

Задание 12 Проанализируйте словосочетания, определите их нормативность.

Патриот своей Родины, морской бриз, лучезарное солнце, остановиться на остановке, увидеть собственными глазами, наиболее оптимальный, перспектива на будущее, начальные инициалы, горячий хот-дог, трудоемкий труд людей, любить свою Родину, планы на будущее, обсуждать дискуссию, рассказывать различные рассказы, неизвестный инкогнито, соединить воедино, проливной ливень, вновь возобновить работу, спросить вопрос, трудоемкий труд, ценные сокровища, главная суть, темный мрак, вернуться обратно, предчувствовать заранее, повседневная обыденность, смешной анекдот, VIP – персона, знаменательное событие, собачья конура, двадцать человек солдат, толпа людей, народный фольклор, совместное соглашение, диво дивное, сто рублей денег, японское танку, эмоциональные переживания, хронометраж времени, саммит на высшем уровне, равная половина, прямая конфро.

Задание 13. Образуйте формы множественного числа родительного падежа приведенных ниже имен существительных.

Абрикос, ампер, апельсин, блюдце, болотце, бредни, брелок, бункер, вафля, вольт, гольфы, граната, гранат, грузин, двойня, деревня, десна, деревце, джинсы, жалованье, жаровня, жемчуг, зеркальце, клешня, клипсы, кочерга, кухня, одеяльце, ожерелье, оладья, оконце, ом, патлы, партизан, пекарня, полотенце, рейтузы, ружье, сапог, сватья, серьга, судья, таможня, туфля, хорват, яблоня, ясли.

Задание 14. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля.

2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки.

3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя.

4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

Задание 15. Составьте резюме

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...