Тема 4.3. Производственная санитария.
1. Гигиена труда. Гигиена труда – это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачи гигиены труда: определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряженности трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д. 2. От чего зависит работоспособность человека и каковы способы ее повышения? Работоспособность — это умение заниматься одним делом в течении длительного времени без потери качества работы и интереса к ней. Она зависит от многих обстоятельств, например, от мотивации, от профессионализма, но больше от погоды, времени суток и особого настроя.
Существует утверждение, что любимое дело не надоедает. Это заблуждение. Вся деятельность человека подвержена определенным биоритмам, и существуют взлеты и падения. Когда-то работа будет спориться и складываться совсем без усилий, а в некоторые дни невозможно будет сосредоточиться. Если знать свои биоритмы, очень легко планировать время, совершать многое в дни активности, а в оставшееся периоды иметь возможность немного расслабиться. Работоспособность зависит от мотивации. Если человеку нужны деньги, он готов какое-то время работать без перерывов. Так же может стимулировать повышение на службе, предстоящий отпуск или премия, но постоянно жить в режиме переработки невозможно, это приведет к сильнейшей усталости, что в дальнейшем скажется на качестве труда.
Погода очень сильно влияет на человека. Пасмурные дни меньше располагают к деятельности, возникает сонливость и лень. Метеочувствительные люди могут даже испытывать различные боли в моменты, когда за окном хмурится. Но чтобы улучшить самочувствие, можно закрыть шторки и помечтать о теплом солнечном дне. Специальный настрой так же необходим для выполнения качественно работы. Например, пианист поправляет фрак, усаживается на место, потирает руки. Парашютист перед прыжком или даже посадкой в самолет проверяет парашют. И это именно моменты, когда человек обдумывает в голове, что он планирует сделать, рисует план действий. Многие офисные работники перед тем, как занять свое место, выпивают чашечку кофе. И этот ритуал так же создан для настройки. Время суток влияет на человека очень сильно. Ученые утверждают, что пик работоспособности приходится на время с 9 утра до 12 дня. Потом постепенно жизненная энергия уменьшается. Но такой режим подходит не всем, каждый человек может для себя выявить время, которое ему помогает легче войти в работу, сосредоточиться и выполнить все за самое короткое время. Существуют люди, которым проще трудится ночью, и их утренние часы не будут слишком результативны. Усталость очень сильно влияет на качество работы. Если человек ежедневно загружен на предельных мощностях, он быстро выдохнется. Через один-два месяца тяжелого ритма наступает период самых низких достижений. Чтобы не уставать, нужно правильно рассчитывать нагрузку и чередовать труд и отдых. Даже в течении дня необходимо менять деятельность: физическую на умственную, и наоборот. Качественный сон влияет на работоспособность. Если человек не выспался, это сразу видно по его труду. Ухудшается скорость реакции, падает внимательность, а значит все происходит медленнее, возможны ошибки. Поэтому необходимо регулярно спать не менее 7 часов, чтобы чувствовать бодрость и готовность к достижению вершин.
3. Вредные производственные факторы. Их характеристики. Вредными для здоровья физическими факторами являются: повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений - тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др. К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока. Освещенность помещения зависит от интенсивности прямого солнечного света, а также от окраски отражающих поверхностей окружающих зданий, от окраски потолка, стен, пола, мебели с самом помещении. Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, белый цвет и светлые тона обеспечивают наибольшее отражение световых лучей — 70—90%, желтый цвет — 50%, цвет натурального дерева — 40 %, зеленый и серый— 30%, голубой — 25%, светло-коричневый — 15%, синий и фиолетовый — 10%, черный — 1%. Окраска стен и мебели оказывает и психофизическое действие. Красный цвет возбуждает, желтый тонизирует. Они улучшают настроение, повышают работоспособность. Голубой цвет успокаивает, синий и фиолетовый угнетают. Это холодные тона, они способствуют меланхолии и депрессии. Зеленый цвет является нейтральным. Естественное освещение может быть боковым, верхним и комбинированным. Боковое естественное освещение осуществляется через окна в наружных стенах, верхнее — через световые проемы в потолке, комбинированное — при сочетании световых проемов в стенах и потолке. В производственных помещениях используются следующие виды естественного освещения: боковое - через светопроемы (окна) в наружных стенах; верхнее - через световые фонари в перекрытиях; комбинированное - через световые фонари и окна. В зданиях с недостаточным естественным освещением применяют совмещенное освещение - сочетание естественного и искусственного света. Искусственное освещение в системе совмещенного может функционировать постоянно (в зонах с недостаточным естественным освещением) или включаться с наступлением сумерек.
Искусственное освещение на предприятиях осуществляется лампами накаливания и газоразрядными лампами. В производственных помещениях применяются общее и местное освещение. Общее - для освещения всего помещения, местное (в системе комбинированного) - для увеличения освещения только рабочих поверхностей или отдельных частей оборудования.
4. Какими величинами характеризуется освещение? Освещение характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным показателям относятся: световой поток Ф – часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет; характеризует мощность светового излучения, измеряется в люменах (лм); сила света J –пространственная плотность светового потока; определяется как отношение светового потока dФ, исходящего от источника и равномерно распространяющегося внутри элементарного телесного угла dW, к величине этого угла; J = dФ/dW; измеряется в канделах (кд); освещенность Е –поверхностная плотность светового потока; определяется как отношение светового потока dФ, равномерно падающего на освещаемую поверхность d S (м2), к ее площади: Е= dФ / d S; измеряется в люксах (лк); Освещенность измеряется люксметром, который состоит из селенового фотоэлемента и миллиамперметра. При попадании света на селеновый фотоэлемент возникает фототок, который в миллиамперметре воздействует на стрелку, показывающую освещенность рабочей поверхности по шкале прибора, проградуированной в люксах. Достаточность освещения – безусловное требование нормальных условий труда человека. Минимально допустимый уровень освещенности определяется рядом факторов, наиболее важными из которых являются недопустимость травмирования и обеспечение необходимой точности выполняемых работ. Освещение колеблется от 0,5 лк (аварийное освещение) до 5000 лк (работы повышенной точности). Нормативные значения освещенности различных видов работ определены СНиП 2.3-05-95:
5. Нормы освещения. Достаточность освещения – безусловное требование нормальных условий труда человека. Минимально допустимый уровень освещенности определяется рядом факторов, наиболее важными из которых являются недопустимость травмирования и обеспечение необходимой точности выполняемых работ. Освещение колеблется от 0,5 лк (аварийное освещение) до 5000 лк (работы повышенной точности). Нормативные значения освещенности различных видов работ определены СНиП 2.3-05-95: для работы высокой точности Е=1000¸1500 лк; для работы малой точности Е=200¸300 лк; для классных комнат, аудиторий, помещений, где проводятся какие-либо расчеты Е=400¸500 лк. 6. Требования предъявляемые для искусственного освещения. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-3 0-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. 7. Виды санитарно-бытовых помещений. 8. Требования к ним. Санитарно-бытовые помещения должны соответствовать СНиП “Санитарно-бытовые помещения промышленных предприятий”. В состав сан-бытовых помещений должны входить: душевые, поддушевые, умывальные, уборные, курильные, помещения для обогрева, помещения для хранения и выдачи спец. одежды, для личной гигиены женщин. Гардеробные. Рабочие основных и вспомогательных цехов предприятий допускаются к работе только в строго установленной специальной одежде и обуви, выдаваемой бесплатно на определенный срок. Хранение спецодежды и спецобуви, а также домашней одежды осуществляется на территории предприятия в специальных помещениях гардеробных. Шкафы могут быть одинарными и двойными с перегородками. Одинарные шкафы для хранения домашней и рабочей одежды должны иметь глубину 50, ширину 50 и высоту 165см, а для хранения легкой рабочей одежды (халатов, комбинезона) —глубину 50, ширину 33 и высоту 165 см. Гардеробные для хранения домашней или рабочей одежды оборудуют скамьями шириной 30х40 см, расположениями у шкафов по всей длине рядов шкафов. Расстояние между рядами шкафов в гардеробных, оборудованных скамьями, составляет 2 м, а в гардеробных без сидений 1,5 м. Ширина прохода между шкафами 1,5 м, при устройстве сидений у шкафа —не менее 2,0м Умывальные и душевые. Умывальные размещают в отдельных помещениях, смежных с гардеробными, или в помещениях гардеробных. Каждые душевые кабинки разделяются перегородками, д.б.обеспечены горячей и холодной водой. Во всех помещ. душевых д.б. предусмотрены резиновые коврики хранящиеся в физ. растворе. Все трубы горяч. водоснабжения должны быть изолированы. Расстояние между кранами умывальников должно быть не менее 0,65 м и ширина прохода между рядами умывальников 2 м, а между крайним рядом умывальников и стеной или перегородкой помещения — не менее 1,5. У каждого умыв. д.б. мыло и чистые сухие полотенца. Применение пищи, столовые. Применение пищи на предприятии разрещ. только в спец. оборудованных помещениях, для предпр. на к-х работает более 300 в смену предусмотрены столовые и буфет, если менее тогда д.быть спец. комната приема пищи. Д.б. плита, холод., столы, умывальник. Уборные, туалет, курильные. Расстояние от раб. места в производ. зданиях до уборных, кур., мест для обогрева д.б. 75м, на рабочих площ. 150м. в произ. помещ. д.б. организованы сан. посты оборудованы аптечками и др. медикаментами. Вход в туалет д.б. оборудован тамбуром с самозакрывающейся дверью, в тамбуре предусмотрен умывальник, вешалки, крючки для одежды, полочки и…Урорные в многоэтажных помещениях д.б. на каждом этаже. При числ. 30 на двух этажах или менее следует разместить на одном этаже с наибольшей числ, общую уборн. Допускают когда 15 ч. В смену. Курин. Размещают в спец. отведенных местах со ср-ми пожаротушения и урнами с песком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|